В. Лукомская - Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио

Сольфеджио



книги, учебники, пособия, ноты для дмш

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Слуховой гармонический анализ занимает значительное место в курсе сольфеджио детских музыкальных школ. Однако специальной хрестоматии по этому разделу не существует, предназначенная же для училищ «Хрестоматия по слуховому гармоническиму анализу» Б. Незванова и А. Лащенковой (Л., 1967) не может полностью удовлетворить потребности школ, так как в ней не концентрируется внимание на довольно ограниченном круге элементарных, но в то же время основополагающих гармонических средств, изучаемых в школьном курсе сольфеджио.
Предлагаемое пособие ориентировано на комплекс гармонических средств, предусмотренный программой школьного курса. Последовательность тем также обусловлена программой. Настоящая хрестоматия предназначена в первую очередь для работы на уроках, однако рекомендуется и для домашних занятий учащихся, поскольку большая часть примеров проста и доступна для исполнения.
Имея своей целью развитие гармонического слуха на художественном материале, хрестоматия поможет существенно расширить музыкальный кругозор школьников. В нее вошли фрагменты из сонат и симфоний Моцарта и Бетховена, произведений Шуберта, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского и других композиторов-классиков XVIII — XIX вв., а также некоторые образцы старинной и современной музыки.
Одним из принципов отбора музыкального материала было включение фрагментов из произведений педагогического репертуара. Это детские фортепианные циклы Чайковского и Шумана, сборник Сигмейстера, нетрудные пьесы Бетховена и Шуберта. Анализ примеров из произведений, разучиваемых в классе специальности, позволяет ощутить связь между специальностью и теоретическими дисциплинами, зачастую не осознаваемую не только учащимися, но и преподавателями специальных классов. Выявление этой связи помогает повысить интерес детей к дисциплинам теоретического цикла, существенно влияет на качество музыкального воспитания в целом.
При гармоническом анализе возникает также возможность установить связь между сольфеджио и музыкальной литературой — в тех случаях, когда разбирается фрагмент произведения, знакомого по курсу музыкальной литературы, или неизвестного учащимся произведения композитора, творчество которого они изучают. Установление таких связей весьма плодотворно, так как способствует более углубленному подходу к анализу произведений на уроках музыкальной литературы и одновременно расширяет сферу практического применения знаний, получаемых в классе сольфеджио.
При разработке методического комментария составитель руководствовался основными положениями методики гармонического анализа, сформулированными в «Хрестоматии» Б. Незванова и А. Лащенковой. К этому пособию рекомендуется обращаться как к ценному источнику методических указаний.
Подбирая музыкальный материал, составитель стремился привести яркие в художественном отношении и по возможности целостные фрагменты. В то же время они должны были быть доступными слуховому сознанию учащихся с точки зрения гармонических средств, фактуры и объема. Если фрагмент, пригодный для гармонического анализа, оказывался слишком коротким, то составитель часто продолжал цитату, чтобы не прерывать музыкальную мысль. В таких случаях не подлежащая анализу часть примера заключена в квадратные скобки.
В первых разделах приведены преимущественно краткие примеры, в последующих — более протяженные. Внутри разделов примеры также расположены по восходящей линии: от кратких к протяженным и от простых к сложным
Хрестоматия содержит много образцов вокальной музыки. Вокальную партию может исполнять педагог, группа или кто-то из учащихся. Исполнение учащимися имеет то преимущество, что дает дополнительную возможность потренироваться в чтении с листа мелодий с текстом, однако может отвлекать от восприятия примера в целом. Поэтому в первых разделах мелодию должен исполнять педагог, а в дальнейшем можно привлекать и учащихся.
Наличие различных по объему и сложности примеров позволяет применять на уроке различные формы работы. Более сложные и масштабные фрагменты следует анализировать коллективными усилиями группы, если понадобится — с помощью педагога. Более короткие и простые примеры можно использовать для устного индивидуального опроса, а также на контрольных уроках. Подобные примеры особенно способствуют развитию гармонической памяти, так как дают возможность запомнить все последование после двух-трех проигрываний.
В предлагаемом пособии проведена детальная систематизация гармонических средств. Некоторые разделы разбиты на параграфы. Такая дифференциация целесообразна в начале работы над каждой темой; кроме того, она облегчает поиск примеров на то или иное гармоническое средство. Однако в практической работе следует сочетать примеры из всех параграфов раздела, как только каждый новый аккорд будет освоен. Кроме того, на протяжении всего курса необходимо возвращаться к пройденным темам, свободно сочетая примеры из разных разделов.
VI и IX разделы, где нет принципиально новых гармонических средств, предназначены для повторения и закрепления предшествующего материала.
Музыкальный материал хрестоматии в основном ограничен школьным кругом гармонических средств. Однако такие распространенные в художественной практике аккорды, как секстаккорд и квинтсекст-аккорд II ступени, побочная доминанта и некоторые другие, все же встречаются, поскольку самое общее знакомство с ними обогатит гармонические представления учащихся.
Среди не изучаемых в школе аккордов хотелось бы выделить доминантнонаккорд. Он настолько близок по структуре, функциональной окраске и характеру применения доминантсептаккорду, что может быть легко освоен в подвинутых группах. Педагог на конкретном примере должен показать, чем этот аккорд близок доминантсептаккорду и чем от него отличается, а в дальнейшем при слуховом анализе музыкального материала обращать внимание учащихся на своеобразие звучания нонаккорда Все остальные не изучаемые в школьном курсе аккорды взяты в нотном тексте в квадратные скобки. При анализе следует определять функцию неизвестных аккордов, конкретизировать же их не обязательно. Но если уровень подготовки группы позволяет, педагог может дать теоретические сведения о некоторых из них и охарактеризовать их окраску.
Неаккордовые тоны, звучащие в момент вступления аккорда (преимущественно задержания и проходящие на сильной доле), в нотном тексте отмечаются звездочкой. Это сделано для облегчения самостоятельной работы учащихся. Остальные неаккордовые звуки, как правило, не отмечаются.
Приступать к работе с хрестоматией следует после того, как данное гармоническое средство будет хорошо освоено теоретически и практически. Учащиеся должны уже уметь свободно интонировать изучаемый аккорд, разрешать его, строить на фортепиано и определять на слух — сначала в изолированном виде, затем в последованиях.
Примеры для слухового анализа следует проигрывать несколько раз (как правило, 3—4). Первый раз фрагмент исполняется в предусмотренном композитором характере и темпе, так как необходимо дать правильное представление о цитируемой теме. При последующих проигрываниях темп может быть более медленным. Учащиеся должны постараться охватить пример в целом, а затем определять аккорд за аккордом. После анализа пример целесообразно повторить еще раз, опять в настоящем темпе, для более глубокого осмысления и закрепления результатов работы.
При анализе примера педагог должен дать необходимые пояснения относительно того, какие звуки в мелодии и гармонии следует учитывать при определении аккордов, а какие — нет; обратить внимание учащихся на особенности фактуры, наличие органного пункта, полифункциональные сочетания, неполные аккорды и т. д.

