Литература, учебники, пособия по вокалу, пению
Репертуар художественной самодеятельности
З. Савкова
Как сделать голос сценическим
"Искусство", 1968 г.
(DjVu, 1.81 Мб)
содержание:
Предисловие.
Автор книги — актриса, воспитанница Ленинградского государственного института
театра, музыки и кинематографии. Почти двадцать лет обучает она студентов
вуза и участников художественной самодеятельности искусству сценической
речи. Ее педагогическая практика отличается смелым экспериментом, поисками,
созданием своего, нового в технологии звучащего слова. Не исключено, что
читатель по-разному воспримет, поймет, оценит это новое. И закономерно.
Ведь новое надо проверить в личной практике, вжиться в него, сделать органически
своим.
Своевременно и отрадно появление книги о сценическом голосе именно теперь,
когда внимание к звучащему слову, к развитию его интонационного богатства,
силы и эмоциональной заразительности особенно велико. Об этом убедительно
говорят и выступления в печати прославленных мастеров сцены, призывающих
совершенствовать голосовую технику, и выход журнала «Русская речь», на
страницах которого освещаются вопросы звучащего слова, и многочисленные
работы о постановке голоса, написанные учеными психологами, физиологами,
биологами, медиками... Отсюда—настойчивое желание решительно преодолевать
так называемую академичность, а на деле инертность и косность, — отсюда
стремление научно разрабатывать, совершенствовать приемы работы над голосом,
широко внедрять их в педагогическую практику.
Книга 3. В. Савковой ценна тем, что она насыщена интересными, разнообразными
приемами и упражнениями для голоса. Приемы эти основаны на единственно
верном понимании комплексной деятельности всех систем организма в процессе
речи. Впервые так обоснованно подчеркивается необходимость выработки рече-двигательного
рефлекса, даются упражнения для тренировки голоса в движении.
Привлекает внимание раздел «Междометия в работе над голосом'», в котором
излагается методика тренировки голоса по принципу «лая». К этому нельзя
не прислушаться. Многолетняя педагогическая практика совместно с автором
книги в стенах Ленинградского театрального института убеждает меня в неоспоримой
пользе предлагаемых ею приемов голосового тренинга.
Книга написана простым, живым языком. Она побуждает к действию. Вызывает
потребность глубже, творчески изучать технологию звучащего слова. И нет
сомнения, что книга принесет реальную помощь в практической работе над
голосом.
Народный артист СССР, профессор В. В. Меркурьев
ОТ АВТОРА
Сценический голос — это превосходно разработанный, удивительный «инструмент»
драматического актера. Совершенный, он звучит легко и сильно, красиво
и выразительно. Гибкий, подвижный, послушный воле актера, точно, ярко
передает он тончайшие чувства и мысли, раскрывая сложный внутренний мир
человека. Выносливый, закаленный ежедневным тренингом, сценический голос
работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний.
Вот почему сделать голос сценическим хотят не только профессиональные
актеры, но и многотысячная армия участников художественной самодеятельности
и те, чья профессия непосредственно связана со словом: учителя и лекторы,
пропагандисты и агитаторы, дикторы и комментаторы...
Однако работа над голосом — дело тонкое, сложное, трудоемкое, требующее
определенных знаний. Поэтому книга «Как сделать голос сценическим» предназначается
для руководителей студий народных театров, драматических коллективов,
кружков художественного слова, для тех, кто знаком с вопросами сценической
речи и мастерства актера, кто сможет сберечь, укрепить, развить и обогатить
голос путем умелого применения на практике упражнений голосового тренинга.
С основным принципом работы над голосом знакомит вступительная часть книги.
Более ста упражнений с методическими советами и указаниями содержатся
в девяти разделах: «Фонационное дыхание», «Свободное звучание», «Согласные
в голосовом тренинге», «Междометия в работе над голосом», «Речь в движении»,
«Развитие диапазона голоса», «Интонирование знаков препинания», «Темпо-ритм
речи», «Сила звука».
Невероятно трудно передать в книге живой творческий педагогический процесс,
который постоянно изменяется, дополняется, совершенствуется... И все же
обобщать, изучать опыт практической работы над голосом, делиться им —
необходимо.
Автор искренне признателен профессорам — народному артисту СССР В. В.
Меркурьеву, народным артистам РСФСР Е. И. Тиме, Л. Ф. Макарьеву, кандидату
искусствоведения Г. В. Кристи, а также членам кафедр мастерства актера,
сценической речи и музыкального воспитания Ленинградского театрального
института за их ценные советы, пожелания при обсуждении рукописи книги.