Северный русский народный хор - ноты

Песни севера



Ноты для хора и тексты к песням

 

 

Песни в исполнении Северного хора
Север, север...
Песни и хоры из репертуара Государственного Северного русского народного хора
без сопровождения и в сопровождении баяна
"Советский композитор", 1977г.
номер c4324r

содержание:

 

Государственный Северный русский народный хор — один из самобытнейших профессиональных народных коллективов — был создан полвека назад знатоком и энтузиастом народной песни Антониной Яковлевной Колотиловой. Обладая хорошим голосом, она часто выступала по Устюжскому радио, сопровождая свое пение игрой на лютне. Будучи человеком незаурядных способностей, большой воли и энергии, Антонина Яковлевна собрала и сплотила вокруг себя группу талантливых песенниц, работниц фабрик и кустарных мастерских старинного русского города Великого Устюга. Занятия поначалу небольшого ансамбля, объединявшего всего 12 певиц, проходили у кого-либо на квартире, часто вечерами за рукоделием. Пели одну песню за другой. Получалось довольно стройно.

Вскоре Антонина Яковлевна предложила подругам выступить на вечере, посвященном Международному женскому дню. Выступление, состоявшееся 8 марта 1926 года, положило начало творческой деятельности будущего коллектива. Уже в первые годы работы со всей четкостью и определенностью обозначился его самобытный исполнительский стиль, основанный на северной, конкретнее—на устюжской фольклорной песенной традиции бассейна реки Пинеги. Специфическим был репертуар: исполнялись только старинные народные песни, которые певицы — бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера, — знали в избытке. Исполняли в импровизационной манере, создавая сложную хоровую вязь многоголосных партитур.
В 1932 году А. Я. Колотилова, работавшая на Великоустюжской радиостанции, вынуждена была переехать на новое местожительство — в город Архангельск, куда была переведена радиостанция. Упорство и энергия Колотиловой, ее горячая вера в необходимость развивать и пропагандировать народное песенное искусство, позволили продолжить начатую работу с ансамблем, участницы которого переехали вслед за ней в Архангельск.

Великоустюжский ансамбль стал ядром нового, более многочисленного коллектива, пополнившегося холмогорскими и шенкурскими, лешуконекими и каргопольскими певуньями. Появление новых талантливых исполнительниц венчалось, как правило, пополнением репертуара песнями, которые они приносили с собой в хор. Успех первого выступления по Архангельскому радио превзошел ожидания. Чистота и благородство исполнения четырех старинных песен (лирических «На улице дождичек, во поле туман», «Солнышко восходит», хороводной «Не нападывай, пороха» и плясовой «Сяду под рябинушку») вызвали большой отклик у слушателей. Это воодушевило певиц.

Со временем многолетняя общественно-творческая деятельность Северного хора переросла рамки самодеятельности. Участие хора в Первой Всесоюзной хоровой олимпиаде (1936), во Втором Всесоюзном фестивале (1937), включение хора в систему Северной государственной филармонии (1938), выступление на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1939) — все это были ступени упорного восхождения коллектива к вершинам профессионального мастерства. С 1 января 1941 года Народный хор северной русской песни начал свою профессиональную жизнь. В коллектив пришли профессиональные деятели искусства: одаренный хормейстер, воспитанник Синодального училища В. А. Поликин, балетмейстер 3. Л. Вульфсон, преподаватель пения Е. С. Кузнецова. Эти люди во главе с А. Я. Колотиловой были первыми, с кем связаны самые начальные шаги молодого государственного хора, его творческие находки и удачи в многотрудном поиске верных путей, в концертно-сценической интерпретации северного фольклора. Пополнение коллектива танцевальными парами и баянистами значительно расширило репертуар его, обогатило программы. В то же время труднее стало сохранять ту самобытность, которая так выгодно отличала выступления старых песенниц-мастериц.

Однако современный творческий коллектив не мог долго развиваться в рамках только старинной песни. Изменения в самой жизни народа, развитие современного песенного искусства вольно и невольно оказывали влияние на коллектив. Начался новый этап в его творчестве. В концертные программы стали включаться авторские сочинения.
Формирование нового репертуара было процессом сложным. Требовалось время для того, чтобы композиторы могли вжиться в особенности, вникнуть в характер северных песен, а затем создать не только обработки их, но и собственные оригинальные произведения, музыкально-поэтический язык которых был бы органически связан с подлинно народными песенными истоками. Удача присутствовала всегда там, где композитор был в непосредственном творческом контакте с хором. Так родилась известная обработка Богуславского «Цвела черемуха», песня Черемухина «Остров Мудьюг», оркестровые произведения и лучшие песни Лаптева.
Творческий путь Северного хора не был легким. Развитие, по существу, нового жанра в профессиональном музыкально-хоровом исполнительстве сталкивалось с целым рядом проблем, связанных прежде всего со спецификой концертной формы исполнения произведений фольклора. И, надо сказать, Северный хор успешно решал эти проблемы, сохраняя чистоту народного стиля, борясь с новомодными тенденциями эстрадно-развлекательного характера, которые довольно явственно обозначились в исполнении некоторых народных коллективов.

