Славим победу октября

Выпуск 2

Песенники



Избранные русские советские песни с нотами для фортепиано в пяти выпусках. Тесты песен
1917-1967 года

 

КОММЕНТАРИИ

 

 

Эшелонная. Песня представляет собой фрагмент из «Поэмы о Царицыне» — литературно-музыкальной композиции, созданной для Ансамбля красноармейской песни его музыкальным руководителем Александром Васильевичем Александровым на слова Осипа Яковлевича Колычева (род. в 1903 г.).
Поэма воспела героические подвиги бойцов X армии, оборонявшей в 1918 году под командованием К. Е. Ворошилова город Царицын (ныне Волгоград).


Полюшко — хоровой фрагмент из Четвертой симфонии Льва Константиновича Книппера (род. в 1898г.), названной композитором «Поэмой о бойце-комсомольце». Начальные слова песни принадлежат Л. Книпперу, остальные написал поэт Виктор Михайлович Гусев (1909—1944). В 1934 году песня была удостоена 2-й премии на конкурсе массовой военной комсомольской песни, организованном ЦК ВЛКСМ.
Отдельно от симфонии «Полюшко» впервые прозвучало в исполнении камерной певицы В. Духовской, выступавшей совместно с М. Бихтером. Песня получила широчайшее распространение в нашей стране и за рубежом. Известный американский дирижер Л. Стоковский назвал произведение Книппера лучшей песней XX века.
В 1937 году Краснознаменный ансамбль привез «Полюшко» в Париж. Песня произвела огромное впечатление. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем «Полюшко». Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава.» — вспоминал писатель Л. Любимов, много лет проживший во Франции
А в 1945 году украинский поэт П. Воронько рассказал, как в Лондоне на Первой всемирной конференции молодежи тысячи делегатов из разных стран дружно, запели «Полюшко»:
«Полюшко» запели в Альберт-холле, Вот она, народов мира связь! Разлеглось средь зала наше поле, Копнами пшеницы золотясь. Чтобы нам под ярким солнцем мира, Навсегда поверив тишине, Дружно жить, встречаться на турнирах, На турнирах, а не на войне!

Чапаевская. После всенародного успеха, каким был отмечен в 1934 году выход на экраны страны кинофильма «Чапаев», образ легендарного начдива стал находить свое отражение и в советских песнях. Первой по времени песней о Чапаеве, получившей известность, явилась «Чапаевская» Наталии Николаевны Левн (род. в 1901 г.). Песня написана на слова Алексея Александровича Суркова (род. в 1899 г.). Получила в 1934 году 3-ю премию на конкурсе массовой военной комсомольской песни, организованном ЦК ВЛКСМ.

Вдоль деревни. Творческая работа народного артиста СССР Владимира Григорьев вича Захарова (1901—1956) тесно связана с Государственным русским народным хором им. Пятницкого. Для этого коллектива композитор написал ряд замечательных песен, которые сразу подхватил народ. Первой из них была песня «Вдоль деревни», написанная на слова Михаила Васильевича Исаковского (род. в 1900 г.). Поэт вспоминает: «Однажды в 1935 году я попал в кино. Шел киножурнал — показ художественной самодеятельности колхозов. На экране появился колхозный хор, и вот я слышу, что он поет песню на очень знакомые мне слова. Эта была песня «Вдоль деревни». Впоследствии я выяснил, что композитор В. Захаров, где-то прочитавший мое стихотворение, положил его на музыку, Сначала песню пел хор им, Пятницкого, потом она перекочевала в деревню».

