Ноты для хора - Хор имени Пятницкого

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf

Партитуры, ноты народных песен из репертуара хора имени Пятницкого

 

 

Песня для оркестра народных инструментов
Из репертуара Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого
Партитура. Выпуск 1
составитель А. Широков
"Музыка", 1970г.
номер 6108

содержание:

 

Слово о творческом коллективе

Хор имени Пятницкого. Коллектив, рожденный в народе и воспитанный им, по праву считается старейшим и верным пропагандистом народных песен. 17 февраля 1911 года в Москве, в Малом зале Благородного собрания, впервые прозвучали они в его исполнении. Воронежский музыкант, страстный собиратель песен Митрофан Ефимович Пятницкий привез в Москву из деревень группы певцов и организовал здесь крестьянские концерты. По рассказу одного из руководителей хора, П. М. Казьмина, основу хора с момента его основания составляли три группы певцов: воронежская, рязанская и смоленская. В группу воронежских певцов вошли односельчане М. Е. Пятницкого. На первых концертах каждая из этих групп выступала отдельно, но потом лучшие песни стали исполняться всем коллективом.

Надо заметить, что деятельность хора уже тогда была отмечена напряженной, творческой работой его участников, которые после нелегкого трудового дня шли на репетицию, на квартиру Пятницкого или на задворки Новодевичьего монастыря, и часами оттачивали исполнение каждой песни. Митрофан Ефимович Пятницкий стремился прежде всего сохранить народную манеру исполнения, чтобы певцы смогли в полной мере донести богатство русской песни до слушателей. «Пойте, как у себя на завалинке ив хороводах поете», — требовал он. Передавать прелесть русской песни должны были и оригинальные старинные наряды, в которых выступали участники хора.

В программу первого концерта вошло 27 песен из разных областей России. Некоторые из них исполнялись с сопровождением. Обычно аккомпанировали певцам на жалейках. Уже в первом концерте появились произведения, завоевавшие огромную популярность среди любителей народной музыки. Песни «Горы Воробьевские», «Полоса моя, полосынька», исполненные февральским вечером в Малом зале Благородного собрания, и теперь входят в репертуар коллектива, имеют большой успех у слушателей.
Через год хор Пятницкого вновь выступал в Москве. На этот раз его программа была более организованной, объединенной в три законченные картины: «Вечер за околицей», «Праздничный день после обедни», «Свадебный обряд». На выступлении хора в Большом зале Московской консерватории присутствовали Рахманинов и Шаляпин, которые тепло отозвались о концерте.
Крестьянские концерты повторялись и в последующие три года. Они несли людям лучшие традиции русской песни но, к сожалению, не были доступны широким кругам слушателей. Своеобразный итог первых лет работы хора был подведен выпуском в 1914 году сборника «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами», где были опубликованы 20 наиболее популярных песен из репертуара хора.

Несмотря на энтузиазм, настойчивость, с которыми М. Е. Пятницкий взялся за собирание и пропаганду русских народных песен, до революции он не мог в полной мере осуществить свои творческие замыслы. И не случайно подлинный расцвет хора начинается после Великого Октября. Появилась возможность массовых выступлений, с расширением аудитории обогатился репертуар. Хор выступал на фабриках, заводах, в деревнях. Советское правительство уже тогда придавало его деятельности большое значение. 22 сентября 1918 года на концерте хора в Кремле побывал Владимир Ильич Ленин. Он с интересом отнесся к работе коллектива (в «кремлевскую» программу хора входили картины «Вечер за околицей», «Посиделки», «Свадьба» и созданная на современном материале картина «Освобожденная Россия»). На следующий день Ленин принял Пятницкого в Кремле. В беседе с ним Владимир Ильич подчеркнул важность пропаганды русского народного творчества, указал на необходимость расширения деятельности хора.
Коллектив, воодушевленный вниманием Ленина, его добрым напутственным словом, стал трудиться с еще большим энтузиазмом. В 1923 году за энергичную и плодотворную работу он был награжден грамотой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где давал ряд концертов, а в год двадцатипятилетия ему было присвоено звание заслуженного коллектива республики.

