Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов
При составлении пятого выпуска сборника «Поет русский народный хор» учитывались отзывы и пожелания руководителей и участников самодеятельных хоровых коллективов. В своих письмах они просили включить в сборник такие произведения, как «Ой ты, Волга-река» Ф. Маслова, «Пойду, молода, погуляю!» Е. Кузнецова, русскую народную песню «Степь да степь кругом» и др. Наряду с популярными здесь широко представлены и новые работы советских композиторов, постоянно пишущих для русских народных хоров.
Как всегда, в наш очередной выпуск вошли сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, доступные коллективам разного уровня подготовленности. Среди них песни о мире («Мир всем, кто трудится» В. Баснера и А. Петрова), о труде хлебороба («Кормилица-землица» В. Григоренко), о молодых строителях БАМа («У нас на БАМе» Н. Кутузова). Образ русской женщины, олицетворяющий любовь к Родине, к жизни, воплощен в песне А. Аверкина «Подвиг матери». Картинами русской природы навеяны новые лирические произведения О. Дымова, Л. Дмитриева, А. Ушкарева, уже вошедшие в репертуар хоровых коллективов.
В данный выпуск по просьбе участников художественной самодеятельности
мы включили больше песен шуточных и игровых, без которых не обходится
ни один концерт русского народного хора. Здесь и песня В. Голикова «Хор
старушек», и народные плясовые «Ой, за рекой за быстрой такой», «У нашей
Кати», и частушки — излюбленный жанр народного репертуара. В выпуске печатаются
«Молодежные частушки» в записи и обработке известных собирателей сибирского
фольклора братьев Заволокиных, а также припевки Белгородской области «Акулинка»
в записи и обработке И. Веретенникова.
Плодотворна творческая деятельность Государственного Кубанского и Государственного
Донского народных хоров; в последние годы она способствовала освоению
казачьего песенного фольклора и другими коллективами. Мы предлагаем их
вниманию две казачьи народные песни в обработке И. Корчмарского — «Прощай,
Кавказ» и «Собирай в путь-дорогу, мамаша».
Составитель и издательство благодарят всех, кто в своих письмах выразил
пожелания, помогающие нам в подготовке репертуарных сборников.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им.
Глинки
В данный выпуск включены в основном
произведения средней трудности. Составитель счел целесообразным дать рекомендации
по разучиванию и исполнению некоторых из них.
Открывает сборник песня в характере марша «Мир всем, кто трудится» В.
Баснера и А. Петрова (переложение для хора В. Самсоненко). Изначально
она не предназначалась для исполнения русскими народными хорами, однако
благодаря удобной хоровой аранжировке, сделанной с учетом их тесситурных
возможностей и исполнительской манеры, простой фактуре, удобному голосоведению,
легко запоминающейся мелодии песня может занять достойное место в репертуаре
русских народных хоров. При исполнении особое внимание следует уделить
подаче, текста. Следует разучить его до освоения музыки, декламируя хором
в замедленном темпе.
В песне В. Григоренко «Кормилица-землица» определенную трудность может представить исполнение припева в быстром темпе с четкой артикуляцией. Он изложен автором в бестактовой нотации, и лишь пунктирные черты помогают поделить его на более мелкие метрические структуры, в каждой из которых заключено 5/8, Причем и эти условные такты удобно раздробить на еще более мелкие: 3/8+2/8, 2/8+3/8 и т. д., в порядке чередования. Заключительный такт этого раздела исполняется в свободном темпе по усмотрению дирижера.
Для песни Ф. Маслова «Ой ты, Волга-река» характерны предельно ясная фактура и удобное голосоведение. Предлагаем несколько разнообразить ее запевы: в первом куплете запевает одна певица или две-три, во втором — вся альтовая группа хора, в третьем к ней могут присоединиться тенора (по партии альтов). Такое распределение сил в сочетании с точным выполнением всех указанных динамических оттенков (нюансов) несомненно обогатит звучание, придаст ему большую выразительность.