Марш веселых ребят. Известная кинокомедия «Веселые ребята» режиссера Г. Александрова с участием Л. Утесова с музыкой Исаака Осиповича Дунаевского (1900—1955) вышла на экраны страны 25 декабря 1934 года, Через несколько дней вся страна с увлечением пела «Марш веселых ребят», составлявший музыкальную основу фильма.
В работе над этим фильмом впервые сложилось большое творческое содружество И. Дунаевского с поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом (1898—-1949), оказавшееся залогом их лучших достижений.
Такие фразы марша, как «Нам песня строить и жить помогает», «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет», — стали широко известными афоризмами, которые бытуют в народе до настоящего времени.
Фильм вместе с его песнями имел большой успех и в зарубежных странах. «Мне рассказывали, — писал Л. Любимов, — про французскую часть, шедшую к линии Мажино под марш из «Веселых ребят» (ах, как популярен был этот фильм в эмиграции!), между тем как звонкий русский голос разносил над французским полем советскую песнь, которая «скучать не дает никогда».

От края и до края. Этой песней завершается опера «Тихий Дои», написанная Иваном Ивановичем Дзержинским (род. в 1909 г.) на сюжет одноименного романа М. Шолохова.
Премьера оперы состоялась в 1935 году в ленинградском Малом оперном театре. Песню «От края и до края» в опере поют донские казаки. Недавно вернувшиеся с фронта первой мировой войны, они вновь берут в руки оружие, чтобы идти на защиту молодой Советской России от интервентов и контрреволюции.
Текст принадлежит Леониду Ивановичу Дзержинскому (род. в 1891 г.). Песня «От края и до края» получила большое распространение. В тридцатых годах она часто исполнялась отдельно от оперы многими профессиональными и самодеятельными хорами.

Каховка. Кинокомедия режиссера С. Тимошенко «Три товарища», вышедшая на экраны в 1935 году, ныне почти забыта. А песня «Каховка», которую Дунаевский написал для этой картины на слова Михаила Аркадьевича Светлова (1903—1964), продолжает жить четвертое десятилетие.
«Музыку к песне «Каховка» мне удалось написать буквально за несколько минут, — вспоминал композитор. — Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор сгихов М. Светлов. Не отходя от рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца»
Говоря о «Каховке», Д. Шостакович заметил, что в этой песне Дунаевский продолжил и развил тот самый вид революционной героической песни, смену которой он сам постарался подготовить. «Каховка» — это ценный вклад в сокровищницу славных традиций революционной романтики.

Партизан Железняк. Летом 1935 года «Правда» совместно с союзами писателей и композиторов объявила конкурс на лучшую советскую песню. Творческое соревнование привлекло к себе большое внимание композиторов. Только на опубликованное «Правдой» (24.VIII.1935 г.) стихотворение Михаила Семеновича Голодного (1903— 1949) «Партизан Железняк» было написано 389 песен. Среди них была и. та, которую создал Матвей Исаакович Блантер (род. в 1903 г.). Его песня не получила премии, но скоро завоевала очень большую популярность.
Первые исполнители «Партизана Железняка»— Д. Головин и Л. Русланова.

Прощание. Композитор Д. Покрасс после создания «Марша Буденного» (1920) и других песен гражданской войны отошел на время от жанра массовой песни. Толчком к его возвращению на путь песенника явилось знакомство со стихотворением М. Исаковского «Прощание», которое Д.Покрасс случайно прочел в каком-то журнале. Вновь встретившись с темой гражданской войны, композитор-буденновец создал песню, положившую начало новому расцвету его творчества.
«Прощание» стало популярнейшей молодежной песней 30-х годов. Позднее на сюжет этой песни созданы картины художника А. Ацманчука «Дан приказ.» и художника Д. Дмитриева «Дан приказ: ему —на запад», а также скульптура В. Бородая «Уходили комсомольцы».