В 1927 году не стало М. Е. Пятницкого. После его смерти коллектив возглавил Петр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича, литературовед и фольклорист.
1936 год — открывает новый этап в творческой биографии коллектива. Хор становится профессиональным. У него появляется возможность более вдумчивой и основательной работы над песенным материалом. В эти годы осуществляется коренная перестройка работы хора. Немалый вклад в совершенствование его исполнительского мастерства принадлежит композитору Владимиру Григорьевичу Захарову, который вместе с П. М. Казьминым с 1931 года руководит коллективом. Меняется внешний облик хора. Он становится праздничнее, наряднее. В репертуар, наряду со старинными, все чаще включаются современные песни о жизни советских людей. Среди них — произведения самого В. Г. Захарова. Перестройка коллектива заканчивается созданием специальных групп музыкантов и танцоров. В коллектив приходят замечательная мастерица танца Татьяна Алексеевна Устинова и известный музыкант Василий Васильевич Хватов.
Песни, исполняемые хором, получают поистине всенародное признание, это относится прежде всего к песням «Провожанье», «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами».

Война не прервала творческой деятельности хора. Выступая на фронтовых подмостках, по радио артисты хора имени Пятницкого вдохновляли советских бойцов на правый бой за счастье и свободу Родины. Песни В. Захарова «Ой, туманы мои», «Белым снегом» становятся подлинно народными. В военные годы в творческом почерке коллектива появляется еще одна принципиально новая черта. Его исполнители теперь не только поют или пляшут, они играют на сцене. В 1943 году хор выступает с программой, в которую входят «Сцены русской народной свадьбы». Свадебные песни являются частью бытовых картин, представляемых артистами на сцене. Текст «Сцен русской народной свадьбы» составил П. М. Казьмин, используя подлинный фольклорный материал. Песни, частушки, народные обычаи и обряды, пляски, хороводы — все это органично звучало в свадебных сценах. В 1944 году за новые творческие достижения большая группа артистов хора была награждена орденами и медалями; В. Г. Захарову присвоено звание народного артиста СССР, а П. М. Казьмину — звание народного артиста РСФСР.

Послевоенный период деятельности хора отмечен новыми песнями В. Г. Захарова. Темы их — Родина, Россия, возвращение солдат, защитивших Отчизну, к мирному труду, и конечно, новая колхозная лирика («Песня о России», «Слава Советской державе», «Как с войны пришли ребята», «Лучше нету того цвету».). Репертуар оркестра обогатили пьесы В. В. Хватова «Карусель», «Свадебные напевы», а репертуар танцевальной группы — пляски «Тимоня», «Гусачок», «Девичий хоровод». Большой работой хора следует считать и постановку народных сцен «За околицей», сюжет и текст которых был написан П. М. Казьминым.
В послевоенные годы коллектив начинает свои зарубежные гастроли. В 1948 году он едет в Чехословакию, затем в Польшу, Болгарию, Румынию, ГДР, Финляндию. И повсюду его выступления встречают большой интерес и пользуются неизменным успехом. Эта добрая традиция сохраняется коллективом и по сей день.
Новой ступенью мастерства хора явилась его работа над народными песнями «Горят пожары», «Степь да степь кругом», «Есть на Волге утес», а также над песней В. Г. Захарова «Наша сила в деле правом», в которой решается тема борьбы за мир, и песнями и плясками колхозной свадьбы (текст песен А. Твардовского, музыка В. Захарова).

В 50-е—60-е годы коллективом руководит П. М. Казьмин и Мариан Викторович Коваль, а с 1963 года — композитор Валентин Сергеевич Левашов. Приход в коллектив композитора В. С. Левашова связан с новыми творческими поисками. Об этом свидетельствуют программы хора «Русская земля», «Цвети, Россия», «Утро России». Не порывая с традициями русского народного творчества, В. С. Левашов смело вносит в исполнительскую манеру хора элементы современности. Хор живо откликается на запросы народа, его выступления отличаются актуальностью, политической заостренностью.
Перестроены хоровая и танцевальная группы, оркестр коллектива.
«В настоящее время, — рассказывает руководитель хора имени Пятницкого В. С. Левашов, — особенность нашего коллектива состоит в том, что женская группа певцов делится на четыре партии, а не на три, как это было ранее; мужская группа певцов делится на три партии, а не на две. В оркестре широко применяются четырехструнные домры, балалайки, баяны, самобытные народные духовые инструменты, гармоники, ударные инструменты. Увеличена танцевальная группа, что позволяет осуществлять постановку массовых плясок, танцев. Много работают с коллективом главный хормейстер Галина Владимировна Фуфаева, руководитель танцевальной группы Татьяна Алексеевна Устинова, руководитель оркестра Александр Семенович Широков».

