Сергей Рахманинов - Романсы - ноты для голоса в сопровождении фортепиано

Ноты для голоса (романсы)



Сборники, песенники с нотами для голоса, песни и романсы композитора С. Рахманинова

 

 

Скачать ноты
С. Рахманинов
Избранные романсы

для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11225
(pdf, 4.77 Мб)

содержание:

 

Не пой, красавица. Слова А. Пушкина
Уж ты, нива моя. Слова А. К. Толстого
Дитя! Как цветок, ты прекрасна. Слова А. Плещеева (из Гейне)
Полюбила я на печаль свою. Слова А. Плещеева (из Шевченко)
Сон. Слова А. Плещеева (из Гейне)
Я жду тебя. Слова М. Давидовой
Островок. Слова К. Бальмонта (из Шелли)
Весенние воды. Слова Ф. Тютчева
Отрывок из А. Мюссе. Перевод А. Апухтина
Здесь хорошо. Слова Г. Галиной
Я не пророк. Слова А. Круглова
Как мне больно. Слова Г. Галиной
Я опять одинок. Слова И. Бунина (из Шевченко).
У моего окна. Слова Г. Галиной
Ночь печальна. Слова И. Бунина
Проходит все. Слова Д. Ратгауза.
Не может быть! Слова А. Майкова
Вокализ
Маргаритки. Слова И. Северянина
Крысолов. Слова В. Брюсова

 

С. Рахманинов
Избранные романсы

для среднего и низкого голосов в сопровождении фортепиано
составитель Н. Мясоедов
“Музыка”, 1986г.
номер 13134
(pdf, 3.27 Мб)

содержание:

 
 

С. Рахманинов
Романсы

Полное собрание
Том 1
для голоса в сопровождении фортепиано
общая редакция П. Ламма
Предисловие и указатель имен З. Апетян
“Музыка”, 1973г.
номер 7570
(pdf, 16.2 Мб)

содержание:

 

Полное собрание романсов замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова отражает одну из существеннейших сторон многообразной творческой деятельности этого гениального музыканта. Наиболее яркие» вдохновенные страницы богатейшего наследия Рахманинова так или иначе связаны с лирикой, и поэтому именно романс с его безграничными возможностями непосредственного отклика на происходящее в течение почти трех десятилетий увлекал воображение композитора. В лучших образцах его вокальной лирики русский романс достигает удивительного духовного и художественного совершенства. Романсы Рахманинова поражают эмоциональной глубиной, красотой и законченностью формы, неувядающей свежестью.

Самый ранний из дошедших до нас романсов композитора — «У врат обители святой> на слова М. Лермонтова закончен 29 апреля 1890 года, последний же —«Сон» на слова Ф. Сологуба —2 ноября 1916 года. Таким образом, длинная цепь из 83 романсов охватывает большой период его композиторской деятельности, начиная от первых юношеских опытов и кончая сочинениями поры зрелости. Первые же звуки рахманиновской лиры вызвали горячий отклик как в среде профессиональных музыкантов, так и в сердцах неискушенных слушателей — и те, и другие увидели в совсем юном композиторе самобытный талант огромного масштаба, талант, возросший на благодатной почве русского классического искусства.
Расцвет рахманиновского творчества приходится на сложный период «перевала русской истории». Подобно другим представителям русской интеллигенции, Рахманинов, как большой и чуткий художник, не мог не отразить в своем творчестве каких-то существенных настроений современности. Интуитивно он ощущал предгрозовую накаленность общественной атмосферы, и не случайно проницательный Асафьев увидел несомненную внутреннюю связь между романтическими настроениями молодого Рахманинова и молодого Горького. Он писал, что их произведения той поры отличает особый пафос, «по-различному выраженный, но один и тот же по смыслу: порыв вдаль, к неизвестному, стремление сдвинуться, сорваться и помчаться прочь от застоявшейся жизни». «Рахманинов совсем особенно принимал предгрозовые настроения и бурлящие ритмы русской современности, — пишет Асафьев в другой работе,— не разрушение и хаос слышались ему, а предчувствия великих созидательных сил, возникающих нз недр народных. Он интуитивно ощущал ритм как основу русской жизни и жизнедеятельности там, где большинству — одним от восторга, другим от страха — чуялась пока только буря во имя ломки и разрушения». Поэтому в глубоком драматизме сочинений Рахманинова наряду со скорбной элегичностью ощутима и огромная воля к жизни, вера в духовную силу и красоту человека, в его способность противостоять злу.