В чистом поле. В 1935 году В. Захаров написал на слова Я- Шведова «Песню о партизане». Она полюбилась народу. Однако композитора не совсем удовлетворял текст песни. В 1938 году по просьбе Захарова М. Исаковский написал на ту же мелодию и на тот же сюжет новые слова. Песня стала называться «В чистом поле».
В воспоминаниях С. А. Ковпака «От Путивля до Карпат» „говорится о большой популярности этой песни среди партизан в годы Великой Отечественной войны. «Была у Руднева одна песня, которую он чаще всего пел. Выйдет вечером из землянки, шинель внакидку, сядет на пенек вместе со своим Радиком, обнимет его, прикроет полой шинели и затянет:
В чистом поле, поле под ракитой.
И слышишь —у одной землянки подхватили, у Другой, и по всему лесу пошла песня.»
В 1945 году в Москве на встрече партизан с композиторами гости пели свои любимые песни. Одна ия них —«В чистом поле под ракитой» — особенно понравилась композитору В. Юровскому. Он записал мелодию и впоследствии использовал ее — как народную тему — в своей оратории «Подвиг народа». Лишь после исполнения оратории автор узнал, что прозвучавшая в пей «народная партизанская песня» принадлежит В. Захарову и М. Исаковскому.

Провожанье. В 1935 году, вскоре после появления на свет первой песни В. Захарова на слова М. Исаковского «Вдоль деревни», произошло личное знакомство авторов. Поэт показал своему новому другу давно написанное, стихотворение «Провожанье». Оно понравилось Захарову. Началась совместная работа.
Четырех куплетов оказалось мало композитору. По его просьбе Исаковский добавил еще один. Кроме того, Захаров сам сделал небольшое добавление к тексту: каждый куплет песни стал начинаться вздохом «Ох!»,
«Провожанье» вошло в репертуар хора им. Пятницкого и получило широчайшую популярность.

Песня о Родине.Песня была написана для широко известного в свое время кинофильма Г. Александрова «Цирк». Еще до выхода фильма на экраны ноты были опубликованы в газетах. Вскоре «Песню о Родине» запел весь народ. Едва ли можно и сейчас назвать советскую песню, которая получила бы столь полное народное признание. Ее первая музыкальная фраза стала позывными советских радиостанций.
В годы Великой Отечественной войны «Песня о Родине» вдохновляла наших воинов на подвиги. Ее пели партизаны - ковпаковцы каждый рам, когда отправлялись в далекий поход, Она звучала и на фронте, иногда даже непосредственно на поле боя.
«Широка страна моя родная» — это голос моей души, — писал известный американский певец Поль Робсон.—Эта песня поет о том, что мне всего дороже, что я люблю, за что борюсь. Любая программа моих концертов всегда завершается этой замечательной песней. Думаю, что, если бы я пел весь вечер Баха, и то, » конце концов, не обошлось бы без нее, «Песня о Родине» — одна из наиболее любимых слушателями песен моего репертуара не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Ее прекрасная мелодия поднимает, зовет.»
«Песня о Родине» —одно из тех произведений искусства, о которых можно сказать, что, если бы его автор не создал ничего другого, он все равно вошел бы в историю.

Орленок. История «Орленка» началась с постановки пьесы М. Даниэля «Хлопчик» в Театре МГСПС.
По ходу спектакля нужно было спеть короткую, состоящую из одного четверостишия песню. Слова написал Яков Захарович Шведов (род. в 1905 г.), а музыку Виктор Аркадьевич Белый (род. в 1904 г.). Их небольшое сочинение оказалось одним из самых впечатляющих моментов спектакля. Поэт и композитор решили развить содержание песни—для ее самостоятельной жизни, не связанной со спектаклем.
Работа удалась. Много лет спустя Я. Шведов, вспоминая о создании «Орленка», писал, что прообразом героя песни для него был поэт-комсомолец Герасим Фейгин2.
Первой исполнительницей «Орленка» на эстраде стала камерная певица В. Духовская. Когда она незадолго до смерти писателя Н. Островского спела ему эту песню, он сказал: «Вот это наша песня! Передайте товарищу Белому: жаль, что он не написал ее лет на пятнадцать раньше, как бы она звучала на фронтах гражданской войны!»
Одним из исполнителей «Орленка» в 30-х годах был певец А. Окаемов. В годы войны он попал в плен и был расстрелян фашистами. Перед смертью он запел «Орленка» и погиб с этой песней на устах.
Вот еще один эпизод из биографии песни.
Смоленская партизанка Шура Анисимова, любившая петь «Орленка», попала в плен. Когда немцы заставили девушку показать место, где стояли партизны, она повела врагов в лес. Там, чтобы ее боевых друзей не застали врасплох, Шура предупредила их громким пением «Орленка». Ее сигнал был принят. Поднятые по тревоге партизаны сумели уничтожить карателей и спасти свою подругу.