Более полувека звучат песни в исполнении хора имени Пятницкого. Его заслуги высоко оценены народом, партией, Советским правительством. В день пятидесятилетия коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1968 г. хор стал Академическим.
А. Владимиров

 

СОСТАВ ОРКЕСТРА

Домры: Пикколо, Примы, Теноровые, Басовые, Контрабасовые
Баяны: I, II, контрабас
Духовые: Владимирские рожки, (трубы) —сопрано, альты Брелка, жалейка, Свирель
Ударные: Треугольник Бубен
Малый барабан, Тарелки, Большой барабан, Коробочка, Ложки, Щетки, Трещотки, Колокольчик, Ксилофон
Гусли клавишные
Гусли звончатые: примы, альты, басы
Балалайки: Примы, Секунды, Альты, Басы, Контрабасы
Примечание: партии духовых инструментов можно исполнять на баяне.

Хоровые партитуры для ОРНИ Скачать сборник

 

Произведения для ансамбля РНИ
Из репертуара Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого
Партитура. Выпуск 2
для голоса или хора с сопровождением оркестра русских народных инструментов
составление А. Широкова
"Музыка", 1972г.
номер 7141

содержание:

 

№№ 1, 2, 10, 11, 17 — инструментовка А. Широкова; № 3 — инструментовка В. Калинина;
№ 8 — инструментовка А. Воеводина.

Партитуры к песням и танцам Скачать ноты для хора

 

Партитуры к РНП
Из репертуара Государственного академического русского народного хора
имени Пятницкого

Партитура. Выпуск 3
составитель А. Широков
"Музыка", 1973г.
номер 7965

содержание:

 

№№ 1, 3, 4, 7, 9, 10, 15 — инструментовка А. Широкова. № 2, 6 — инструментовка В. Хватова № 5 — инструментовка В. Калинина № 12 — инструментовка А. Воеводина.

Хоровые ансамбли - репертуар Скачать ноты для хора

Спасибо Анне за сборник!

 

Скачать ноты для хора
Из репертуара Государственного академического русского народного хора
имени Пятницкого

Партитура. Выпуск 4
составитель А. Широков
"Музыка", 1974г.
номер 8248
(pdf, 18.5 Мб)

содержание:

 


№№ 1, 4 — инструментовка В. Хватова;
2, 3, 5, 7, 13 —инструментовка А. Широкова; № 6 — инструментовка В. Калинина.

Скачать ноты Скачать ноты для хора

 

Какой репертуар хора им.Пятницкого
Из репертуара Государственного академического русского народного хора
имени Пятницкого

Партитура. Выпуск 5
составитель А. Широков
"Музыка", 1975г.
номер 8793

содержание:

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА С ОРКЕСТРОМ
Наша сила в деле правом. Музыка В. Захарова. Слова С. Михалкова
Советская Россия. Музыка С. Туликова. Слова Л. Кондырева
Хороша метелица. Музыка Л. Бакалова. Слова В. Семернина
Поет гармонь на перекрестке. Музыка В. Левашова. Слова Л. Кондырева
Хитрая девчонка. Музыка В. Мурадели. Слова И. Казакова.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СОЛИСТОВ С ОРКЕСТРОМ
Морошка. Музыка М. Коваля. Слова В. Пухначева
Перевоз Дуня держала. Русская народная песня. Обработка В. Хватова.
Вдоль по питерской дорожке. Русская народная песня. Обработка А. Широкова
Пойду, взойду на гору. Русская народная песня. Обработка А. Ушкарева
На горе было, горе. Русская народная песня. Обработка В. Воронкова.

МУЗЫКА ДЛЯ ТАНЦЕВ
Здравствуй, Волга! Вокально-хореографическая композиция. Музыка В. Левашова. Слова Л. Кондырева
На отдыхе. Музыка А. Широкова
Русская пляска. Музыка А. Воеводина.

