Музыкальные сочинения М. Мусоргского

Ноты

Мусоргский - в воспоминаниях современников



Литература о творчестве русского композитора Модеста Мусоргского

 

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ М. П. МУСОРГСКОГО

 

 

Сценические произведения

«Борис Годунов», опера в 4-х действиях на либретто композитора («По Пушкину и Карамзину») в 1-й ред. по две картины в первом, втором и четвертом действиях и одна картина в третьем действии: «Зов Бориса на царство», «Венчание Бориса», «В келье Чудова монастыря», «Корчма», «Царский терем в Кремле», «Площадь перед собором Василия Блаженного» и «Смерть Бориса»; во 2-й ред. по две картины в прологе, первом, третьем и четвертом действиях и одна во втором: «Двор Новодевичьего монастыря под Москвой», «Площадь в Кремле московском (венчание на царство)», «В келье Чудова монастыря», «Корчма на литовской границе», «Царский терем в московском Кремле (Борис с детьми)», «Уборная Марины Мнишек в Сандоми-ре», «Замок Мнишек в Сандомире (сцена у фонтана)», «Грановитая палата в московском Кремле (смерть Бориса)», «Лесная прогалина под Кромами»; соч.: 1868—1869 (1-я ред.), 1871 — 1872 (2-я ред.); поев,: «...Вам всем, что добрым советом и сочувственным делом дали мне возможность осуществить задачу, лежащую в основе онеры „Борис Годунов", посвящаю мой труд...»; исп. и изд.: 1874 (клавир), 1928 (партитура в ред. П. А. Ламма и Б. В. Асафьева), 1980 (партитура, клавир и все варианты).
С 1897 г. «Борис Годунов» ставился в ред. и оркестровке Н. А. Римского-Корсакова. В 1896 г. издан клавир, в 1908 г.— выпущенные в издании 1896 г. сцены: Рассказ Пимена о царях, эпизод с курантами, рассказ царевича Феодора про попугая, сцена Самозвонца с Ран гони и монолог Самозванца после полонеза. В 1906—1908 гг. выпущена партитура оперы. В 1924 г. «Борис Годунов» был поставлен в Риге и ред. Э. Мелнгайлиса. В 1939— 1940 гг. новую инструментовку онеры (без изменений музыкального текста) создал Д. Д. Шостакович.

«Женитьба» («Совершенно невероятное событие в трех действиях»), опыт драматической музыки в прозе; на текст одноименной комедии Н. В. Гоголя; соч.: 1868; поев,: В. В. Стасову; изд.: 1908 (клавир в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1933 (авт. ред.).
В 1931 г. М. М. Ипполитов-Иванов окончил оперу, сочинив 2-е, 3-е и 4-е действия, н инструментовал ее.

«Млада», опера-балет, задуманная как коллективное произведение А. П. Бородина, Д. А. Кюи, М. П. Мусоргского и И. А. Римского-Корсакова*'*. на сюжет С. А. Гедеонова, либретто В. А. Крылова; не закончена; соч.: 1872; Мусоргскому принадлежат три отрывка: «Сцена торга» и «Марш князей и жрецов» для 2-го действия и «Служение черному козлу» («Праздник Чернобога») —для 3-го; изд.: 1931 («Марш князей и жрецов» в перелож. П. А. Ламма для ф-п, в 4 руки, 1932 («Сцена торга а ред. А. Н. Римского-Корсакова в при-лож. к кн.: Мусоргский М. Письма и документы). «Саламбо, или Ливиец», неоконченная опера по роману Г. Флобера «Саламбо» на либретто композитора (с введением стихов В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. И. Полежаева)*; соч.: 1863—1866; сохранились в виде клавира: «Песнь балеарца» (1-е действие, 1-я картина), Сцена в храме Таниты в Карфагене (2-е действие, 2-я картина), Сцена перед капищем Молоха (3-е действие, 1-я картина), Сцена в подземелье Акрополиса. Темница в скале. Мато в цепях (4-е действие, 1-я картина), Женский хор (Жрицы утешают Саламбо и одевают ее в брачные одежды) (4-е действие, 2-я картина), изд.: 1884 (партитура и клавир Женского хора из 2-й картины 4-го действия в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова), 1939 (авт. ред.).