Гамма настроений, звучащая в романсах Рахманинова, чрезвычайно широка по своему диапазону. Композитор смело вторгается в сложный и глубокий внутренний мир своего современника, заглядывает в самые потаенные уголки его души. Рахманинов непрестанно искал <и находил необходимые средства музыкальной выразительности. В них обнаруживается связь с лучшими традициями русской классической музыки. Нети, соединяющие Рахманинова с русским искусством, чрезвычайно разнообразны. Они тянутся к творчеству Чайковского, Мусоргского, Бородина, а через них—к Глинке и Даргомыжскому. «Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию как на ведущее начало в музыке. Мелодия —это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление. Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова — главная жизненная цель композиторам 3. Таково композиторское кредо Рахманинова, изложенное им в интервью, которое он дал репортеру нью-йоркского журнала "The Etude", и оно находится в полном соответствии с творческой пра1Ктикой композитора. Он не мыслит себе создания музыкального образа вне мелодически ясной очерченной характеристики. В лучших романсах композитора мелодия поразительно проста, ярка, красива, эмоционально выразительна, естественна и высокопоэтична. Рахманинов в одинаковой степени владеет тайной создания и широко льющихся, и декламационных мелодий. Ткань его мелоса психологически отзывчива» гибка и органична.

Своеобразие дарования Рахманинова проявилось и в сфере ладогармонического языка. Гармония у него всегда предельно выразительна и является важным элементом музыкально-поэтического образа. Очень велико в вокальной лирике Рахманинова значение фортепианной партии. Роль ее настолько возросла, что по существу мы вправе говорить о переосмыслении композитором самого жанра романса. Многим его романсам свойственны черты, характерные для камерно-инструментальных ансамблей. Голос и фортепиано выполняют в них самостоятельную, в одинаковой степени важную функцию. Повышение роли фортепиано в романсах Рахманинова явилось своего рода итогом процесса, происходящего в вокальном творчестве многих композиторов XIX века. Этот процесс перерастания в более сложный жанр вокально-инструментального дуэта, обусловленный углублением эмоционально-психологического содержания, очень интенсивно происходил и в творчестве самого Рахманинова.
Романсам Рахманинова не свойственно жанровое разнообразие, столь характерное для вокальных произведений большей части русских композиторов XIX века. Если в романсах Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Мусоргского и других очевидна непосредственная связь с различными бытовыми песенными и танцевальными жанрами — «русской песней», серенадой, вальсом, баркаролой, застольной песней и др., то в камерно-вокальном творчестве Рахманинова эти связи заметно ослабевают. На первый план выдвигается романс-монолог, главным образом потому, что он открывает широкие возможности непосредственного свободного выражения разнообразной гаммы человеческих чувств в сложном комплексе их проявлений. Монологическое начало положено в основу и созерцательных, и драм этически -конфликтных романсов Рахманинова.
Романсы-монологи Рахманинова написаны в разнообразных формах, начиная от незатейливой простой или вариационно-куплетной и кончая сложными композициями типа сонатного аллегро или свободного развертывания.