РНП из репертуара Скачать ноты для хора

 

Партитуры для народных хоров
Из репертуара Государственного академического русского народного хора
имени Пятницкого

Партитура. Выпуск 6
составитель А. Широков
"Музыка", 1976г.
номер 9095

содержание:

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА С ОРКЕСТРОМ
1. Ленин —с нами! Музыка Анат. Новикова, слова М. Вершинина
2. С добрым утром, Москва! Музыка Ф. Маслова, слова И. Дремова и В. Федотова
3. Только трудом! Музыка В. Букина, слова Л. Дербенева
4. Первый тост. Музыка В, Левашова, слова 3. Ямпольского
5. Последнее письмо. Музыка В. Захарова, слова Н. Палькина
6. Что хотите говорите. Музыка С. Туликова, слова Н. Палькина.
7. Калинка. Русская народная песня. Обработка В. Левашова и А. Широкова
8. Шел Савин с именин. Шуточная русская народная песня. Обработка А. Широкова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СОЛИСТОВ С ОРКЕСТРОМ
9. Ах, долга ты, ночь. Русская народная песня. Обработка А. Широкова
10. Ты, рябинушка. Русская народная песня. Обработка В. Воронкова.
И. Над серебряной рекой. Русская народная песня. Обработка А. Воеводина.
МУЗЫКА К ТАНЦАМ
12. Расцветай, земля весенняя. Вокально-хореографическая композиция. Музыка В. Левашова, слова П. Градова
13. Орловская пляска. Музыка В. Хватова, слова народные
14. В. Попонов. Полька.
15. Ой ты, яблонька. Русская народная песня. Обработка В. Воронкова

№№ 1, 4, 6, 12 — инструментовка А. Широкова; № 3 — инструментовка В. Воронкова; № 2 — инструментовка В. Калинина; №5 — инструментовка В. Хватова.

Партитуры песен танцев для русского народного ансамбля Скачать партитуру

 

Что поет хор
Из репертуара Государственного академического русского народного хора
имени Пятницкого

Партитура. Выпуск 7
составитель А. Широков
"Музыка", 1979г.
номер 10137

содержание:

 

РНП из репертуара Скачать ноты к песням

 

Песни Пятницкого
Из репертуара Государственного академического русского народного хора
имени Пятницкого

Партитура. Выпуск 8
составитель И.Обликин
"Музыка", 1982г.
номер 11886

содержание:

 

Партитуры к песням для хора Скачать ноты к песням

Спасибо Анне за сборник!

 

Оркестр народных инструментов - ноты
Русские народные песни
из репертуара хора имени М.Пятницкого

для голоса и оркестра русских народных инструментов
(баяны, балалайки, домры)
"Государственное музыкальное издательство", 1957г.
номер м26173г

содержание:

 

Ноты для народного оркестра Скачать сборник

Спасибо Ирине за сборник!

 

 

Частушки Пятницкого
Песни и частушки
из репертуара Государственного русского народного хора им. Пятницкого
составитель А.Широков
"Советский композитор", 1961г.
номер с2051к

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Выпуском сборника избранных песен и частушек из репертуара Государственного русского народного хора им. Пятницкого мы надеемся хоть в какой-то степени удовлетворить те многочисленные запросы участников и руководителей художественной самодеятельности, которые они выражают в своих письмах.
Большое место в сборнике занимают старинные народные песни, обработанные различными авторами специально для хора им. Пятницкого с учетом всех творческих особенностей этого коллектива, а именно:
а) использование женских голосов, поющих только в грудном, альтовом регистре;
б) использование мужских голосов преимущественно в их среднем и высоком регистре;
в) плотность расположения голосов хора в партитуре (как следствие первых двух особенностей);
г) деление всего хора на шесть партий; три женские и три мужские.
С наибольшей яркостью и последовательностью эти и некоторые другие особенности проявились в произведениях композитора В. Г. Захарова, творчество которого составляет одну из самых замечательных страниц истории хора им. Пятницкого.

Учитывая то обстоятельство, что в практике самодеятельных народных хоров преобладает несколько иная структура голосов (три женских и две мужских партии), все хоровые партитуры приведены к единому виду, соответствующему именно этой структуре. Сущность авторских замыслов при этом нисколько не изменилась.
Несколько иначе пришлось поступить с сопровождением песен. Многие из них печатаются с баянным сопровождением, т. е. так, как они исполняются в хоре им. Пятницкого. Однако те из песен, сопровождения которых были написаны специально для оркестра народных инструментов, оказалось целесообразным изложить не для баяна, а для фортепьяно. Фактура сопровождения при этом выглядит более полно, а изложена она таким образом, что любому белее или менее опытному инструментовщику не представит большого труда сделать соответствующее оркестровое переложение. Также целесообразным оказалось сохранение авторского изложения (для фортепьяно) песен В. Захарова. Предлагаемая при этом баянная цифровка поможет баянистам свободнее ориентироваться в партии сопровождения.
Значительная доля помещенных в сборнике произведений публикуется впервые. Часть из них входила в прежние программы хора, часть включена в репертуар недавно.
А. Широков