«Сорочинская ярмарка», неоконченная комическая опера в 3-х действиях на либретто композитора по одноименной повести Н. В. Гоголя; соч.: 1875—1880; поев.: «Думка Параси»—Е. А. Милорадович, «Песня Хиври»— А. Н. Молас; изд.: 1916 (клавир и партитура всей оперы в ред. и инструментовке Ц. А. Кюи). В 1886 г. в авторской ред. были изданы «Песня Хиври», «Думка Параси» и «Гопак веселых паробков».
С работой над завершением «Сорочинекой ярмарки» связан целый ряд имен. Первым, по инициативе Ы. А. Римского-Корсакова, к ней приступил А. К. Лядов, в ред. и инструментовке которого в 1904 г. были изданы партитуры и клавиры (переложения для ф-п. в 2 н 4 руки выполнил К. Н. Чернов) следующих четырех номеров: Вступление («Жаркий день в Малороссии»), «Думка паробка» из 1-го действия, «Песня Хиври» из 2-го действия, «Гопак веселых паробков» из 3-го действия. В 1912 г. вышла из печати «Думка Параси», оркестрованная В. А. Сениловым. В там же году в ред. В. Г. Каратыгина были изданы клавиры Вступления и Ярмарочной сцены, комический дуэт Кума и Черевика из 1-го действия и Комические сцены Хиври, Черевика и Афанасия Ивановича из 2-го действия. В связи с постановкой оперы в 1913 г. Ю. С. Сахновский инструментовал часть музыки. В 1915—1916 гг. над завершением и оркестровкой всей оперы трудился Кюи. Однако и его редакция не стала последней. Использовав обработки Лядова, Каратыгина и Кюи, Н. Н. Черепнин подготовил еще одну редакцию (издана в Париже в 1923 г.). В 1930 г. В, Я. Шебалин подготовил новую редакцию «Сорочннской ярмарки», основываясь на подлинных материалах Мусоргского, и досочинил и инструментовал недостающие сцены.

«Хованщина», народная музыкальная драма в 5-ти действиях на либретто композитора; соч.: 1872—1880; поев.: В. В. Стасову («Гаданье Марфы»—Д. М. Леоновой, «Исходила младешенька»-— А. Я. Петровой-Воробьевой, «Пляска персидок»— О. А. Голенищ ев ой-Кутузовой, начало последней картины — М. И. Федоровой); изд.: 1883 (клавир и партитура в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1931 (клавир в ред. П. А. Ламма и Б. В. Асафьева); исп.: 1886 (в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
После Н. А. Римского-Корсакова над «Хованщиной» в связи с постановкой ее в Париже (Русские сезоны за границей С. П. Дягилева) работали И. Ф. Стравинский и М. Равель, стремившиеся приблизить звучание музыки к авторскому оригиналу. Пересматривая ред. Римского-Корсакова, они изменили ее за счет отдельных заимствований из автографов Мусоргского, некоторых сокращений и переинструментовки. В 1913 г. издан заключительный хор в обработке Стравинского. В 1963 г. из печати вышла «Хованщина», инструментованная Д. Д. Шостаковичем.

«Эдип», музыка к трагедии Софокла «Царь Эдип»; не окончена; соч.: 1859—1861; сохранился хор «Что будет с нами» (сцена в храме); поев.: Ж. А. Балакиреву; исп.: 1861; изд.: 1883 (партитура и клавир с голосами в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).

Сочинения для оркестра
Марш «Взятие Карса»; соч.; 1879—1880; исп.: 1880; изд.: 1883 (в ред.
и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова). «Ночь на Лысой горе» («Иванова ночь на Лысой горе»), симф. картина;
соч.: 1867; изд.:'1886 (в ред. Н. А; Римского-Корсакова), Скерцо B-dur; соч.: 1858; поев.: А. С. Гуссаковскому; изд.: 1860. Intermezzo in modoclassico; соч.: 1867; поев.: Александру Порфирьевичу
Бородину; изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова).

