Модест Мусоргский - Сорочинская ярмарка

М. Мусоргский (ноты)



Ноты к опере "Сорочинская ярмарка" Модеста Мусоргского для голоса, фортепиано в pdf

 

 

Скачать ноты к Сорочинской ярмарке
М. Мусоргский
Сорочинская ярмарка
Опера в трех действиях, четырех картинах
либретто композитора по одноименной повести Н. Гоголя
редакция П. Ламма
сочинение завершено В. Шебалиным
переложение для пения с фортепиано
“Музыка”, 1982г.
(pdf, 12.3 Мб)

содержание:

 

ОТ РЕДАКЦИИ


Клавир оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» печатается по изданию:
Мусоргский М. Полное собрание сочинений, т. 3, вып. 1. Редакция, вступительная статья и примечания П. Ламма. Музгиз, М., 1933.
Вступительную статью и примечания П. Ламма см. также в издании клавира оперы, вышедшем в издательстве «Музыка» в 1970 году.

ОТ РЕДАКТОРА ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ

Во время окончания работы над сочинением оперы «Борис Годунов» в 1870 году, Мусоргский усиленно искал сюжетов для новых опер, в том числе и для комической, бытовой, по Гоголю, из украинской жизни. На это указывает -нам сам композитор в письме к А. Н. Пургольд (Молас) от 3 января 1872 года1): «Гоголевский сюжет мне хорошо известен, я думал о нем года два тому назад, но дело не подходит к пути мною избранному — мало захватывает Русь-матушку во всю ее простодушную ширь».
Но какой именно сюжет Гоголя подразумевает здесь Мусоргский, выяснить до сего времени не удалось. Интерес к сюжетам для опер из повестей Гоголя издавна существовал в кружке Балакирева. Об этом свидетельствует сохранившийся лист бумаги, озаглавленный: «Заседание 25 декабря 1858 г. «Спб.» с изложением «Программы оперы «Ночь на Иванов день» в трех действиях (сюжет заимствован из повести Гоголя)». В конце листа имеются следующие подписи с ремарками: «Писал П. Боборыкин, при сем присутствовали и имели словесное о деле прение Модест Мусоргский, Евгений Мусоргский, Василий (Захарьин), скрепил Милий Балакирев»).

Продолжая работу над второй редакцией «Бориса Годунова» и задумываясь над сюжетом для «народной исторической музыкальной драмы» (оперы «Хованщина»), Мусоргский стал собирать материалы и для оперы из украинской жизни. Уже летом 1874 года, во время работы над «Хованщиной», Мусоргский решил писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, как он сообщает о том в письме к Л. И. Кармалиной3) от 23 июля 1874 года: «Хованщина» явится (буде суждено) попозже, а раньше представится комическая опера «Сорочинская ярмарка», по Гоголю. Это хорошо как экономия творческих сил. Два пудовика: «Борис» и «Хованщина», рядом, могут придавить, а тут еще, т. е. в комической опере, та существенная польза, что характеры и обстановка обусловлены иною местностью, иным историческим бытом и новою для меня народностью. Материалы украинского напева до такой степени мало известные, что непризванные знатоки считают их подделкою (под что?), накопились в изрядном количестве. Словом, работа на чеку: лишь бы сил да разума».

В. Стасов ошибочно относит первоначальные замыслы оперы «Сорочинская ярмарка» к 1875 году, когда пишет1): «Мысль о другой опере — «Сорочинская ярмарка»—возникла у Мусоргского в 1875 году, вследствие желания создать малороссийскую роль для О. А. Петрова, которого необычайный талант он страстно обожал и с которым (а равно и с его талантливой, и в самой старости, супругой, А. Я. Петровой) он чрезвычайно сблизился после постановки «Бориса» в 1873 и 1874 годах».
Трудности сочетания русского языка с цитатами на украинском языке, как это имеет место в повести Гоголя, по-видимому, смущали «реалиста» Мусоргского2), чем и был вызван временный отказ его от сочинения «Сорочинской ярмарки» в 1875 году. Об этом мы достоверно узнаем из письма композитора к Л. И. Кармалиной3) от 20 апреля 1875 года: «От малорусской оперы отказался: причины этого отречения — невозможность великорусу прикинуться малоруссом и, стало быть, невозможность овладеть малорусским речитативом, т. е. всеми оттенками и особенностями музыкального контура малорусской речи. Я предпочел поменьше лгать и побольше говорить правды. В бытовой опере к речитативу следует относиться еще строже, чем в исторической, зане в первой нет крупного исторического события, прикрывающего, как ширмы, кое-какие оплошности и неряшливость; поэтому недостаточно владеющие речитативом мастера избегают бытовых сцен в исторической опере».

Но решение это было временное, и в следующем 1876 году композитор снова принимается за эту оперу: делает записи народных песен и наброски музыки для голосов с фортепиано. Об этом свидетельствуют: во-первых, сохранившиеся в рукописях Мусоргского записи напевов украинских народных песен, частично использованных им в «Сорочинской ярмарке» (см. ниже), относящиеся к 1876 году и позднее к 1879 году, записи эти производились или самим Мусоргским, или со слов В. Вл. Крестовского, а также главного режиссера русской оперы в Петербурге — А. В. Морозова; во-вторых, письма Мусоргского к Л. И. Шестаковой и письмо В. В. Стасова к Н. А. Римскому-Корсакову.
В 1876 году, 24 июля Мусоргский писал Л. И. Шестаковой): «Балуемый Вами,"голубушка, седой юноша, все это время так и пышет музыкальной работой: еще для «Сорочинской» хорик дивчат приобрел». В письме от 31 августа 1876 года к ней же2): «Сочинился цыган для «Сорочинской ярмарки», — такой, имею Вам доложить, хват и плут этот цыган. Обмечтались кое-какие сценки на ярмарке, то грациозные, то забавные. Мерещится немножко любовная сценка Параси с парубками. А сколько я еще мечтаю сделать!. Имею «поповские завидущие глаза» в музыке».
В. В. Стасов в письме от 17 июля 1876 года к Н. А. Римскому-Корсакову писал: «Вижу только одного Мусорянина иной раз: он работает немало, да еще не только в «Хованщину», но и в «Сорочинскую ярмарку» — две оперы разом! И тут, и там он понаделал таких славных вещей, которые наверное вас порадуют».


Скачать ноты Скачать ноты