М. Мусоргский (ноты)
Ноты к опере "Сорочинская ярмарка" Модеста Мусоргского для голоса, фортепиано в pdf
М. Мусоргский
Сорочинская ярмарка
Опера в трех действиях, четырех картинах
либретто композитора по одноименной повести Н. Гоголя
редакция П. Ламма
сочинение завершено В. Шебалиным
переложение для пения с фортепиано
“Музыка”, 1982г.
(pdf, 12.3 Мб)
содержание:
ОТ РЕДАКЦИИ
Клавир оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» печатается по изданию:
Мусоргский М. Полное собрание сочинений, т. 3, вып. 1. Редакция, вступительная
статья и примечания П. Ламма. Музгиз, М., 1933.
Вступительную статью и примечания П. Ламма см. также в издании клавира
оперы, вышедшем в издательстве «Музыка» в 1970 году.
ОТ РЕДАКТОРА ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ
Во время окончания работы над сочинением оперы «Борис Годунов» в 1870
году, Мусоргский усиленно искал сюжетов для новых опер, в том числе и
для комической, бытовой, по Гоголю, из украинской жизни. На это указывает
-нам сам композитор в письме к А. Н. Пургольд (Молас) от 3 января 1872
года1): «Гоголевский сюжет мне хорошо известен, я думал о нем года два
тому назад, но дело не подходит к пути мною избранному — мало захватывает
Русь-матушку во всю ее простодушную ширь».
Но какой именно сюжет Гоголя подразумевает здесь Мусоргский, выяснить
до сего времени не удалось. Интерес к сюжетам для опер из повестей Гоголя
издавна существовал в кружке Балакирева. Об этом свидетельствует сохранившийся
лист бумаги, озаглавленный: «Заседание 25 декабря 1858 г. «Спб.» с изложением
«Программы оперы «Ночь на Иванов день» в трех действиях (сюжет заимствован
из повести Гоголя)». В конце листа имеются следующие подписи с ремарками:
«Писал П. Боборыкин, при сем присутствовали и имели словесное о деле прение
Модест Мусоргский, Евгений Мусоргский, Василий (Захарьин), скрепил Милий
Балакирев»).
Продолжая работу над второй редакцией «Бориса Годунова» и задумываясь над сюжетом для «народной исторической музыкальной драмы» (оперы «Хованщина»), Мусоргский стал собирать материалы и для оперы из украинской жизни. Уже летом 1874 года, во время работы над «Хованщиной», Мусоргский решил писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, как он сообщает о том в письме к Л. И. Кармалиной3) от 23 июля 1874 года: «Хованщина» явится (буде суждено) попозже, а раньше представится комическая опера «Сорочинская ярмарка», по Гоголю. Это хорошо как экономия творческих сил. Два пудовика: «Борис» и «Хованщина», рядом, могут придавить, а тут еще, т. е. в комической опере, та существенная польза, что характеры и обстановка обусловлены иною местностью, иным историческим бытом и новою для меня народностью. Материалы украинского напева до такой степени мало известные, что непризванные знатоки считают их подделкою (под что?), накопились в изрядном количестве. Словом, работа на чеку: лишь бы сил да разума».
В. Стасов ошибочно относит первоначальные замыслы оперы «Сорочинская ярмарка»
к 1875 году, когда пишет1): «Мысль о другой опере — «Сорочинская ярмарка»—возникла
у Мусоргского в 1875 году, вследствие желания создать малороссийскую роль
для О. А. Петрова, которого необычайный талант он страстно обожал и с
которым (а равно и с его талантливой, и в самой старости, супругой, А.
Я. Петровой) он чрезвычайно сблизился после постановки «Бориса» в 1873
и 1874 годах».
Трудности сочетания русского языка с цитатами на украинском языке, как
это имеет место в повести Гоголя, по-видимому, смущали «реалиста» Мусоргского2),
чем и был вызван временный отказ его от сочинения «Сорочинской ярмарки»
в 1875 году. Об этом мы достоверно узнаем из письма композитора к Л. И.
Кармалиной3) от 20 апреля 1875 года: «От малорусской оперы отказался:
причины этого отречения — невозможность великорусу прикинуться малоруссом
и, стало быть, невозможность овладеть малорусским речитативом, т. е. всеми
оттенками и особенностями музыкального контура малорусской речи. Я предпочел
поменьше лгать и побольше говорить правды. В бытовой опере к речитативу
следует относиться еще строже, чем в исторической, зане в первой нет крупного
исторического события, прикрывающего, как ширмы, кое-какие оплошности
и неряшливость; поэтому недостаточно владеющие речитативом мастера избегают
бытовых сцен в исторической опере».
Но решение это было временное, и в следующем 1876 году композитор снова
принимается за эту оперу: делает записи народных песен и наброски музыки
для голосов с фортепиано. Об этом свидетельствуют: во-первых, сохранившиеся
в рукописях Мусоргского записи напевов украинских народных песен, частично
использованных им в «Сорочинской ярмарке» (см. ниже), относящиеся к 1876
году и позднее к 1879 году, записи эти производились или самим Мусоргским,
или со слов В. Вл. Крестовского, а также главного режиссера русской оперы
в Петербурге — А. В. Морозова; во-вторых, письма Мусоргского к Л. И. Шестаковой
и письмо В. В. Стасова к Н. А. Римскому-Корсакову.
В 1876 году, 24 июля Мусоргский писал Л. И. Шестаковой): «Балуемый Вами,"голубушка,
седой юноша, все это время так и пышет музыкальной работой: еще для «Сорочинской»
хорик дивчат приобрел». В письме от 31 августа 1876 года к ней же2): «Сочинился
цыган для «Сорочинской ярмарки», — такой, имею Вам доложить, хват и плут
этот цыган. Обмечтались кое-какие сценки на ярмарке, то грациозные, то
забавные. Мерещится немножко любовная сценка Параси с парубками. А сколько
я еще мечтаю сделать!. Имею «поповские завидущие глаза» в музыке».
В. В. Стасов в письме от 17 июля 1876 года к Н. А. Римскому-Корсакову
писал: «Вижу только одного Мусорянина иной раз: он работает немало, да
еще не только в «Хованщину», но и в «Сорочинскую ярмарку» — две оперы
разом! И тут, и там он понаделал таких славных вещей, которые наверное
вас порадуют».