Песня о Щорсе. Творческим стимулом к созданию М. Блантером этой песни явилось опубликование в «Правде» «Песни о Щорсе» композитора И. Шишова на слова М. Голодного. Текст песни вдохновил М. Блантера на создание новой музыки, которая и получила широкое распространение.
Впервые «Песню о Щорсе» спели участники красноармейской художественной самодеятельности. Лучшим ее исполнителем стал солист Большого театра, народный артист СССР М. Рейзен.

Песня молодых бойцов. Анатолий Григорьевич Новиков (род. в 1896 г.) в тридцатых годах был тесно связан с жизнью Красной Армии, с красноармейской художественной самодеятельностью. Он часто бывал в воинских частях. Эти впечатления отразились в делом цикле песен о нашей армии, созданных в те годы («Песня о Котовском», «Песня о Чапаеве», песни о героях Хасана и др.). К ним принадлежит и «Песня молодых бойцов» на стихи В. Лебедева-Кумача.

Конармейская. Начиная с 1935 года Дм. Покрасс стал работать над созданием песен в содружестве со своим братом Даниилом Яковлевичем (1905—1954). Первой творческой удачей братьев Покрассов была «Конармейская», написанная на стихи А. Суркова, впервые опубликованные в «Правде» 28 августа 1935 года. Песня вошла в документальный кинофильм «Рабоче-Крестьянская».
«Конармейская» до настоящего времени сохраняет свое художественное значение как одна из лучших героико-революционных песен.

Казачья кавалерийская. В 1936 году были отменены ранее существовавшие ограничения в отношении службы донских и кубанских казаков в рядах Красной Армии. В связи с этим в предвоенные годы советские композиторы создали много песен о казаках, где стремились отразить готовность народа постоять за Родину в будущих боях. Одной из лучших песен такого рода была «Казачья кавалерийская» — по существу первое популярное произведение Василия Павловича Соловьева-Седого (род. в 1907 г,). Песня написана на слова Александра Дмитриевича Чуркина (род. в 1903 г.). Своим широким распространением она была во многом обязана исполнению ее Л. Утесовым.

Все, чем теперь сильны мы и богаты. В песенном творчестве Зиновия Львовича Компанейца (род. в 1902 г.) значительное место принадлежит армейской песне. Большую популярность в довоенные годы имела его «Песня былых походов». Для армии была написана и песня «Все, чем теперь сильны мы и богаты». Она не стала походной, но много исполнялась на концертной эстраде и по радио (где великолепным запевалой был А. И. Батурин).

Лейся, песня, на просторе. Автор текста этой песни — кинорежиссер и артист Андрей Николаевич Апсолон (род. в 1908 г.). Музыку на его слова написал композитор Венедикт Венедиктович Пушков (род. в 1896 г.). Их песня вошла в кинофильм режиссера С. Герасимова «Семеро смелых», посвященный жизни комсомольцев-зимовщиков в условиях суровой Арктики.
Популярным исполнителем песни на эстраде стал Л. Утесов.

Спортивный марш. Песня написана для кинофильма режиссера С. Тимошенко «Вратарь». Она сразу получила исключительно широкое распространение. Без нее, в частности, в предвоенные годы не обходился ни один физкультурный парад на Красной площади в Москве.

Песня о веселом ветре. В 1937 году на экраны вышел кинофильм «Дети капитана Гранта» (режиссер В. Вайншток) по роману Ж. Верна. Проникнутый романтикой приключений, фильм воспел мужество, отвагу сильных и благородных людей, отправившихся на поиски пропавшего капитана Гранта. Из музыки к фильму, написанной И. Дунаевским, широко известны увертюра, «Песенка про капитана» и особенно «Песня о веселом ветре».

