В. Середа - Теория музыки. Сольфеджио

Сольфеджио



Учебные пособия для студентов музыкальных училищ
скачать

 

пособие

В.П. Середа
Теория музыки. Сольфеджио.

для информации

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Учебное пособие по теории музыки и сольфеджио, предлагаемое вашему вниманию, не совсем привычно по своему содержанию. Оно включает ряд тем, которые подробно не проходятся в рамках традиционного учебного курса. Перечислим самые важные из них: модальная основа музыки (в том числе приемы, помогающие выявить эту основу), тоника лада и ее виды, связь между собой различных элементов музыкального языка — гармонии, мелодики, фактуры, метроритма и др.
Эти темы рассчитаны на того, кто собирается во время учебы не просто приобрести профессию, но и стать по-настоящему просвещенным музыкантом, глубоко думающим и чувствующим. Знания и навыки, приобретенные в процессе освоения нового материала, могут облегчить понимание произведений, созданных в разные эпохи, в том числе и в наше время, позволят более интересно и тонко исполнять музыку.
Конечно, каждый человек воспринимает музыку по-своему, так же, как и окружающую нас жизнь, весь мир. И цели, которые ставят перед собой молодые музыканты, тоже различаются. Можно вкладывать в умение петь, играть на инструментах «спортивный» интерес — победить в конкурсе, превзойти в своем искусстве соперников. Можно стремиться к жизненному успеху, построению карьеры. Такие установки наверняка понятны и, очевидно, близки кому-то из молодых музыкантов, начинающих путь в эту профессию. Но для настоящего музыканта они не являются конечными и не должны заслонять главного — возможности через понимание и переживание музыки глубже понять сущность мира, в котором мы живем, и природу нашего внутреннего, душевного мира.
Откуда же берется удивительная красота и гармония музыки, поражающая и увлекающая каждого из нас? В чем секрет ее воздействия, ее «заразительности»?
Стремление понять природу музыки, тайну ее содержательности приходит не сразу. Даже великий И. С. Бах лишь на склоне лет признался, что он, наконец, обратился мыслью к пониманию сущности музыки (хотя это понимание очевидно в каждой его ноте).
В музыке нет абсолютных правил, всякое теоретическое положение применимо и понятно только в конкретных условиях. Поэтому в нашем пособии так много внимания уделено разным творческим и практическим заданиям. Выполняя их, вы сможете конкретизировать каждое теоретическое положение, понять истинную ценность каждого музыкального средства, удивиться красоте и разнообразию музыкального искусства.
Хотелось бы, чтобы будущий профессионал искал сущность музыки не в отвлеченном умствовании, а копил в сердце любовь к этому прекрасному искусству. Теоретический анализ по своей природе стремится к изолированному рассмотрению каждого элемента музыки. Полагаю, что знание теоретического материала без практического применения лишено смысла и даже вредно. Только соединяя в своем анализе и в своем исполнении элементы музыкального языка в гармоничное и логически выстроенное целое, мы сможем понять смысл каждого мелодического хода, гармонического оборота, ритмической фигуры, фактурного рисунка.
В постижении такой, поистине божественной, красоты и гармонии музыки нам поможет чувство любви к красоте и гармонии окружающего нас мира.

 

Глава I
МОДАЛЬНАЯ ОСНОВА МУЗЫКИ
ЧТО НАЗЫВАЮТ МОДАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ МУЗЫКИ
СКОЛЬКО ЗВУКОРЯДОВ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ В МУЗЫКЕ
КАК СОВМЕЩАЮТСЯ РАЗНЫЕ ЗВУКОРЯДЫ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
О ТИПАХ ЗВУКОРЯДОВ

Глава II
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ТОНИКЕ
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ЗВУК (СОЗВУЧИЕ) СТАНОВИТСЯ тоникой
ТОНИКА ГЛАВНАЯ И ТОНИКИ МЕСТНЫЕ
ТОНИКА «ОТКРЫТАЯ» И «ЗАКРЫТАЯ»
ТОНИКА ГАРМОНИЧЕСКАЯ И МЕЛОДИЧЕСКАЯ
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ О ТОНИКЕ

Глава III
ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЖАНРОВАЯ ОСНОВА И ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ МУЗЫКИ
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОБРАЗНЫ ИСТРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЧТО НАЗЫВАЮТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИЕЙ

Глава IV
ДИССОНАНСЫ В ДВУХГОЛОСИИ
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О ДИССОНАНСАХ
КАКИЕ ИНТЕРВАЛЫ СЧИТАЮТСЯ ВДВУХГОЛОСИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ
О РОЛИ РАЗНЫХ ГОЛОСОВ, ОБРАЗУЮЩИХ ДИССОНАНС
АВТЕНТИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СЕКУНД И СЕПТИМ
ПЛАГАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ДИССОНАНСОВ

Глава V
БЕЛОКЛАВИШНЫЕ ЗВУКОРЯДЫ
СКОЛЬКО ГАММ МОЖНО НАЙТИ НА БЕЛЫХ КЛАВИШАХ
ОКТАВНЫЕ «БЕЛОКЛАВИШ НЫЕ» ЗВУКОРЯДЫ
КВИНТОВЫЙ ПОРЯДОК «БЕЛОКЛАВИШНЫХ» ГАММ
ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРИТОНА
КАК РАСКРЫТЬ КРАСОТУ ДИАТОНИКИ
О ПЕНТАТОНИКЕ
«НЕПОЛНЫЕ» ЗВУКОРЯДЫ НА БЕЛЫХ КЛАВИШАХ
«НЕПОЛНАЯ ДИАТОНИКА» В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ ЗВУКОРЯДАМИ

Глава VI
ПОБОЧНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
ПРОЯВЛЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ В ГАРМОНИИ
ПОБОЧНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
ТОНАЛЬНЫЕ СЕКВЕНЦИИ С ПОБОЧНЫМИ СЕПТАККОРДАМИ
СЕКРЕТЫ ПОСТРОЕНИЯ ТОНАЛЬНЫХ СЕКВЕНЦИЙ

Глава VII
АЛЬТЕРАДИОННАЯ («УСЛОВНАЯ») ДИАТОНИКА
КАКИЕ ГАММЫ ОТНОСЯТСЯ К «УСЛОВНОЙ» ДИАТОНИКЕ
Ч ЕМ АЛ ЬТЕРАЦИ И ОБОГАЩАЮТ ЛАД
О МЕЛОДИЧЕСКОМ МИНОРЕ
НЕПОЛНЫЕ ГАММЫ «УСЛОВНОЙ» ДИАТОНИКИ
КАК ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ ЗВУЧАНИЯ «УСЛОВНОЙ» ДИАТОНИКИ

Глава VIII
ХРОМАТИКА. ЭНГАРМОНИЗМ. СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ
ВИДЫ ХРОМАТИКИ
О ПРИРОДЕ ЭНГАРМОНИЗМА
ПРИМЕНЕНИЕ ЭНГАРМОНИЗМА В МУЗЫКЕ
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИММЕТРИЧНЫХ ЛАДАХ

Глава IX
ОСОБЫЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
О СЛОЖНЫХ СМЕШАННЫХ МЕТРАХ И РАЗМЕРАХ
ПЕРЕМЕННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
ПОЛИМЕТРИЯ И ПОЛИРИТМИЯ

Глава X
СЛОЖНЫЕ ЛАДЫ
ОСНОВА СЛОЖНОГО ЛАДА
О ПЕРЕМЕННОМ ЛАДЕ
ВАРИАНТНЫЙ ЛАД
ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛАДОВ

Глава XI
НЕОКТАВНЫЕЛАДЫ
ПРИРОДА НЕОКТАВНЫХ ЛАДОВ
НЕОКТАВНЫЕЛАДЫ В ДИАТОНИКЕ
НЕОКТАВНЫЕЛАДЫ В ПЕНТАТОНИКЕ
НЕОКТАВНЫЕЛАДЫ И ПОЛ И МОДАЛЬНОСТЬ

Глава XII
ДВИЖЕНИЕ В МУЗЫКЕ
КАК СОЗДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ В МУЗЫКЕ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ИНТОНАЦИОННАЯЛОГИКА
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ВИДЫ И СРЕДСТВА КОНТРАСТА
ГАРМОНИЯ - СЕРДЦЕ МУЗЫКИ
ЕЩЕ О СРЕДСТВАХ ГАРМОНИИ
МОДАЛЬНАЯ ОСНОВА ГАРМОНИИ КАК ФАКТОР ДВИЖЕНИЯ
УКАЗАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