Сергей Рахманинов - Рапсодия - ноты для двух фортепиано

Ансамбли фортепиано

Рахманинов

Ноты для ансамблей фортепиано

 

 

Скачать ноты
С. РАХМАНИНОВ / S. RACHMANINOV

РАПСОДИЯ
на тему Паганини RHAPSODU
on the theme by Paganini

ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ / FOR PIANO AND ORCHESTRA
ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО
ARRANGED FOR TWO PIANOS
номер 5570
(pdf, 6 Мб)

 

 

Ноты для фортепиано
С. Рахманинов
Два музыкальных момента
для фортепиано
"Музыка", 1966г.
номер 2881
(pdf, 1.51 Мб)

содержание:

 

Редакция М.Я. Сивер

 

Ноты к произведениям Рахманинова
Педагогический репертуар музыкального училища
для фортепиано 4-й курс
С. Рахманинов
Мелодия
Полишинель

"МУЗГИЗ", 1962г.
номер 30208
(pdf, 1.04 Мб)

 

 

Этюды Рахманинова
С. Рахманинов
Этюды-картины
для фортепиано
"Музыка", 1981г.
номер 11246

содержание:

 

Соч. 33, №№ 1-6
Соч. 39, №№ 1-9

 

Произведения Рахманинова для фортепиано
С. Рахманинов
Музыкальное мгновение / Moment musical
(e-moll) Op.16 №4 для фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1939г.
номер м5793г

 

Спасибо Сергею за сборник!

 

Ноты польки
С. Рахманинов
Итальянская полька
"Музыка", 1979г.
номер 10613

 

Спасибо Сергею за сборник!

 

Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943)

 

Годы жизни Сергея Васильевича Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути, одновременно блистательном и трагическом.
Он был свидетелем двух мировых войн и двух русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не понял значения Великого Октября. Он почти половину жизни прожил за рубежом, но до конца дней чувствовал себя русским человеком.
И несмотря на все противоречия жизни и творчества, его миссию в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России.

Детские годы Сережи Рахманинова прошли в усадьбе его родителей в Новгородской губернии, и с тех пор он навсегда полюбил жизнь среди природы, в кругу близких людей. Но эти счастливые годы были непродолжительны. Имение было продано, семья распалась, и жить в милых сердцу русских усадьбах ему пришлось только в качестве гостя у родных или знакомых.
Девяти лет Сережа Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию на младшее отделение (то есть, собственно, в музыкальную школу, в те годы называвшуюся младшим отделением консерватории). К урокам, особенно по общеобразовательным предметам, мальчик относился лениво и небрежно, отметки в дневнике его тоже мало беспокоили, благо он научился ловко переправлять единицы на четверки. И неизвестно, что вышло бы из таких занятий, если бы в судьбу мальчика не вмешался его двоюродный брат —
Туда и решили перевести Сережу, которому к этому времени уже исполнилось двенадцать лет.
В Москве он поступил в класс Николая Сергеевича Зверева. Это был педагог-энтузиаст, который не только превосходно обучал игре на фортепиано (его класс называли «фабрикой виртуозов»), но и воспитывал своих учеников. Они и жили у него в доме на полном иждивении — бесплатно. У Зверева, строгого, вспыльчивого, но искренно любившего своих воспитанников— «зверят», как их называли в консерватории, Рахманинов прошел суровую школу, приобретя на всю жизнь любовь к порядку, умение работать и четко распоряжаться своим временем. «Лучшим, что во мне есть я обязан ему»,— говорил он потом о Звереве.
На старшем отделении консерватории Рахманинов занимался уже по двум специальностям: фортепиано (у Зилоти) и композиции (у Аренского). Дипломная работа, написанная девятнадцатилетним композитором — опера «Алеко» (на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы»),— оказалась произведением настолько зрелым и законченным, что П. И. Чайковский предложил включить ее в спектакль Большого театра вместе со своей «Иолантой» — как и «Алеко», небольшой камерной оперой.

