Шебалин - Романсы и песни

Романсы



Ноты для голоса в сопровождении фортепиано к песням и романсам композитора В.Шебалина

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Творческое наследие выдающегося советского композитора Виссариона Яковлевича Шебалина богато и разнообразно. Драматическая симфония «Ленин»—одно из первых сочинений советских авторов, посвященных образу великого вождя, оперы «Солнце над степью» и так полюбившаяся нашему зрителю «Укрощение строптивой», кантата «Москва», написанная к восьмисотлетию столицы, камерно-инструментальные ансамбли, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам, хоры, из которых многие («Зимняя дорога», «Стрекотунья-белобока», «Эхо» на слова А. Пушкина, «Утес» и «Парус» на слова М. Лермонтова и другие) стали советской хоровой классикой,— вот далеко не полный перечень произведений различных жанров, к которым обращался В. Я. Шебалин.
Наряду с этими жанрами композитора всегда, в течение всей его творческой жизни, привлекала область камерно-вокальной музыки. Несмотря на все разнообразие тем и настроений его вокальных сочинений, Шебалин выступает в них прежде всего как лирик: он тяготеет к лирике созерцательно-философской и лирике душевных переживаний. -«Шебалин —лирик, тонкий и проникновенный»,— сказал о нем Д.Шостакович.

В. Я- Шебалиным написано более ста романсов и песен. Первые из них относятся к 1921 году, к самому Началу творческого пути. Но уже и в этих первых опытах чувствуется тонкий поэтический вкус композитора, умение раскрыть образ стихотворения языком музыки. Его привлекают русские классики XIX века — Пушкин, Баратынский, Тютчев, Фет. Пушкину Шебалин остается верен и в зрелом периоде своего творчества, — любовь к великому поэту он проносит через всю свою жизнь.
Композитор проявляет интерес и к поэтам более позднего времени — Блоку, Ахматовой, Ходасевичу; он отдает дань и западной поэзии — пишет романсы на стихи Р. Демеля, Т. Готье, Р. Рильке, А. Гидаша. Привлекают Шебалина и советские поэты: С. Есенин, А. Коваленков, М. Исаковский, А. Софронов, А. Прокофьев, А. Твардовский.

В сборник включены сочинения разных лет, многие произведения публикуются впервые. Сборник открывают романсы на стихи русских поэтов; далее идут романсы на стихи советских и зарубежных поэтов. Внутри каждого раздела романсы следуют в хронологическом порядке. Исключение составляют два цикла на стихи Сафо: написанные со значительным временным разрывом (1922— 1939 гг., соч. 3—32), но близкие тематически и стилистически,— они расположены в сборнике рядом.
Романсы «Есть в осени первоначальной.» и «Поэзия» на слова Ф. Тютчева, по времени создания наиболее ранние, продолжают традиции романса русских классиков; «Чудный град» на слова Е. Баратынского, рисующий зыбкость поэтической мечты в соприкосновении с реальной действительностью, написан языком утонченным, изысканным, в манере французских импрессионистов. Одним из лучших романсов раннего периода является «Еще люблю» на слова А. Фета: широкая мелодия, волевые интонации голоса создают впечатление страстной, взволнованной речи.
Значительное творческое достижение композитора — цикл «Двенадцать стихотворений А. Пушкина». Здесь полностью раскрылся талант Шебалина-лирика, давшего современное музыкальное воплощение поэтических образов Пушкина. По отзыву Н. Я. Мясковского, эти романсы «изумительно выразительно звучат в голосе и необыкновенно тонко гармонизованы в психологическом плане». В сборник вошли наиболее популярные романсы этого цикла: изящные «Адели» и «Пью за здравие Мери.», написанные в характере грациозного вальса, серенада «Я здесь, Инезилья.» и другие. Из цикла романсов на стихи М. Лермонтова, стилистически близкого пушкинскому, составителем отобраны лирически-напевные «Из-под таинственной холодной полумаски.» и «Слышу ли голос твой.», а также очень тонкий, написанный на едином дыхании романс «Горные вершины» и мятежно-драматический монолог «Я жить хочу!».
Обратившись к творчеству советских поэтов, композитор отошел от традиционной формы романса и приблизился к песне,— такими песнями-романсами являются произведения, входящие в циклы на стихи А. Коваленкова, А. Твардовского, А. Прокофьева. Их «песенность» проявляется прежде всего в свободном и широком развитии мелодии —«Ты обо мне в слезах не вспоминай.», «Грустная нота», «Окружена болотными цветами.» (слова А. Коваленкова). Песни эти, как и первая в цикле — светлая, жизнерадостная «Песенка», пленяют глубиной и чистотой чувства. Их отличает естественность декламации, красота и выразительность кантиленных мелодий, красочность гармонического языка, особенно яркого в романсе-песне «Синий воздух солнцем позолочен.»— ликующем гимне солнцу и весне.

Цикл «На земле мордовской» на слова А. Прокофьева, посвященный Галине Вишневской и впервые исполненный ею, приведен в сборнике полностью: три песни цикла объединяет радостное мироощущение, наслаждение красотой природы, любовь к жизни. По интонациям эти песни близки народным.
Романс «Спасибо, моя родная земля.».на слова А. Твардовского как бы подводит итог всему творчеству композитора. Любовь к Родине, патриотические мысли, которыми проникнуты все его сочинения, находят в этом романсе особенно яркое выражение.

В сборник вошли два цикла на стихи Сафо. Они приведены полностью. Древнегреческая поэтесса, «десятая эллинская муза», как ее называли, привлекла композитора музыкальностью своих лирических песен, а гибкая метрика стиха (в отличном переводе Вяч. Иванова) обусловила особую музыкально-речевую выразительность этих вокальных миниатюр. Краткость стихотворных текстов определила и лаконизм музыкального выражения. На первом плане в них —душевные переживания, отсюда исключительная чуткость и вокальной и фортепианной партий к эмоциональному подтексту. Образы стиха раскрываются не только голосом, но и партией фортепиано, образующих своеобразный дуэт. Оба цикла пленяют тонкостью музыкально-поэтических образов, филигранностью художественной отделки.
Целая гамма чувств и настроений звучит в романсах на стихи немецких поэтов — Демеля, Рильке и Гейне. Музыкальный язык лирических пейзажей Демеля отличается декламационным характером вокальной партии и мелодически-выразительной партией фортепиано. Два романса на слова Рильке носят философски-созерцательный характер. Из цикла «Пять романсов на стихи Г. Гейне» составителем отобраны три: грациозная шутка «У моря», светлая песня любви и счастья «Сердце, сердце, ты страдало.» и элегия «На севере угрюмом», где композитор выделяет образ одинокого кедра на фоне сурового северного пейзажа. Этой картиной родной Шебалину северной природы заканчивается цикл.
Включенные в сборник романсы и песни, при всем своем разнообразии, обладают одним общим, ценным для исполнителя качеством: они написаны мастером, отлично знающим природу человеческого голоса — даже наиболее сложные из них по музыке, не представляют вокальных трудностей. Но интерпретация их требует вдумчивого отношения со стороны исполнителя.