Славим победу октября

Выпуск 1

Песенники



Избранные русские советские песни с нотами для фортепиано в пяти выпусках. Тесты песен
1917-1967 года

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Настоящий сборник песен представляет собой первый том антологии «Славим победу Октября», издаваемой к 50-летшо Великой Октябрьской социалистической революции. В антологию войдут созданные с 1917 по 1967 годы лучшие песни советских композиторов, явившиеся общепризнанными достижениями нашего песенного творчества и получившие широкую популярность.
Все издание состоит из пяти томов, соответствующих основным периодам истории советской песни: 1917—1932, 1933-1941, 1941-1945, 1945—1955, 1956—1967.

Подобный свод советских песен издается не впервые. В 1957—1958 годах была опубликована «Антология советской песни» в пяти выпусках. Пятитомник «Славим победу Октября» несколько отличается от нее. Изменены хронологические рамки охвата материала: в новую антологию не входят дореволюционные рабочие песни и в то же время добавлены советские песни, созданные в 1957—1967 годах. В связи с увеличением объема каждого тома более полно представлены остальные периоды пятидесятилетия. Внутри томов принят хронологический порядок расположения материала, что дает возможность наглядно показать, как отразились в песенном творчестве основные этапы и события истории советского общества. Песни снабжены комментариями, содержащими основные сведения об их авторах и об истории их создания и бытования.
Первый том включает песни периода гражданской войны й первого десятилетия мирного строительства. Они разнообразны, как разнообразна и пестра сама жизнь тех лет. И в то же время в них есть нечто общее. Все они представляют собой массовые песни, предназначенные для коллективного исполнения рабочими и красноармейцами, городской и деревенской молодежью на демонстрации, митинге или в военном походе. И героем их почти всегда является масса. Ее мысли и чувства, черты ее характера воплощены в этих первых советских песнях — и прежде всего революционная романтика, героика борьбы за власть Советов, новостроек первой пятилетки. И подобно тому, как навсегда вошли в историю штурм Перекопа, «волочаевские дни», трудовые подвиги комсомольцев 20-х годов — не забудутся в десятилетиях «Марш Буденного», «По долинам и по взгорьям», «Наш паровоз» и другие первенцы советской песни.
Внутри пятнадцатилетия, охваченного первым томом, выделяются три этапа. Один из них —годы революции и гражданской войны. Шеренгу песен этих лет возглавляет' первый гимн молодой советской республики — «Интернационал», в который Октябрьская революция внесла знаменательное изменение: вместо «Это будет последний и решительный бой» защитники Октября запели «Это есть наш последний.»
Некоторые песни гражданской войны используют нетронутые или несколько измененные народные и бытовые напевы. Авторы слов этих песен не всегда известны. Однако, отдельные имена дошли до нас, и они весьма примечательны. П. Бахтуров, А. Маринов, П. Парфенов —это командиры и политработники Красной Армии, в недрах которой и родилась советская песня.
Выдвинулись в те же годы первые профессиональные авторы: композиторы Д. Васильев-Буглай, А. Митюшин, Дм. и Сам. Покрассы, поэты А. Д'Актиль, Д. Бедный, П. Горин, В. Князев. Впоследствии некоторые из них стали известными мастерами советской песни.

1922—1925 годы — время рождения нескольких популярнейших песен («Молодая гвардия», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» и др.), созданных комсомольскими и красноармейскими поэтами, преимущественно на известные ранее напевы. Здесь, наряду с воспоминаниями о гражданской войне, впервые утверждается новое содержание, связанное с переходом страны к мирному труду.
Наконец, в 1926—1932 годах появляется большая группа песен, принадлежащих талантливому композитору А. Давиденко и его молодым соратникам по творческим организациям «Проколл» (Производственный коллектив при Московской консерватории) и РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) — В, Белому, М. Ковалю, Б. Шехтеру. Эти песни, несмотря на их эмоциональную одноплановость (недостаток лиричности) и подчас некоторую усложненность языка, знаменуют дальнейшее движение советского песенного творчества вперед. Расширяется его тематика, растет профессиональный уровень. Песня становится полноправным, я в некоторых отношениях (освоение новых образов и интонаций) и ведущим жанром советской музыки.
Заключает этот период «Песня о встречном» Д. Шостаковича — приветливая, по-весеннему свежая и звонкая молодежная песня, сразу получившая невиданно широкое распространение, Предвосхитив собой песни следующего периода (И. Дунаевского и др.), она положила начало подлинной массовости, всенародной популярности советского песенного творчества 30-х годов.