Москва майская. Празднованию Первомая 1937 года в Москве был посвящен выпущенный в том же году хроникально-документальный фильм «Двадцатый май». Для него и была написана композиторами братьями Покрассами песня «Москва майская». Запев принадлежит Дмитрию Яковлевичу Покрассу, припев — Даниилу Яковлевичу.
Значительно пережив фильм, «Москва майская» осталась в народе на многие годы как одна из лучших, песен о советской столице.

С нами поет вся страна. Эту песню В. Лебедев-Кумач и М. Блантер написали по просьбе Главного политического управления Красной Армии для армейских участников Всесоюзного парада физкультурников на Красной площади в Москве в 1937 году. Песня полюбилась советским спортсменам. Она стала звучать на всех физкультурных праздниках.

Казачья песня — представляет собой хор из оперы И. Дзержинского «Поднятая целина», написанной на сюжет первой части одноименного романа М. Шолохова. Премьера оперы состоялась в Большом театре (Москва, 1937 г.). «Казачья песня» в тридцатых годах часто исполнялась на концертной эстраде и по радио как самостоятельное произведение.

Марш трактористов. В кинофильме «Богатая невеста» (режиссер И. Пырьев) показано соревнование бригады трактористов и бригады девушек, вяжущих снопы. Это подчеркивается сопоставлением песен: «Марша трактористов» и «Марша женской бригады». Из них особенно большая популярность выпала на долю «Марша трактористов».

Тачанка. Константин Яковлевич Листов (род. в 1900 г.) во время гражданской войны добровольцем вступил в ряды Красней Армии. На полях сражений молодой красноармеец не раз видел боевую тачанку, прославленную впоследствии одноименной картиной художника М. Грекова.
В 1937 году композитор познакомился со стихотворением «Тачанка» Михаила Исааковича Рудермана (род. в 1905 г.). Ив тот же день родилась песня. Ее принял в свой репертуар Краснознаменный ансамбль. С легкой руки краснознаменцев «Тачанку» подхватили все армейские ансамбли, все хоровые коллективы. Песня получила всенародное признание.

Были два друга. Из нескольких песен разных авторов на текст стихотворения В. Гусева «Были два друга» наибольшую известность получила песня Сергея Леонидовича Германова (род. в 1899 г.). В течение многих лет она с большим успехом исполнялась Л. Утесовым.

Дороженька. Автор текста — колхозница П. Семенова из деревни Гонино Кировской области. Песня написана В. Захаровым для юбилейной программы хора им. Пятницкого к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции и впервые исполнена хором 22 ноября 1937 года на концерте советской музыки в Колонном зале Дома союзов в Москве.

Как у дуба старого. В 1937 году композитор Сигизмунд Абрамович Кац (род. в
1908 г.) заканчивал консерваторию. Тогда же он начал работу над своей первой опереттой «Взаимная любовь», действие которой происходило в одной из казачьих ста-
ниц. Кац много ездил по Ростовской области, любовался, как поют и водят хороводы
девушки, слышал старинные казачьи песни в исполнении самодеятельных хоров,
изучал записи казачьих песен, собранных А. Листопадовым. Как претворить все увиденное и услышанное на Дону? Хотелось написать новую казачью песню — обязательно трехдольную, с подвижным акцентированным аккомпанементом. Уже появились первые наброски, эскизы, но не было подходящего текста.
Случайно в ростовской газете «Молот» Кац прочел стихи местного поэта Анатолия Владимировича Софронова (род. в 1911 г.). Стихи понравились композитору, и тогда родилась песня. Она вошла в первую программу Государственного джаз-оркестра (1939 г.) и получила широкое распространение.

Тайга золотая. Кинофильм режиссеров Г. Казанского и М. Руфа «Тайга золотая» был посвящен трудовым будням советских золотоискателей. Песня из фильма, написанная на слова Александра Андреевича Прокофьева (род. в. 1900 г.), долгие годы продолжала свою жизнь в народе уже после того, как кинофильм сошел с экрана.

