Поет русский народный хор - Выпуск 6

Ноты для хора



Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Шестой выпуск серии «Поет русский народный хор», как и предыдущие, включает сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, для коллективов разной степени подготовленности. Большинство песен публикуется впервые.
Открывается сборник праздничной «Здравицей» Л. Дмитриева, которой можно начать концертную программу хора, а также исполнить ее при официальной встрече гостей, преподнесении традиционных хлеба-соли. Среди песен патриотического, гражданского содержания — «Мы победу ковали в труде» С. Стемпневского, «Земля сибирская» Г. Пономаренко. Сельским труженикам, их заботам и радостям, посвящены песни «Хлеборобы» Д. Львова-Компанейца, «Новый дом» Ю. Рыбникова, «Жавороночек» Б. Киселева. В сборнике представлены также лирические песни («Русские кружева» Евг. Шелеманова, «Кто бы парню намекнул» И. Поликарпова, «Тальяночка» О. Дымова), сатирическая сценка «Гармонист» В. Григоренко, шуточные припевки «Как у нас на вечеринке» Ю. Зацарного.
Хоровые сочинения «Ель моя, ёлушка» Г. Пантюкова и «Что рябина со калиной собеседовались» А. Носкова написаны авторами в характере подлинных русских народных песен. Оба автора (первый является художественным руководителем Омского русского народного хора, второй — главным хормейстером Северного русского народного хора), хорошо зная природу этих традиций, органично используют средства народного музыкального языка.
Русские народные песни, публикуемые в сборнике, предназначены для исполнения разными составами: женским, мужским, смешанным.
В конце сборника к большинству произведений даются методические указания по разучиванию и исполнению.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

При исполнении «Здравицы» Л. Дмитриева может возникнуть необходимость введения в хор мужских голосов, не предусмотренных автором. Целесообразнее всего усилить нижнюю партию женского хора мужскими голосами со слов «Хорошую песню поет страна». В последних двух тактах они могут поделиться на две партии и сдублировать женские голоса октавой ниже.
Партитура песни Г. Пономаренко «Земля сибирская» красочна и разнообразна. При желании хормейстер может варьировать нюансировку. Например, запев второго куплета («В тропах таежных.») может быть более приглушенным, на меццо-пиано. В таком же плане может начаться и припев, однако, начиная с третьего такта, звучность следует увеличить, а начало репризы и ее продолжение дать на форте. В третьем куплете в припеве возможно исполнение репризы из-за такта сначала только солистами, затем — всем хором. Нюансировка — как во втором куплете.

Хор С. Стемпневского «Мы победу ковали в труде» по фактуре приближается к типу сочинений, исполняемых коллективами академического плана. Здесь, в частности, имеют место имитационные проведения, групповые реплики, текстовые разночтения. Рекомендуется учить этот хор раздельно с женской и мужской группой и лишь после освоения материала петь вместе.
В песне Д. Львова-Компанейца «Хлеборобы» советуем разнообразить запевы: в первом куплете до самого припева поют только женские голоса, во втором — только мужские (основную мелодию в унисон), в третьем — все вместе, как написано у автора.

Партитура сельской картинки Ю. Рыбникова «Новый дом» — одна из интереснейших и вместе с тем труднейших в сборнике (длительное пропевание терциями в мужской и женской группе хора, сохранение устойчивого темпа при чередовании восьмых и шестнадцатых, выпевалие триолей шестнадцатыми на последних слогах слов). Особое внимание нужно уделить верхнему ми-бемоль у басов на словах «поднажмем». Звукоподражание ударам топора («чеп, чап»), переходящее из голоса в голос, приходится всегда на слабые доли такта, что создает дополнительные ритмические и ансамблевые трудности.

Песню Евг. Шелеманова «Русские кружева» рекомендуется исполнять в хореографическом оформлении: совместно с танцевальным коллективом либо самостоятельно хором. Простейшим решением может быть плавное хождение по сцене цепочкой с использованием переменного шага на каждую четвертную долю музыки. Направление движения цепочки можно прихотливо менять, то закручиваясь в спираль, то разрывая линию в характере рисунков русских кружев.

Частушки Ю. Зацарного «Как у нас на вечеринке» целесообразно запевать одной исполнительнице из группы средних голосов хора. С припева вступит весь хор. Солистка в это время может пританцовывать. Со слов «Эх, спляшем» к ее танцу или проходке подключается весь хор или его часть. Переходить после этого на вступление необязательно: допустимо начинать каждый очередной куплет непосредственно с запева.

Большие возможности для постановочной фантазии предполагает сценка «Гармонист» (музыка В. Григоренко). Два главных исполнителя — девушка и гармонист — помимо вокальных, должны обладать и артистическими данными.
Исполнение песни Г. Пантюкова «Ель моя, елушка» требует широкого дыхания, протяженного звука, большого динамического нарастания. Одно из труднейших мест партитуры — фортиссимо с ферматой. Звучание всех партий, кроме первой женской, следует после ферматы резко снять,*оставив лишь первые голоса, которые, постепенно стихая, перейдут на вокализацию слога «а».
В жанровой картинке О. Дымова «Тальяночка» два музыкальных образа: подражание гармошечному наигрышу и распевная, в характере волжских страданий мелодия. В соответствии с этим должен строиться и исполнительский план. Первая часть исполняется подчеркнуто остро, инструментально; восьмые ноты берутся очень коротко. Вторая часть, несмотря на указание автора «Оживленно, весело», лучше, на наш взгляд, прозвучит в контрасте к «наигрышу» — более раздольно, напевно.
Три русские народные песни Псковской области обработаны для женского состава русского народного хора. Наиболее трудна для исполнения первая из них — «Ты, рябинушка». Здесь очень важно выполнить динамическое нарастание к концу третьего куплета («да к солнцу выросла»). После кульминации, подчеркнутой многозвучным аккордом с разделением всех партий, — мягкое и постепенное diminuendo. Последнюю высокую ноту (до-диез) может взять одна исполнительница — лучше та, которая запевала.

Кубанская народная песня «За Кубанью огонь горит» в обработке И. Корчмарского более всего подходит для мужского хора с крепкими голосами. Ее можно исполнить в традициях походной казачьей песни (ровно, на одном форте) или с некоторыми дополнительными нюансами. Например, шестой, седьмой и восьмой куплеты (диалог матери с сыном) можно спеть тихо, а последний, девятый куплет— подчеркнуто громко, вначале чуть сдержанно, возвращаясь потом к первоначальному темпу.
При исполнении русской народной песни «Полоса моя, полосонька» (обработка Н. Веретенникова) в куплетах с неравным количеством слогов потребуется дробление отдельных четвертных нот на восьмые.

В сибирской народной песне «Черемушка» (обработка В. Сигалова) очень важно выполнить динамическую линию от пиано к форте и снова к пиано. Высокие ноты (ре, ми) следует брать прикрытым звуком головного регистра.
Русскую народную песню «Под окном Маша сидела» (обработка А. и Г. Заволокиных) уместно исполнять в движении. Однако не следует буквально обыгрывать ее сюжет. Достаточно скромных, непритязательных проходок одной пары (парня и девушки), начиная с пятого куплета на словах «А мой миленький идет».
Л. Широков