Вокальные сочинения
Хоры
«Иисус Навин», хор для солистов, хора и ф-п;; соч.: 1866 (1-я ред.), 1877 (2-я ред.); поев.: Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; изд.: 1883 (в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
«Марш Шамиля», для тенора, баса, хора и оркестра; соч.: 1859; поев.: Александру Петровичу Арсеньеву.
«Поражение Сеннахериба» для хора с оркестром на слова Дж. Н. Г. Байрона из «Ев ейских мелодий»; соч.: 1867 (1-я ред.), 1874 (2-я ред.; приписка Мусоргского: «Второе изложение, улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова»); поев.: Милию Алексеевичу Балакиреву (1-я ред.); Владимиру Васильевичу Стасову (2-я ред.); изд.; 1871 (1-я ред. для хора с ф-п.).

Романсы и песни
«Ах, ты, пьяная тетеря» (Из похождений Пахомыча), песня на слова композитора; соч.: 1866; поев.: Владимиру Васильевичу Никольскому; изд.: 1926 (в ред. А. Н. Римского-Корсакова).
«Без солнца», вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова (1. «В четырех стенах»; 2. «Меня ты в толпе не узнала»; 3. «Окончен праздный шумный день»; 4. «Скучай»; 5. «Элегия»; 6. «Над рекой»); соч.: 1874; поев.: А. А. Голенищеву-Кутузову; изд.: 1874.
«Веселый час», застольная песня на слова А. В, Кольцова; соч.: 1858; посв<: Василию Васильевичу Захарьину; изд.: 1923.
«Вечерняя песенка» на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1871; поев.: Софье Владимировне Сербиной (Фортунато); изд.: 1912 (в свободной ред. В. Г. Каратыгина), 1929 (авт. ред.).
«Видение», романс на слова А. А. Голенищева-Кутузова; соч.: 1877; поев.: Елизавете Андреевне Гулевич; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Где ты, звёздочка», песня на слова Н. П. Грекова; соч.: 1858; поев.: И, Л. Грюнберг; изд.: 1909 (только с франц. текстом), 1911 (с русск. и нем. текстом в ред. В. Г. Каратыгина).
«Гопак», песня на слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко в пер. Л. А. Мея; соч.: 1866; поев.: Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову; изд.: 1933.
«Горними тихо летела душа небесами», романс на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Детская» (Эпизоды из детской жизни), вокальный цикл на слова композитора (1. «С няней»; соч.: 1868; поев.: А. С. Даргомыжскому; 2. «В углу», соч.: 1870; поев.: В. А. Гартману; 3. «Жук»; соч.: 1870; поев.: В. В. Стасову; 4. «С куклой», колыбельная; соч.: 1870; поев.: Тане и Гоге Мусоргским; 5. «На сон грядущий»; соч.: 1870; поев Саше Кюи); изд.: 1871 (№ 2, 3, 4), 1872 (полностью) и 1907 (с добавлением песен «Кот Матрос» и «Поехал на палочке»).
«Детская песенка» на слова Л. А. Мея из «Руснацких песен» (№ 2 «Нана») соч.: 1868; изд.: 1871.
«Дуют ветры, ветры буйные», песня на слова А. В. Кольцова; соч.: 1864; поев.: Вячеславу Алексеевичу Логинову; изд.: 1909 (Париж; только с франц. текстом), 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.).
«Еврейская песня» на слова Л. А. Мея (из «Песни песней»); соч.: 1867;
поев.: Филарету Петровичу и Татьяне Павловне Мусоргским; изд.:
1868
«Желание», романс на слова Г. Гейне в пер. М. И. Михайлова; соч.: 1866; поев.: Надежде Петровне Опочининой («в память ее суда надо мной»); изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1933 (авт. ред.).
