Выпуск 1
Избранные русские советские песни с нотами для фортепиано в пяти выпусках.
Тесты песен
1917-1967 года
Настоящий сборник песен представляет собой
первый том антологии «Славим победу Октября», издаваемой к 50-летшо Великой
Октябрьской социалистической революции. В антологию войдут созданные с
1917 по 1967 годы лучшие песни советских композиторов, явившиеся общепризнанными
достижениями нашего песенного творчества и получившие широкую популярность.
Все издание состоит из пяти томов, соответствующих основным периодам истории
советской песни: 1917—1932, 1933-1941, 1941-1945, 1945—1955, 1956—1967.
Подобный свод советских песен издается не впервые. В 1957—1958 годах
была опубликована «Антология советской песни» в пяти выпусках. Пятитомник
«Славим победу Октября» несколько отличается от нее. Изменены хронологические
рамки охвата материала: в новую антологию не входят дореволюционные рабочие
песни и в то же время добавлены советские песни, созданные в 1957—1967
годах. В связи с увеличением объема каждого тома более полно представлены
остальные периоды пятидесятилетия. Внутри томов принят хронологический
порядок расположения материала, что дает возможность наглядно показать,
как отразились в песенном творчестве основные этапы и события истории
советского общества. Песни снабжены комментариями, содержащими основные
сведения об их авторах и об истории их создания и бытования.
Первый том включает песни периода гражданской войны й первого десятилетия
мирного строительства. Они разнообразны, как разнообразна и пестра сама
жизнь тех лет. И в то же время в них есть нечто общее. Все они представляют
собой массовые песни, предназначенные для коллективного исполнения рабочими
и красноармейцами, городской и деревенской молодежью на демонстрации,
митинге или в военном походе. И героем их почти всегда является масса.
Ее мысли и чувства, черты ее характера воплощены в этих первых советских
песнях — и прежде всего революционная романтика, героика борьбы за власть
Советов, новостроек первой пятилетки. И подобно тому, как навсегда вошли
в историю штурм Перекопа, «волочаевские дни», трудовые подвиги комсомольцев
20-х годов — не забудутся в десятилетиях «Марш Буденного», «По долинам
и по взгорьям», «Наш паровоз» и другие первенцы советской песни.
Внутри пятнадцатилетия, охваченного первым томом, выделяются три этапа.
Один из них —годы революции и гражданской войны. Шеренгу песен этих лет
возглавляет' первый гимн молодой советской республики — «Интернационал»,
в который Октябрьская революция внесла знаменательное изменение: вместо
«Это будет последний и решительный бой» защитники Октября запели «Это
есть наш последний.»
Некоторые песни гражданской войны используют нетронутые или несколько
измененные народные и бытовые напевы. Авторы слов этих песен не всегда
известны. Однако, отдельные имена дошли до нас, и они весьма примечательны.
П. Бахтуров, А. Маринов, П. Парфенов —это командиры и политработники Красной
Армии, в недрах которой и родилась советская песня.
Выдвинулись в те же годы первые профессиональные авторы: композиторы Д.
Васильев-Буглай, А. Митюшин, Дм. и Сам. Покрассы, поэты А. Д'Актиль, Д.
Бедный, П. Горин, В. Князев. Впоследствии некоторые из них стали известными
мастерами советской песни.
1922—1925 годы — время рождения нескольких популярнейших песен («Молодая
гвардия», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» и др.), созданных комсомольскими
и красноармейскими поэтами, преимущественно на известные ранее напевы.
Здесь, наряду с воспоминаниями о гражданской войне, впервые утверждается
новое содержание, связанное с переходом страны к мирному труду.
Наконец, в 1926—1932 годах появляется большая группа песен, принадлежащих
талантливому композитору А. Давиденко и его молодым соратникам по творческим
организациям «Проколл» (Производственный коллектив при Московской консерватории)
и РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) — В, Белому, М.
Ковалю, Б. Шехтеру. Эти песни, несмотря на их эмоциональную одноплановость
(недостаток лиричности) и подчас некоторую усложненность языка, знаменуют
дальнейшее движение советского песенного творчества вперед. Расширяется
его тематика, растет профессиональный уровень. Песня становится полноправным,
я в некоторых отношениях (освоение новых образов и интонаций) и ведущим
жанром советской музыки.
Заключает этот период «Песня о встречном» Д. Шостаковича — приветливая,
по-весеннему свежая и звонкая молодежная песня, сразу получившая невиданно
широкое распространение, Предвосхитив собой песни следующего периода (И.
Дунаевского и др.), она положила начало подлинной массовости, всенародной
популярности советского песенного творчества 30-х годов.