Горят, горят пожары. (РНП о Степане Разине). Обработка В.Захарова. Переложение для фортепиано А.Широкова
Степь да степь кругом. Обр. В.Захарова
Со родимой, со сторонки. Обр. В.Захарова. РНП записана в Туруханском крае
Заболит моя головушка. Обр. В.Захарова. РНП записана в Туруханском крае
Селезень. Русская хороводная песня. Обработка В.Захарова
Не одна во поле дороженька
Уж я золото хороню.
Солнце всходит и заходит
Ты взойди, солнце красное. Обр. В.Захарова
У нашей Кати. Русская народная песня. Обработка А.Широкова
Встала я на зореньке. Обр. В.Захарова
Во лесочке. Обработка А.Ушкарева
Четыре ветра. Обработка А.Рудневой
Говорят я боевая. Частушки. Запись музыки А.Широкова и слов А.Кулемкина
Уж как пал туман. Современная народная песня. Запись А.Мосолова, Обр. В. Клюева
Славься, советский народ. Музыка М.Коваля, слова Б.Кушелева
Народу партия верна. Музыка А.Новикова, слова В.Харитонова
Не сбивай с дороги сокола. Музыка П.Акуленко, слова А.Коваленкова
Ой ты, Волга-река. Музыка Ф.Маслова, слова Я.Шведова
Славно нынче потрудились. Музыка Ф.Маслова, слова П.Казьмина. Переложение для баяна А.Широкова
В чистом поле. Музыка В.Захарова, слова М.Исаковского
Мельник. Музыка В.Захарова, слова Т.Твардовского
Ключ к сердцу. Музыка М.Коваля, слова Н.Палькина

Сборник с нотами и текстами pdf Скачать сборник

Спасибо Ирине за сборник!

 


ОРКЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА ИМ. М. Е. ПЯТНИЦКОГО

 

Этот коллектив  связан с условиями работы в прославленном хоре и зависит от его профиля, но тем не менее он имеет и свое творческое направление.
Официально оркестр, как таковой, существует с 1938 года, однако попытки введения народных инструментов в хор относятся к более раннему периоду. Известно, что хор был создан в 1911 году с целью возродить и сберечь русское народно-песенное творчество, показать деревенское музыкальное искусство. Для этого в хор наряду с исполнителями народных песен были приглашены музыканты-самоучки, исполнители на струнных и духовых народных инструментах: колесной лире, звончатых гуслях, свирели, жалейке, рожках и др. Выступая эпизодически в концертах, они вносили разнообразие в репертуар, придавая ему красочность и самобытность.
В 20-х годах в хоре стали исполнять частушки в сопровождении балалайки. Позже для сопровождения песен и танцев были введены баяны. Баянисты играли также и на различных гармониках. В 1936 году из певцов были созданы квартет гусляров и небольшой балалаечный ансамбль, участвовавший в русской пляске.

В 1938 году в связи с коренной реорганизацией хора Комитет по делам искусств при СНК СССР принял решение о создании при хоре им. Пятницкого ансамбля русских народных инструментов из 16 человек. На должность руководителя оркестра был назначен В. В. Хватов, большой знаток и любитель русской народно-инструментальной музыки.
В юности Хватов около шести лет играл в оркестре Н. Привалова, ученого этнографа, мечтавшего о возрождении исполнительства на всех забытых русских народных инструментах и соединении его с исполнительством на андреевских балалайках и домрах. Естественно, Хватов, как один из ведущих музыкантов приваловского оркестра, разделял взгляды своего учителя.
Поскольку В. Захаров — художественный руководитель хора — думал об оркестре с полным набором народных музыкальных инструментов, то лучшую кандидатуру, чем Хватов, которого он знал лично, найти было трудно. Прием в оркестровую группу проходил по конкурсу. Зачисленным в оркестр необходимо было в срочном порядке осваивать один из народных духовых инструментов и работать по принципу совместительства на двух-трех инструментах. Вынужденная мера вначале, стала впоследствии традицией. Специфика хора — низкие женские голоса — кроме того, требовала введения в оркестр не трехструнных домр, а четырехструнных. Хватову нужно было полностью отказаться от установившихся принципов инструментовки и записи партитуры для традиционного состава народного оркестра и срочно изучить и освоить новые технические и художественные средства. Все же через два месяца после организации оркестр был включен в программу хора и успешно выступил не только в качестве аккомпанирующей группы, но и самостоятельно исполнил пьесу Хватова «От села до села».