«Забытый», вокальная.баллада на слова А. А. Голенищева-Кутузова «с Верещагина»; соч.: 1874; поев.: В. В. Верещагину; изд.: 1874 (не разрешена к выпуску в свет) и 1877.
«Злая смерть», надгробное письмо для голоса с ф-п. на слова композитора; соч.: 1874 (под впечатлением кончины Н. П. Опочининой); изд.: 1912 (в ред. В. Г. Каратыгина, досочинившего последние 12 тактов).
«Из слез моих выросло много», романс на слова Г. Гейне (в пер. М. И. Михайлова); соч.: 1866; поев.: Владимиру Петровичу Опочинину; изд.: 1933.
«Калистрат», песня на слова Н. А. Некрасова (несколько измененные); соч.: 1864; поев.: Александру Петровичу Опочинину; изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1931 (авт. ред.).
«Классик», муз. памфлет на слова композитора; соч.: 1867; поев.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1870.
«Козел», светская сказочка на слова композитора; соч.: 1867; поев.: Александру Порфирьевичу Бородину; изд.: 1868.
«Колыбельная Еремушки», песня на слова Н. А. Некрасова; соч.: 1868; поев.: «Великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому»; изд.: 1871.
«Кот Матрос», песня на слова композитора для цикла «Детская» (см.), № 6; соч.: 1872; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова, вместе с песней «Поехал на палочке» под общим названием «На даче») и 1907 (как № 6 цикла «Детская»).
«Листья шумели уныло», муз. рассказ на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1859; поев.: Михаилу Осиповичу Микешину; изд.: 1909 (Париж, с одним франц. текстом), 1911 (с русск. текстом, в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.).
«Малютка», романс на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1866; поев.: Л. В. АзарьевоЙ, изд.: 1923.
«Много есть у меня теремов и садов», романс на слова А. В. Кольцова; соч.: 1863; поев.: Платону Тимофеевичу Бориспольцу; изд.: 1923.
«Молитва», романс на слова М. Ю. Лермонтова; соч.: 1865; поев.: Юлии Ивановне Мусоргской; изд.: 1923.
«Непонятная», романс на слова композитора; соч.: 1875; поев.: Марии
Измаиловне Костюриной; изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 {авт. ред.).
«Но если бы с тобою я встретиться могла», романс на слова В. С. Куроч-кина; соч.: 1863; поев.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1923, 1931 (авт. ред.).
«Ночь», фантазия на слова А. С. Пушкина; соч.: 1864 (1-я ред.), 1871
(2-я ред. со свободным изложением пушкинского стихотворения);
поев.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1871 (2-я ред.), 1923
(1-я ред.), 1931 (авт. ред.). «Озорник», песня на слова композитора; соч.: 1867; поев.: Владимиру
Васильевичу Стасову; изд.: 1871. «Ой, честь ли то молодцу лен прясти», песня на слова А. К. Толстого;
соч.: 1877; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Отверженная», опыт речитатива на слова Ив. Г. М.; соч.: 1865; изд.: 1923.
«Отчего, скажи, душа-девица», песня на слова неизвестного автора;
