Поет русский народный хор

Выпуск 1

Ноты для хора



Сборники с нотами и текстами песен

 

 

От составителя

 

 

В первом выпуске сборника «Поет русский народный хор» наряду с песнями известных композиторов — специалистов в области народного музыкального исполнительства— таких, как Н. Поликарпов, Г. Пономаренко, Н. Кутузов, представлены произведения самодеятельных авторов, преимущественно руководителей тех или иных хоровых коллективов. Это — Ю. Рыбников (Кострома), Е. Шелеманов (Воронеж), братья А. и Г. Заволокины (Новосибирск).

Хоровым коллективам к знаменательным датам предлагаем песню В. Букина «Первая борозда» (к дню рождения В. И. Ленина) и Л. Дмитриева «Обелиски» (ко Дню Победы).
Ведущая в репертуарах русских народных хоров сельская тема представлена в нашем сборнике такими песнями, как «Хлеба» Н. Поликарпова, «Придонье милое цветет» Ю. Зацарного, «Леночек» Л. Дмитриева.
Достойное место заняли песни с интересной судьбой. «Деревенька моя» Н. Кудрина была написана почти десять лет назад для руководимого автором самодеятельного коллектива и быстро завоевала популярность. Теперь эта песня часто звучит по радио в исполнении и профессиональных артистов. Песня Г. Демидова «Заалела зоренька», написанная в конце 50-х годов, стала настолько популярной, что в 1978 году на первом Фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся была объявлена народной. Эта песня, завоевавшая глубокие симпатии исполнителей и слушателей, открывает сборник.
Глубоко лиричны включенные в сборник такие сочинения, как «Пролетали гуси-лебеди», «Три ровесницы», «Словно снегом», «Если мы нужны друг другу».

Раздел русских народных песен представлен рядом обработок из репертуара ведущих профессиональных народных хоров: хора им. Пятницкого и Омского русского народного хора.
А. С. Широков, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки

 

 

Методические пояснения

 

 

Представленные в сборнике произведения (в основном трех- и четырехголосные) различны по жанрам, характеру, исполнительскому составу. По степени трудности их целесообразно разделить на три группы: легкие («Заалела зоренька», «Деревенька моя», «Придонье милое цветет», «Если мы нужны друг другу», «Жил я у барина», «В хороводе были мы»); средней трудности («Первая борозда», «Обелиски», «Наша русская зима», «Леночек», «Три ровесницы», «Словно снегом», «Верится—не верится», «Веселая кадриль»); сложные («Песня о Родине», «Хлеба», «Пролетали гуси-лебеди», «Сине море всколыбалося», «Калина с малиной»).

Среди легких значительный интерес представляет песня «Заалела зоренька». По желанию она может быть исполнена только одним женским составом хора или ансамбля. В этом случае партию теноров следует передать альтам, а партию басов опустить. Обращаем внимание на указание автора постепенно усиливать звучность к концу исполнения. В запеве песни «Деревенька моя» после первых восьми тактов может вступать не хор, а вторая запевающая (с партией второго голоса*). Хор в этом случае подключится с семнадцатого такта (с затакта). Именно отсюда окончание песни целесообразно повторить дважды. Подголоски сопровождения выделять на фоне выдержанных нот поющих. В шуточной песне «Жил я у барина» хочется предложить такую подачу текста: перечисление животных распределить между отдельными группами или даже. участниками хора и не столько пропевать этот текст, сколько скандировать, комически обыгрывая его.

Среди произведений средней трудности отметим песню «Первая борозда». В ней важно подчеркнуть различия в исполнении сольного запева и хорового припева. Запев поется широко и ритмически свободно, припев — более подвижно, ровно и просто.

Разучивание песни «Калина с малиной» потребует от исполнителей определенной подготовленности, умения мыслить гармонически. Драматургия обработки основана на постепенном нагнетании драматического напряжения, ярком кульминационном проведении напева в четвертом куплете и резком спаде в пятом. Здесь важно не «закрыть» хоровым звучанием пение солистки и не замедлить темпа.
Для более яркого воплощения музыкально-поэтических образов песен руководителю хора предоставляется возможность изменять состав хора («В хороводе были мы»), переаранжировывать песни («Деревенька моя», «Три ровесницы», «Песня о Родине»), изменять инструментовку, вводить новые инструменты («Наша русская зима»), исполнять публикуемый материал в других тональностях с различными вариантами нюансировки («Песня о Родине», «Если мы нужны друг другу», «Леночек»). Не исключается возможность и хореографического решения некоторых номеров («Веселая кадриль», «В хороводе были мы»).
А. Широков