Зелеными просторами. Эта молодежная песня для русских народных хоров написана осенью 1938 года в связи с двадцатилетием Всесоюзного Ленинского Комсомола.

Колхозная песня о Москве. Произведение Федора Ивановича Маслова (род. в
1909 г.) представляет одну из первых советских песен о нашей столице; рассчитано на
исполнение народными хорами.

Если завтра война. Песня написана к одноименному фильму режиссера Е. Дзигана. Основу картины составили документальные кадры, заснятые во время маневров Красной Армии. Песня осталась жить и после того, как фильм сошел с экрана
В том же 1938 году песня была издана в Праге массовым тиражом с новым текстом, говорившим об угрозе нападения фашистской Германии на Чехословакию.

По морям, по океанам. Большой успех, который выпал на долю «Песни молодых бойцов» А. Новикова — В. Лебедева-Кумача, побудил поэта и композитора к созданию аналогичной песни и о советских моряках. Такая песня— «По морям, по. океанам» — родилась. В течение многих лет она звучала не только на флоте: ее полюбила вся Красная Армия, а также городская и сельская самодеятельность.
По словам А. Новикова, он не побоялся применить трехдольный размер в маршевой песне, помня, что в годы гражданской войны трехдольный размер не помешал всенародному распространению такой походной песни, как «Смело мы в бой пойдем».

Молодежная. Песня написана для музыкальной кинокомедии «Волга-Волга» (режиссер Г. Александров). В основу запева И. Дунаевский положил интонации, родственные ряду русских городских песен («По Дону гуляет», «Из-за острова на стрежень» и др.).

Песня о Волге. Об этой песне И. Дунаевский писал: «В фильме «Волга-Волга» режиссер Александров поставил передо мной задачу большой трудности. Дело в том, что по сюжету девушка-письмоносица сочиняет мелодию и слова песни, которой впоследствии суждено стать широко популярной. Она должна была быть написана мною с расчетом на категорическую и безусловную удачу. Всякая неудача в этом направлении грозила картине провалом основной темы сюжета. Ведь для того, чтобы зритель поверил в то, что песня эта становится популярной, она действительно должна обладать к этому данными. Зритель тут же, в зале кино, должен ее запомнить».
Решение такой трудной задачи удалось композитору. Он создал «Песню о Волге», которую запомнил и полюбил народ.

Тучи над городом встали. Автор слов и музыки этой песий —- заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Павел Николаевич Арманд (1902—1964) был кинорежиссером. Он работал вторым режиссером при постановке С. Юткевичем фильма «Человек с ружьем», для которого и сочинил песню «Тучи над городом встали». Остальные музыкальные номера к «Человеку с ружьем» написал Д, Шостакович.

Катюша. В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр под руководством М. Блантера и В. Кнушевицкого. Первый концерт коллектива состоялся в феврале 1939 года. В числе новых песен, вошедших в его программу, была «Катюша». Она имела огромный успех. Вскоре песня стала достоянием всего народа.
Популярность «Катюши» вызвала к жизни ее многочисленные текстовые варианты, а также «ответы» на песню. Особенно много появилось их во время Великой Отечественной войны. Героиня песни становилась в них то девушкой-бойцом, то медсестрой, то партизанкой. «Катюшей» народ называл знаменитый гвардейский миномет.
Песня Блантера—Исаковского стала очень популярной и в зарубежных странах. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Второй вариант представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. «Катюшу» поют также французы, японцы, американские негры.

Три танкиста. Песня написана для кинокомедии режиссера И. Пырьева «Трактористы». Среди героев фильма —демобилизованный танкист, один из участников боев у озера Хасан (1938), во время которых Красная Армия дала отпор японским империалистам, посягнувшим на наши границы. Он и поет эту песню-рассказ. Автор текста— Борис Савельевич Ласкин (род. в 1914 г.)

Спят курганы темные. Песня написана для первой серии кинофильма режиссера Л. Лукова «Большая жизнь». Картина рассказывала о жизни и труде шахтеров Донбасса.