В своем вокальном творчестве Рахманинов обращается к поэзии различных эпох и стилей. Среди поэтов, на стихи которых он пишет, не только Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Гейне, Бунин, но и второстепенные, а подчас и вовсе безвестные авторы. Их наивные, а то и банальные тексты приобретают благодаря музыке Рахманинова глубину и самобытность—внутренний мир, открывающийся нам в его романсах, сложен и неповторим. Три романса Рахманинова написаны на прозаические тексты: «Мы отдохнем» на слова из пьесы Чехова «Дядя Ваня», «Из Евангелия от Иоанна» и «Письмо К. С. Станиславскому» на слова самого Рахманинова. Интерес к поэзии современников заметно возрастает у композитора в 900-910-е годы, что приводит к созданию ор. 38, состоящего из шести романсов.
Вокальная лирика Рахманинова знаменует собой новый и весьма значительный этап в развитии русского музыкального искусства конца XIX—начала XX века. Ее исключительные достоинства обусловили ее широкое звучание, ее огромную популярность. Поэтому издание всего камерно-вокального наследия композитора приобретает особую важность.
* * *
В Полное собрание романсов Рахманинова вошли все произведения этого жанра, опубликованные не только при жизни композитора, но и посмертно. Подавляющее большинство романсов объединено Рахманиновым в opus'ы. Таких opus'ов семь: 4, 8, 14, 21, 26, 34, 38. Порядок следования романсов в пределах каждого opus'a обусловлен художественными соображениями, а не стремлением сохранить хронологическую последовательность их создания. Некоторые романсы, опубликованные при жизни Рахманинова, не вошли ни в один из указанных opus'ов («,Ночь», «Письмо К- С. Станиславскому», «Из Евангелия от Иоанна»), Нет обозначения opus'a и на большинстве его романсов, изданных посмертно.
Все даты, поставленные в конце романсов, установлены редактором П. А. Ламмом, как правило, на основании автографов или рукописных копий, хранящихся в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве. В тех случаях, когда в рукописи отсутствует указание на время создания романса и эта дата выявлена по другим источникам, например, по письмам или изданиям, она взята в квадратные скобки.
Большинство романсов имеет посвящения. Поэтому в конце каждого тома находится аннотированный указатель имен.
3. Апетян

 

С. Рахманинов
Романсы

Полное собрание
Том 2
для голоса в сопровождении фортепиано
общая редакция П. Ламма
“Музыка”, 1973г.
номер 7569
(pdf, 15.6 Мб)

содержание:

 

Ночь. Слова Д. Ратгауза
Есть много звуков. Слова А. К. Толстого
Все отнял у меня. Слова Ф. Тютчева
Мы отдохнем. Слова А. Чехова («Дядя Вася». Действие IV)
Два прощания (Диалог). Слова А. Кольцова
Покинем, милая. Слова А. Голенищева-Кутузова
Христос воскрес!. Слова Д. Мережковского
К детям. Слова А. Хомякова
Пощады я молю!. Слова Д. Мережковского
Я опять одинок. Слова И. Бунина (из Шевченко).
У моего окна. Слова Г. Галиной
Фонтан. Слова Ф. Тютчева
Ночь печальна. Слова И. Бунина
Вчера мы встретились. Слова Я. Полонского
Кольцо. Слова А. Кольцова
Проходит все. Слова Д. Ратгауза
Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова.
Муза. Слова А. Пушкина
В душе у каждого из нас. Слова А. Коринфского.
Буря. Слова А. Пушкина
Ветер перелетный. Слова К. Бальмонта
Арион. Слова А. Пушкина
Воскрешение Лазаря. Слова А. Хомякова
Не может быть!. Слова А. Майкова
Музыка. Слова Я. Полонского
Ты знал его. Слова Ф. Тютчева
Сей день, я помню. Слова Ф. Тютчева
Оброчник. Слова А. Фета
Какое счастье. Слова А. Фета
Диссонанс. Слова Я. Полонского
Вокализ
Из Евангелия от Иоанна
Ночью в саду у меня. Слова А. Блока (из Йсаакяна).
К ней. Слова А. Белого.
Маргаритки. Слова И. Северянина
Крысолов. Слова В. Брюсова
Сон. Слова Ф. Сологуба
Ау! Слова К. Бальмонта
Указатель имен

 

С. Рахманинов
Романсы

для среднего и низкого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1977г.
номер 2129
(pdf, 3.14 Мб)

содержание:

 

Утро
В молчанья ночи тайной.
Дитя! Как цветок, ты прекрасна
Полюбила я на печаль свою.
Я жду тебя
Давно в любви
Эти летние ночи
Не верь мне, друг!
О, не грусти!
Она, как полдень, хороша.
Есть много звуков
Вчера мы встретились
Проходит все
Арион

 

С. Рахманинов
Сирень

слова Ек. Бекетовой
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1986г.
номер 13424
(pdf, 0.1 Мб)

 

 

Скачать ноты Скачать ноты -
7 сборников (zip 48 Мб)