Значительную трудность на первых этапах занятий гармоническим анализом представляет необходимость слушать одновременно и мелодию, и аккомпанемент. Педагог не должен облегчать задачу, отбрасывая после первого проигрывания мелодию. Необходимые для гармонического анализа первоначальные навыки одновременного слушания двух пластов следует вырабатывать в младших классах при двухголосном пении, при занятиях гармоническими интервалами в тональности, а также при слушании музыки на уроках сольфеджио и музыкальной литературы (исполняя произведение, можно задавать вопросы относительно особенностей мелодии и аккомпанемента, не играя их по отдельности). В дальнейшем полифонический слух развивается при занятиях гармоническим анализом и при записи двухголосных диктантов. Кроме этого можно рекомендовать запись одноголосных диктантов, исполняемых во всех проигрываниях с сопровождением.
При домашних занятиях лучшим методом является анализ примеров за фортепиано. Многократное проигрывание и вслушивание в каждый аккорд делают слуховой анализ более успешным. К сожалению, этот способ доступен не всем учащимся народного и духового отделов.
Кроме определения аккордов полезно задавать на дом записывать встретившиеся в примерах гармонические последовательности цифровкой и нотами (в виде гармонической схемы), предварительно пронумеровав такты.

Прежде чем давать домашние задания по хрестоматии, педагог должен научить школьников выявлять элементарную гармоническую структуру аккордов, исключая фигурационное усложнение и удвоения, а также показать изучаемые аккорды в различных типах фактуры. Следует постоянно напоминать учащимся о необходимости определять каждый аккорд по басу. Нужно также указать, что тональность цитируемого фрагмента не всегда соответствует ключевым знакам (они указывают основную тональность произведения или его раздела).
Помимо устного анализа всех встречающихся в примере гармонических средств можно рекомендовать следующие формы работы:
1) запись цифровки примера — как во время проигрывания, так и по памяти (если понадобится, после предварительного анализа);
2) интонирование и игра на фортепиано этой цифровки сперва в тональности оригинала, затем в других тональностях;
3) использование встретившегося в примере небольшого гармонического оборота при подборе аккомпанемента к диктанту или мелодии для сольфеджирования (если удастся найти подходящий диктант или мелодию, то можно использовать при гармонизации и более протяженное последование);
4) нахождение аналогичного гармонического оборота или последования в произведениях, разучиваемых в классе специальности;
5) творчески одаренным учащимся можно предложить сочинить небольшую музыкальную тему с использованием проанализированного в классе последования.
В старших классах следует заниматься анализом и без помощи фортепиано: учащиеся должны, глядя в нотный текст и воспроизводя музыку внутренним слухом, записать гармоническое последование цифровкой. Задание такого типа можно включить в письменный экзамен по теории.
На материале хрестоматии можно также заниматься анализом формы на уровне периода. Определяя структуру отрывка, выясняя местоположение кульминации, анализируя кадансы, сравнивая предложения и т. п., учащиеся могут углубить навыки анализа музыкального тематизма, получаемые на уроках музыкальной литературы. Кроме того, полезно определять на слух период, предложение, фразу.
Если пример позволяет продемонстрировать характерные черты стиля композитора или имеет какие-либо интересные особенности гармонии или формы, то педагог обязательно должен обратить на них внимание учащихся.

Составитель выражает благодарность всем педагогам музыкальных школ Ленинграда, принявшим участие в обсуждении данного пособия. Особую благодарность составитель приносит преподавателям А. Н. Козадаевой, К. Д. Богорад и И. А. Мыльниковой за методическую помощь в процессе работы над хрестоматией, кандидату искусствоведения Л. М. Масленковой за ценные советы, высказанные в рецензии, и доктору искусствоведения А. И. Климовицкому за консультации по вопросам анализа музыкального материала.