Любимый город. Кинофильм режиссера Э. Пенцлина «Истребители», повествовавший о высоких моральных качествах советских летчиков, был уже готов к выпуску, когда исполнитель одной из главных ролей М. Бернес попросил написать для него какую-нибудь лирическую песню. Поэт и композитор откликнулись на просьбу артиста. Песня родилась, и ей нашлось место в фильме. Она снискала любовь широких масс слушателей.

Чайка. Песня написана композитором Юрием Сергеевичем Милютиным (род. в 1903 г.) для приключенческого фильма «Моряки» (режиссер В. Браун). В основе сюжета картины — боевые эпизоды из жизни советских моряков в будущей войне.

И кто его знает. Толчком к написанию этой песни поэтом послужили слова из украинской народной песни: «Бисов батько його знае, чого вин моргае». «Эта фраза,— вспоминает М. Исаковский, — и дала мне разбег для песни»Передавая свое стихотворение В. Захарову, М. Исаковский писал: «Мне бы хотелось. чтоб эта песня не была «скороговорочной», а чтобы музыка ее была плавной, может быть, несколько замедленной. Что касается припева, то он, по моему разумению, должен быть каким-то «лукавым», что ли. Это потому, что ведь девушка знает, почему все происходит, но отчасти из девичьей скромности, а больше из лукавства (невинного, конечно) и своеобразной кокетливости делает вид, что она не понимает, в чем дело».
А Захаров увидел в стихах и нечто иное: «Об одном не сказал Михаил Васильевич: девушка не только лукавит, будто она не знает, что все это значит; она еще и грустит, потому что все-таки любит этого паренька. Вот этот элемент грусти совершенно обязателен в музыке; правда, грусти особой, грусти с надеждой. Это должно прозвучать уже в запеве. А в припеве—лукавство и даже усмешка».
Песня впервые была исполнена Государственным хором им. Пятницкого и получила большое распространение. В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» ее поют находившиеся в подполье советские девушки. «.Это была песня, много раз слышанная девушками по радио в исполнении любимого хора имени Пятницкого, и именно потому, что они не раз слышали песню по радио из Москвы, теперь они точно -проделывали с этой песней обратный путь отсюда, из Первомайки, в Москву».

Марш энтузиастов. Эту песню Дунаевский- написал для кинофильма режиссера Г. Александрова «Светлый путь». Он был посвящен судьбе простой советской девушки (первоначальное название картины — «Золушка»), добившейся своим трудом почетного положения в обществе.
«Марш энтузиастов» из фильма полюбился народу. При жизни композитора вошло в обычай исполнение этой песни на его авторских вечерах. В заключение вечера по просьбе слушателей — «хотим спеть вместе с Вами!»— композитор садился за рояль и аккомпанировал аудитории, которая пела «Марш энтузиастов».
В наше время стало традицией передавать эту песню по радио каждый раз, когда советские люди отмечают новую победу в освоении космоса.

Песни о Москве. В основе сюжета кинокомедии режиссера И. Пырьева «Свинарка и пастух» — встреча на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве передовой русской колхозницы и дагестанского пастуха,
«Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе»), написанная Тихоном Николаевичем Хренниковым (род. в 1913 г.), явилась лейтмотивом картины, выражением ее главной идеи.

Фильм был закончен производством перед войной, но вышел на экраны в конце 1941 года, когда фашисты были только что отбиты от Москвы, В те суровые и грозные дни лирическая песня о столице нашла горячий отклик советского человека.
В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» о песне «Хорошо на московском просторе» говорится как об одной из любимых песен юных героев Краснодона.

Лирическая песенка. Написана для кинокомедии режиссера К. Юдина «Сердца четырех». Сюжет картины представлял собой веселую путаницу по взаимоотношениях четырех молодых людей, которые после ряда комедийных приключений обретали свое счастье. Мелодия песни проходит лейтмотивом через весь фильм — от увертюры до заключительных кадров.