Чайковский с большой симпатией отнесся к начинавшему свой путь композитору, влияние музыки Чайковского на Рахманинова сказалось не только в его ранних сочинениях, но в какой-то мере и во всем его творчестве.
Обоих композиторов сближают прежде всего основные темы их творчества: тема стремления человека к свету, к счастью и тема России, чья скромная и строгая красота непостижимым образом с почти зримой конкретностью отражена в музыке Чайковского и, пожалуй, еще зримей — у Рахманинова. Есть общие черты и в музыкальном стиле.
Уже в первых сочинениях Рахманинова проявилось и нечто свое, особенное. Это прежде всего огромная ритмическая энергия, скрытая во многих его музыкальных темах. Не сразу проявляясь в полную силу, она постепенно растет и достигает огромного напряжения, захватывая и подчиняя себе слушателя. А наряду с этим редко у кого-либо другого мы можем встретить страницы такой тихой, безмятежной, мечтательной лирики, как у Рахманинова. В полной мере эти качества раскрылись в его зрелом творчестве, но уже в сочинениях, написанных вскоре после окончания консерватории, мы ощущаем почерк Рахманинова.
Он ощутим и в «Алеко», в Первом фортепианном концерте, в ранних романсах, среди которых есть такие жемчужины, как «В молчаньи ночи тайной» (на слова Фета) и «Не пой, красавица, при мне» (на слова Пушкина). И наконец, к раннему же периоду относится известнейшая прелюдия до-диез минор, первое обращение композитора к его излюбленному образу — колокольному звону. Упрямое, настойчивое повторение трех звуков в гулком басовом регистре звучит как грозный, тревожный набат, приводя на память традиционную латинскую надпись на средневековых колоколах: «Vivos voco!» — «Зову живых!»
Все, казалось бы, складывалось благоприятно для молодого композитора: успех его сочинений, растущая популярность концертного исполнителя-пианиста. Но этот взлет неожиданно оборвался. Первая симфония Рахманинова, над которой он увлеченно работал, не была понята ни исполнителями (хотя дирижировал известный и талантливый дирижер композитор А. Глазунов), ни слушателями. В прессе новое сочинение единодушно раскритиковали, и день концерта (15 марта 1897 года) стал для Рахманинова началом глубокого творческого кризиса.

Он решил бросить композиторскую деятельность, но совсем отказаться от музыки, конечно, не мог. Продолжались концертные выступления как пианиста, а к ним прибавилось еще дирижирование спектаклями Московской частной оперы. Быстро овладев техникой дирижирования, Рахманинов обнаружил яркий талант, волю, умение вдохновить исполнителей.
Полностью эти грани дарования раскрылись позднее, в дирижировании спектаклями Большого театра (1904—1906) и в концертном исполнении собственных произведений.
В 900-х годах Рахманинов возвращается к творчеству. Одно за другим появляются лучшие его произведения в самых разных жанрах: две оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (на сюжет одного из эпизодов «Божественной комедии» Данте), Вторая симфония, Второй фортепианный концерт, циклы фортепианных прелюдий, романсы. Трудно отдать чему-нибудь предпочтение, но, пожалуй, наиболее полно Рахманинов выразил себя в фортепианных сочинениях.
Рахманинов создал свой особый стиль фортепианной музыки, отличающийся удивительным разнообразием и полнотой звучания. Его фортепианные сочинения всегда «поют» — то как гибкий, наполненный живым дыханием голос певца, то как мощный, полнозвучный хор.
Дважды — в 1903 и 1910 годах — Рахманинов обращался к жанру прелюдий, составивших большой цикл. Каждая прелюдия — это лаконичное, но вполне законченное произведение, всегда очень образное, картинное, хотя автор и не указывает никакой конкретной программы. Но не случайно и слушатели и критика часто воспринимали прелюдии Рахманинова как звуковые картины русской природы, слыша в них то шелест листвы, то лепет ручья, то спокойное колыхание вод озера. В эти звуковые пейзажи нередко вливаются колокольные звоны — неизменная примета сельской жизни старой России, неоднократно отраженная и в русской поэзии, и в живописи. Разнообразны и тоже по-своему живописны и ритмы прелюдий, напоминающие то о шествии, то о танце, то о мерных всплесках весел, то о беге тройки. Линия, начатая прелюдиями, была затем развита Рахманиновым в «Этюдах-картинах».
К самым популярным фортепианным сочинениям Рахманинова относится Второй концерт. Он написан крупным, уверенным штрихом, каждая тема развита широко, с исчерпывающей полнотой. И особенно широк в концерте разлив лирических тем: чарующей темы второй части или второй темы финала, превращающейся под конец в ликующий, радостный гимн.