История Северного хора складывается творческим трудом вот уже третьего поколения его участников. Немало сил отдали коллективу заслуженный деятель искусств РСФСР хормейстер С. А. Чернобай, народный артист РСФСР балетмейстер М. С. Годенко, заслуженный деятель искусств Коми АССР балетмейстер Л. А. Бордзиловская и многие другие специалисты, возглавлявшие в разное время коллектив.
С 1960 года художественное руководство Государственным Северным русским народным хором осуществляет народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии имени М. И. Глинки Нина Константиновна Мешко, главный хормейстер — заслуженный артист РСФСР А. К. Носков, главный балетмейстер — заслуженный деятель искусств РСФСР И. 3. Меркулов, руководитель оркестровой группы — заслуженный артист РСФСР Б. К. Туровник.

Широк репертуарный диапазон Северного хора. Значительное место в его программах составляют всевозможные образцы народного искусства «Севера, в том числе старинные народные песни в их подлинных распевах. Это придает выступлениям хора своеобразный этнографический колорит. Свыше 200 народных песен составляют его золотой фонд. Здесь и северные «погудки»— скоморошины («Во зеленом во бору», «У зеленого сада», «Пойдем-ко, женочка, домик наживать»), скороговорки, многочисленные частушки и страдания. Фольклор, причем фольклор крестьянский — самый мощный и отстоявшийся пласт народного искусства — для Северного хора не является чем-то застывшим, архаичным. Подход к фольклору с позиций современных требований, тщательный идейно-художественный отбор произведений сообщают коллективу современную направленность. Фольклор — это та основа, на которой вырастают современные концертные программы коллектива, осуществляется «живая связь времен».

Коллектив все смелее обращается к творчеству советских композиторов. Более крепкими и регулярными становятся их контакты, расширяется круг авторов. Особенно плодотворные результаты дало творческое содружество коллектива с композиторами А. П. Колосовым, А. С. Абрамским, А. В. Мосоловым, Н. П. Поликарповым, Г. К. Смирновой, В. А. Лаптевым. Органичное переосмысление традиций северного пения помогает композиторам создавать стилистически цельные и художественно ценные произведения, лучшие из которых стали репертуарной основой коллектива. Это — «За Двиной за Северной» Н. Поликарпова на стихи В. Бокова, его же «Вдоль по Вологде» на стихи О. Фокиной, «Утушки» В. Лаптева на стихи Б. Новоселова и «Вологодские кружева» на стихи Л. Васильевой, «.Приезжайте к нам на Север» Г. Смирновой на стихи А. Жарова, ее же «Лебедь по морю плыла», «Песня о Северной Двине» Ф. Маслова на стихи В. Бокова, «Не было ветру», «Вдоль по морю», «Расставание у березки» А. Мосолова на стихи В. Бокова и многие другие.

Северный хор много исполняет произведений гражданской лирики, что всегда отличает его программы, делает их значительнее, содержательнее. В этом смысле следует отметить концертные программы 1967 года (к 50-летию Великого Октября), 1970 года (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина).
Последнее десятилетие творческой деятельности хора связано с активными поисками новых форм сценического действия. Работа над миниатюрами и создание на их основе больших форм искусства—сюжетных сюит, народных театрализованных представлений, вокально-хоровых композиций — имеют принципиально важное значение для развития коллектива, представляющего собой органичный сплав трех исполнительских групп: хоровой, оркестровой и танцевальной. Несомненными удачами хора являются постановки «Поморской сюиты» (Ф. Маслова, стихи В. Бокова), народного представления «Сильный, смелый и умелый» (А. Абрамского, стихи Л. Васильевой), сюиты «А на Севере у нас», развернутой композиции «Северная барабушка» (в постановке И. Меркулова). Одной из жемчужин репертуара коллектива по праву считается вокально-танцевальная сюита «Северное играньице» (в постановке Л. Бордзиловской).

Северный хор обладает высокой исполнительской культурой, хорошим вкусом не только в выборе репертуара, но и в манере исполнения, отличающейся целомудренной сдержанностью, стремлением к чистоте стиля, творческим расчетом на серьезность содержания и глубину чувств, а не на внешний эффект.
Непоколебимая приверженность исполнительским традициям самобытнейшего, исконно русского Северного края делает Государственный Северный русский народный хор, в числе других государственных профессиональных народных хоров, ценностью, имеющей национальное значение.
Л. Шамина, кандидат искусствоведения

Ноты и тексты песен Северного хора Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!