Хор А. Пахмутовой «А у нас по Заречью» (без сопровождения) изложен автором без детализации исполнительских средств. Здесь возможен сольный запев в первых двух куплетах и групповой в третьем; возможно также исполнение припева первый раз группой хора, а при повторении — полным составом. По желанию песня исполняется на секунду или терцию ниже.
В сочинении А. Ушкарева «Пороша» выставлен лишь один начальный нюанс тр, что предполагает самостоятельную исполнительскую трактовку, зависящую от общей художественной и вокальной подготовки коллектива, его исполнительских и творческих традиций. Например, начав тихо, как бы издалека, можно постепенно усиливать звучание, довести его до f («Скачет конь.») и затем также постепенно стихать, как бы удаляясь.
Песня Л. Дмитриева «Зима-зима» не представляет особых вокально-технических трудностей. Изменяя состав исполнителей в запеве (сначала одна певица, затем группа хора и, наконец, весь хор) и в припеве последнего куплета (одна солистка первые восемь тактов, затем хор), можно постепенно обогатить партитуру новыми, яркими голосовыми красками. Исполнительский динамический план должен в первую очередь основываться на интонационной выразительности текста и мелодии.
Популярнейшая русская народная песня «Степь да степь кругом» (воронежский вариант) в обработке В. Захарова известна по ее исполнению хором им. Пятницкого и хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Первый поет с сопровождением, второй без него, что вполне допустимо. При пении в сопровождении баянов весьма желательна индивидуализированная вторая партия баяна, исполняющая очень важные по своей выразительности подголоски среднего регистра (в партии фортепиано они помещены на втором нотоносце в басовом ключе).
Песня «У нашей Кати» при исполнении ее хором им. Пятницкого всегда объявлялась в концертах как «пляска деревенских модниц». На авансцену выходили девушки (четыре-шесть) и, плавно двигаясь перед хором в такт песне (иногда притопывая каблучками), словно соревновались друг перед другом в красоте, обаянии и грации. Песня шуточная, а движения грациозные, женственные — в этом одна из особенностей сценического решения номера.
Хороводная Воронежской области «Ой, за рекой, за быстрой такой» печатается в подлинном виде с сохранением особенностей местного голосоведения и диалектного выговора. При исполнении ее хор может двигаться, танцевать. Перегруппировка хора, при которой он распадается на маленькие вокальные ансамбли, несомненно повлияет на тембровый ансамбль в целом. Чтобы избежать этого, на репетициях нужно добиваться большой слаженности голосов в дуэтах» терцетах, квартетах.
Лирическую песню «Ох, не зимою, летнею порою», как и предыдущую, следует исполнять в подлинно народной манере с сохранением особенностей места бытования песни. При работе над интонацией особое внимание рекомендуем обратить на шестую повышенную ступень, встречающуюся трижды в верхнем голосе. Звук этот должен исполняться с тенденцией к повышению.
Интересные решения сценического номера заложены в припевках Белгородской области «Акулинка», в основе которых лежит популярный наигрыш «Камаринской». Исполнение рассчитано на женский хор или ансамбль и один солирующий мужской голос. Наличие коротких, но выразительных инструментальных проигрышей предопределяет возможность подключения к баяну других русских народных инструментов (струнных, духовых, ударных), В этих эпизодах желательно приплясывание. Более развернутую пляску можно поставить уже после исполнения припевок, как их продолжение. В качестве музыкального сопровождения подойдет инструментальная партия пьесы. В самом последнем проведении целесообразно снова пение хора.
Форма «Молодежных частушек» — традиционная,
диалогическая. Идет незлобивая, с лукавой усмешкойу девчат и с серьезными,
обиженными лицами у ребят обычная словесная перепалка. В конце, как водится,
примирение. Исполнять частушки лучше группами, а не всем хором, избегая
резкого скандирования текста. Там, где вместо пения ребята произносят
только два слова («Ну?... Неужели?.»), куплет проигрывается на баяне.
А. Широков