Известность Рахманинова как композитора, пианиста и дирижера все росла, а вместе с этим росла и трудность делить свое время между разными видами музыкальной деятельности. Эту трудность он ощущал — иногда мучительно — до конца дней.
В годы, предшествующие первой мировой войне, русское искусство было проникнуто предчувствиями назревавших мировых потрясений. Неизбежность неслыханных перемен ощущали все, в том числе и Рахманинов. В эти годы в его музыке, например во 2-м и 3-м фортепианных концертах, все чаще слышатся мятежные, тревожные звуки. Особенно ясно они слышны в вокально-симфонической поэме «Колокола» (на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта). Звон поддужных колокольчиков на бегущих санях, свадебный звон, гул набата, похоронный звон — таковы основные мотивы четырех частей поэмы, отражающих жизнь человека от юности до могилы. Но еще никогда образ колокольного звона, столь любимый Рахманиновым, не был таким трагическим и мятежным, как в двух последних частях «Колоколов».
Уже не накануне, а в самые годы исторических испытаний, в годы первой мировой войны, создана «Всенощная» («Всенощное бдение») Рахманинова (1915) — большой цикл для хора без сопровождения на темы древних церковных напевов. Эти напевы, пронесенные памятью народа через века, стали для композитора своего рода символом нерушимости русского национального искусства. Он обработал их со всем присущим ему мастерством, сохранив эпическое величие и первозданность древних подлинников.
«Всенощная» оказалась последним крупным сочинением, созданным на родине. В конце 1917 года композитор уехал в концертное турне в Данию и Швецию, сам еще не зная, уедет ли навсегда или вернется. Он не вернулся и этим сам нанес себе глубокую, незаживающую душевную рану. «Уехав из России, я потерял желание сочинять»,— говорил он много лет спустя американскому журналисту. Действительно, за рубежом он написал сравнительно немного сочинений. Но в каждом из них слышно, что они созданы русским композитором. Это относится не только к циклу «Трех русских песен» для хора с оркестром, но и к Третьей — последней — симфонии, к «Симфоническим танцам» и даже к произведениям, созданным на темы зарубежных композиторов (Паганини, Корелли).
Самое значительное из последних произведений Рахманинова — «Симфонические танцы».

Это произведение отразило в себе смятение, охватившее Европу в момент начала второй мировой войны. На судьбе Рахманинова и его семьи события сказались самым непосредственным образом. Композитор и его жена успели уехать из Швейцарии, где они обычно проводили лето, в Америку, дочери и внуки оставались в Европе, и с младшей — Татьяной — он больше и не увиделся. Война еще не коснулась России, но Рахманинов не мог не чувствовать неизбежность этого. И его последнее большое сочинение — «Симфонические танцы» — проникнуто думами о родине, памятью о ней. Появляются и исчезают темы-воспоминания о прежних сочинениях: Первой симфонии, «Всенощной». В музыку вторгается многозначительная тема-символ: мотив средневекового гимна «Диесире» («День гнева»).
Пожар войны, действительно, скоро перекинулся на родину композитора. И он, за двадцать пять лет до того ставший добровольным изгнанником, вновь ощутил себя русским патриотом. Сборы со своих концертов он передает Красному Кресту — на эти средства было куплено оборудование для военного госпиталя. Передавая сбор одного из концертов в Фонд Обороны СССР, Рахманинов писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Он не дожил до победы. Рахманинов умер 28 марта 1943 года, за несколько дней до своего семидесятилетия. А музыка его осталась с нами. По счастью, не только в нотах, но и на грампластинках, запечатлевших его собственное, неповторимо прекрасное исполнение.
Основные сочинения. Оперы: «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь» (1904), «Франческа да Римини» (1904). Для солистов, хора и оркестра: кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913). Для оркестра: 3 симфонии (1895,1907,1936), фантазия «Утес» (1893), симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940). Для фортепиано с оркестром: 4 концерта (1891, 1901, 1909, 1914—1926), «Рапсодия на тему Паганини» (1934). Для одного фортепиано: 2 сонаты, «Вариации на тему Шопена», «Вариации на тему Корелли», «Музыкальные моменты», экспромты, прелюдии, «Этюды-картины» и др. сочинения. Для хора без сопровождения: «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение». Для голоса и фортепиано: более 70 романсов.

В.Васина-Гроссман Книга о музыке и великих музыкантах