Поет русский народный хор

Выпуск 3

Ноты для хора



Сборники с нотами и текстами песен

 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

При составлении третьего выпуска сборника «Поет русский народный хор» учитывалась актуальность тематики, жанровое и стилистическое разнообразие, форма изложения материала.

Как и в предыдущих выпусках, составитель обращался к творчеству не только профессиональных композиторов, но и самодеятельных авторов, стремился расширить «географию» сборника. Так, наряду с популярными, прочно вошедшими в репертуар хоров произведениями— «Слава Советской державе», «В чистом поле» В. Захарова, «Ясный месяц» Анатолия Новикова, «Ты цвети, Россия» В. Левашова, -«Песня о строителях» А. Аверкина, вниманию хоровых коллективов предлагаются и новые песни, получившие признание на местах: «Урожайный год» (В. Калистратов, Москва), «Сыплет черемуха снегом» (Г. Демидов, Москва), «Милая» (Андрей Новиков, Новосибирск), «Звездочка хорошая моя» (Л. Дмитриев, Брянск), «Проводы зимы» (Е. Шелеманов, Воронеж), «Томские хороводы» (А. и Г. Заволокины, Новосибирск) и другие.

В сборнике широко представлены произведения на сельскую тему, воспевающие труд хлеборобов и пахарей. Достойное место отведено и песням о рабочем классе («Ленин у нас на заводе» А. Аверкина), лирическим («Мне и солнечно и песенно» Б. Киселева, «Люблю березу русскую» Ю. Зацарного, «Русский лес» Г. Пономаренко), а также шуточным и плясовым («Проводы зимы» Е. Шелеманова, «Перепляс — веселья час» Л. Печникова, «Белоснежная калина» Н. Поликарпова и другие).
Народные песни даются в обработках для разных составов исполнителей. Они разнообразны по жанру, созданы в различных областях России — Сибирь, Архангельская область, Нечерноземье, Кубань, Ставрополье и т. д.

А. Широков, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

 

Представленные в сборнике произведения (в основном, трех- и четырехголосные) различны по жанру, характеру, исполнительскому составу. По степени трудности их можно условно разделить на три группы; легкие («Сыплет черемуха снегом», «Звездочка хорошая моя», «В чистом поле», «Вдоль было по травоньке», «Не туман с моря поднялся», «Не золот мой перстенек», «Туман яром»); средней трудности («Урожайный год», «Песня о хлеборобах», «Проводы зимы», «Как земля прекрасна», «За Кубанью огонь горит», «Русский лес», «Слава Советской державе», «Ты цвети, Россия», «Ленин у нас на заводе», «Песня о строителях», «Новоселье», «Белоснежная калина», «Мне и солнечно и песенно», «Голубь < сизый»); сложные («Ясный месяц», «Люблю березу русскую», «Милая», «Русский перепляс», «Мимо моего садика», «Томские хороводы», «Ты подуй, буйный ветерочек», «Рано, рано на заре», «Перепляс — веселья час»).
Песня «Сыплет черемуха снегом» дается в двух вариантах — для смешанного и однородного женского хоров. Второй вариант пригоден и для исполнения небольшим ансамблем (квартетом). Авторские нюансы целесообразны для первого и последнего куплетов, два средних лучше исполнять тише, начиная с р1апо и доходя в кульминации (19—20 такты) не более, чем до mezzo-forte. Песня «Звездочка хорошая моя» может быть исполнена как двухголосным женским, так и мужским хором или ансамблем. В этом случае тональность лучше повысить хотя бы на малую терцию (в до минор), что довольно удобно для баянистов.

В каждом из произведений средней трудности в хоровой фактуре есть определенные особенности, требующие повышенного внимания хормейстера и исполнителей. В песне «Русский лес» это начальные 4 такта альтовой партии хорового повтора, которые следует проработать отдельно. В «Песне о хлеборобах» — переменный размер и синкопированный ритм. «Новоселье» — скандирование слов в припеве, четкость дикция, энергичная атака звука. В песнях «Белоснежная калина», «Проводы зимы» и «Не золот мой перстенек» трудность заключается в передаче задорного, игрового характера сочинений. Два последних номера изложены для женского хора, но при наличии мужской группы возможно исполнение нижней, альтовой партии мужскими голосами, что даст особый эффект в песне «Не золот мой перстенек», где с четвертого по восьмой куплет повествование ведется от мужского лица.
 
К числу сложных сочинений не случайно отнесены многие произведения без сопровождения. Это и понятно: пение без сопровождения всегда требует более зрелого исполнительского мастерства от хора или ансамбля, умения петь чисто, держать строй, соблюдать равновесие звучания партий. Все это важно даже в таких простых на первый взгляд песнях, как «В чистом поле», «Ясный месяц», «Рано, рано на заре». При разучивании этих произведений полезно петь хоровую партитуру с закрытым ртом или на гласные звуки в очень медленном темпе, независимо от указанных в нотах длительностей, прослушивая и «подстраивая» каждый аккорд. Можно для тренировки хора вычленять отдельные аккордовые последовательности, превращая их в гармонические упражнения.

Еще большую трудность представляют собой произведения полифонического склада, такие, как «Люблю березу русскую», «Ты подуй, буйный ветерочек», «Мимо моего садика». Здесь следует уделять внимание не только гармонической стороне фактуры (по вертикали), но и полифонической (по горизонтали), то есть соподчинять различные мелодические линии. Особый случай представляет песня «Милая», где на фоне вполне самостоятельной линии женского хора звучит солирующий голос тенора. Его нужно безусловно выделить.

В русской народной песне «Рано, рано на заре» большую колористическую роль играют почти непрерывные педальные подголоски р. верхних голосах. Исполнять их следует мягко, не назойливо, выразительно; полуприкрытым, а в наиболее высоких по тесситуре местах (ре, ми) — прикрытым звуком. Этот же прием рекомендуем использовать и при исполнении песни «Ясный месяц».
А. Широков