соч.: 1858; поев.: Зинаиде Афанасьевне Бурцевой; изд.: 1867. «Песни и пляски смерти», вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова (1. «Колыбельная»; соч.: 1875; поев.: Анне Яковлевне Петровой-Воробьевой; 2. «Серенада»; соч.: 1875; поев.: Людмиле Ивановне Шестаковой; 3. «Трепак»; соч.: 1875; поев.: Осипу Афанасьевичу Петрову; 4. «Полководец»; соч.: 1877; поев.: Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову); изд.: 1882 (в ред. И. А. Римского-Корсакова), 1928 (авт. ред.). «Песнь старца» на слова И. В. Гете (из «Вильгельма Мейстера»); соч.: 1863; поев.: Александру Петровичу Опочинину; изд.: 1909 (Париж, с одним франц. текстом), 1911 (с русск. текстом в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.). «Песня Мефистофеля» на слова И. В. Гёте (из «Фауста» в пер, А. Н. Струговшикова); соч.: 1879; поев.: Дарье Михайловне Леоновой; изд.: 1883 (в ред. И. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.). «Пирушка», рассказ для голоса и ф-п. на слова А. В. Кольцова; соч.:
1867; поев.: Людмиле Ивановне Шестаковой; изд.: 1868. «По грибы», песенка на слова Л. А. Мея; соч.: 1867; поев.: Владимиру Васильевичу Никольскому; изд.: 1868. «Поехал на палочке», песня на слова композитора для цикла «Детская» (см.), № 7; соч.: 1872; поев,: Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым; изд.: 1882 ( в ред. Н. А. Римского-Корсакова вместе с песней «Кот Матрос» под общим названием «На даче») и 1907 (как № 7 цикла «Детская»). «По-над Доном сад цветет», песня на слова А. В. Кольцова; соч.: 1867;
изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1929 (авт. ред.). «Раёк», муз, шутка для голоса с ф-п. на слова композитора; соч.:
1870; поев.: Владимиру Васильевичу Стасову; изд.: 1871. «Рассевается, расступается», песня на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; поев.: Ольге Андреевне Голенищевой-Кутузовой; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.). «Светик Савишна», песня на слова композитора; соч.: 1866; поев.:
Цезарю Антоновичу Кюи; изд.: 1867. «Семинарист», песня на слова композитора; соч.: 1866; поев.: Людмиле Ивановне Шестаковой; изд.: 1870.
«Сиротка», песня на слова композитора; соч.: 1868; поев.: Екатерине Сергеевне Протопоповой; изд.: 1871,
«Спесь», песня на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; поев.: Анатолию Евграфовичу Пальчикову; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова).
«Спи, усни, крестьянский сын», колыбельная песня на слова А. Н. Островского (из комедии «Воевода»); соч.: 1865; поев.: Памяти Юлии Ивановны Мусоргской; изд.: 1871 (2-я ред.), 1922 (1-я ред.).
«Странник», романс на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1878; изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Стрекотунья-белобока», шутка для голоса с ф-п. на слова А. С. Пушкина (из стихотворений «Стрекотунья-белобока» и «Колокольчики звенят»— с небольшими изменениями); соч.: 1867; поев.: Александру Петровичу и Надежде Петровне Опочининым; изд.: 1871.
«Царь Саул», еврейская мелодия на слова Дж. Н. Г. Байрона в пер.
П. А. Козлова; соч.: 1863 (1-я и 2-я ред.); поев.: Александру Петровичу Опочинину (1-я ред.); изд.: 1871 (2-я ред.), 1923 (1-я ред.).
«Что вам слова любви», романс на слова А. Н. Аммосова; соч.: 1860; поев.: Марии Васильевне Шиловской; изд.: 1923.
«Meines Herzens Sehnsuchb («Желание сердца»), романс на немецкий текст неизвестного автора; соч.:- 1858; поев.: Мальвине Бамберг; изд.: 1907.