Великая Отечественная война помешала дальнейшему росту исполнительского мастерства, поскольку многие музыканты ушли на фронт. Но уже в 1943 году состав оркестра не только достиг довоенного уровня,, но и превзошел его численно в полтора раза. Небывалая популярность хора создала благоприятные условия и для оркестра. Уже в 1947 году его состав был доведен до 47 исполнителей, а коллектив стал называться Русским народным оркестром. Заметным стал и качественный рост оркестра. Его руководитель В. Хватов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. (Позже он был удостоен Государственной премии СССР и звания народного артиста РСФСР.)

В 1956 году умер художественный руководитель хора В. Захаров. К приходу на эту должность нового руководителя М. Коваля в хоре произошли изменения, в частности, оркестр был сокращен наполовину. Хватов в 1958 году ушел на пенсию, передав руководство оркестров воспитаннику Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных Н. Н. Некрасову. Последний проработал в коллективе всего два года. Новому главному дирижеру оркестра А. С. Широкову пришлось еще раз пересмотреть технические и художественные возможности коллектива. В оркестр были введены новые музыкальные инструменты (ксилофон, колокольчики, оркестровые жалейки, кугиклы, многотембровые баяны, четырехструнные аккомпанирующие балалайки). Таким образом средства музыкальной выразительности оркестра были значительно расширены. За 20-летний период работы А. Широкова уровень исполнительской культуры коллектива неизмеримо вырос. Оркестр стал одним из ведущих профессиональных коллективов в области народно-инструментальной музыки. Деятельность А. Широкова была отмечена присвоением ему Государственной премии РСФСР и звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1974 году в связи с переходом Широкова на работу в издательство «Советский композитор» на смену ему пришел выпускник Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных И. Ф. Обликин.
Артисты оркестра хора им. Пятницкого — подлинные виртуозы-универсалы. Многие из них владеют искусством игры на двух, трех, а то и четырех инструментах. Балалаечники, как правило, играют и на духовых инструментах, баянисты — на областных гармошках, домристы — на ударных инструментах.

Солисты оркестра ведут большую творческую работу. Один из ветеранов этого замечательного коллектива Н. Н. Солодихин (бывший владимирский пастух) основал школу игры на рожке. Значительных успехов добился исполнитель на рожке А. И. Гуляев: он освоил на диатоническом рожке хроматический звукоряд, что дало возможность на таком простейшем инструменте играть сложные пьесы в разных тональностях. Интересно проявилась творческая индивидуальность В. В. Воронкова. Свое выступление в оркестре он начал с игры на обыкновенной соломинке. А позже этот выходец из белорусской деревни стал музыкантом-виртуозом, непревзойденным исполнителем на грелке, автором пьес и обработок для этого инструмента. Истинным самородком был артист Н. 3. Кудряшов, блестящий исполнитель на жалейке и свирели и талантливый музыкальный мастер. На сделанных им инструментах играют многие солисты оркестра.
В настоящее время в оркестре 24 музыканта. Четырехструнные домры заменены трехструнными. В программе оркестра сочинения, написанные специально для этого коллектива композиторами Широковым, Попоновым, Хватовым, Воеводиным, Обликийым. Оркестром записано несколько десятков произведений на радио и грампластинки.
Инструментальный состав. Домры: малые — 6, альтовые— 2, басовая; баяны — 5; свирель (флейта); брелка (гобой); ударные; балалайки: примы — 2, альты — 2, бас, контрабасы — 2.

Благодаря совмещению музыкантами оркестра игры на двух-трех инструментах состав оркестра варьируется. Инструментарий выглядит так: домры (малые, альтовые, басовая); духовые (свирели, брелки, жалейки, владимирские рожки); гармоники (баяны, гармоники — саратовская, ливенская, балагойская, череповецкая (черепашка), венская, хроматическая); ударные (традиционный набор ударных инструментов симфонического оркестра, а также русские народные ударные инструменты — ложки, трещотки, рубели, кокошники и прочие); гусли (звончатые, клавишные); балалайки (примы, альты, бас, контрабасы).

А.Пересада - Оркестры русских народных инструментов (справочник)