Сочинения для фортепиано

«Близ Южного берега Крыма» («Байдары»), каприччио; соч.: 1879 (записано 1880); изд.: 1880.
«В деревне» («Au Village; Quasi Fantasia*), пьеса; соч.: 1880; поев.: И. Ф. Горбунову; изд.: 1882 (журн. «Le NouvellisU, Яе 9).
«Дума», пьеса на тему В. А. Логинова; соч.: 1865; поев.: В. А. Логинову; изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина).
«Картинки с выставки» («Воспоминание о Викторе Гартмане»), цикл пьес (1, «Прогулка»; 1. «Гном»; 2. «Старый замок»; 3. «Тюильрийский сад»; 4, «Быдло»; 5. «Балет невылупившихся птенцов»; 6. «Два еврея, богатый и бедный»; 7. «Лимож. Рынок»; 8. «Катакомбы. Римская гробница»; 9. «Избушка на курьих ножках»; 10. «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве»); соч.: 1874; поев.: В. В. Стасову («Вам, устроителю Гартмановской выставки, на память о нашем дорогом Гартмане. 27 июля 74 г.»); изд.: 1886 (в ред. Н, А. Римского-Корсакова), 1930 (авт. ред.).
«На Южном берегу Крыма» («Гурзуф у Аю-Дага»), пьеса с подзаголовком: «Из путевых заметок»; соч.: 1879; поев.: Дарье Михайловне Леоновой; изд.: 1880.
«Из воспоминаний детства», две пьесы (1. «Няня и я»; 2. «Первое наказание»); соч.: 1865; поев.: «Посвящаю памяти моей матушки»; изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина, дописавшего 13 тактов во второй, не оконченной Мусоргским пьесе), 1939 (авт. ред.).
«Швея», скерцино; соч.: 1870; изд.: 1872.
Ein Kinderscherz, пьеса, имеющая также названия: «Детские игры», «Уголки»; соч.: 1859 и 1860; поев.: Николаю Александровичу Лева-шеву (ред. 1859); изд.: 1873.
Impromptu passionne («Воспоминание о Бельтове и Любе»); соч.: 1859; поев.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1939 (авт. ред.).
Intermezzo; соч.: 1861; изд.: 1873.
La capncieuse, пьеса на тему Л, Гейдена; соч.: 1865; поев.: Надежде
Петровне Опочининой; изд.: 1939. «Meditation» (FeuilJet d'album); сон.: 1880; изд.: 1880. «Porte-enseigne» («Подпрапорщик»), полька; соч. и изд.: 1852; поев.:
«Товарищам по юнкерской школе». Scherzo cis-moll; соч.: 1858; поев.: Любови Михайловне Бубе; изд.:
19П (в ред. В. Г. Каратыгина), 1939 (авт. ред., два варианта). «Souvenir сГешапсе» («Воспоминание детства»), пьеса; соч.: 1857;
поев.: Николаю Оболенскому; изд.: 1911 (в.ред. В. Г. Каратыгина),. 1939 (авт. ред.).
Une larme («Слеза»); соч.: 1880; изд.: 1880-е гг. (посмертно).

Несохранквшиеся сочинения
«Буря на Черном море», большая муз. картина для ф-п.; соч.: 1879; не записана.
Соната до мажор для ф-п. в 4 руки; соч.: и исп,: 1861.
Menuetto (или Menuet monstre), для оркестра ИЛИ ф-п.; соч.: 1861.

Неосуществленные замыслы
«Аника-воин и смерть», для голоса и ф-п.; вокальный цикл «Песни и пляски смерти» как Ня 5 (замысел 1876 г.).
«Бирон», опера.
«Бобыль», опера на сюжет повести Шпильгагена «Ганс и Грета», переделанной «на русский лад» В. В. Стасовым; для этой оперы Мусоргский набросал сцену гадания (1870), в дальнейшем использованную им в сцене гадания Марфы в «Хованщине».
Большая сюита для оркестра с арфами и ф-п. на темы народов Закаспийского края (замысел 1880 г.).
«Ган Исландец», опера на сюжет В. Гюго; замысел относится к 1856 г.
«Как небеса, твой взор блистает», романс на слова М. Ю. Лермонтова (замысел 1865 г.).
Комическая опера на сюжет Гоголя (замысел 1871 г.).
«Леший», опера на сюжет А. Ф. Писемского (замысел 1869 г.).
Народная историческая музыкальная драма с участием приволжской казачины (замысел 1871—1872 гг.).
«Подибрад Чешский», симфоническая поэма (замысел 1867 г.).
«Пугачевщина», опера на сюжет «Капитанской дочки» А. С. Пушкина с внесением «других новых элементов» (замысел 1877 г.); на записанной от П. И. Пашино киргизской народной песне композитор сделал пометку: «NB. Для последней оперы „Пугачевщина"».
«Рак», или «Крапивная гора», для голоса и ф-п.; музыкальный памфлет на Лароша — противника «Могучей кучки»; на слова композитора (замысел 1874 г.).
«Савва Грудцын», опера на сюжет русской анонимной повести XVII в., сочинять которую предполагалось в содружестве с Голенищевым-Кутузовым (замысел 1881 г. В последние дни жизни).
Симфония ре мажор в 4-х частях; соч. (наброски для ф-п.): 1861—1862; поев.: предположительно: «Товариществу среды»; записи не сохранились.