Арии и романсы из репертуара Л. Собинова
для тенора в сопровождении фортепиано
составитель А. Орфенов
“Музыка”, 1972г.
номер 7251
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Имя великого русского певца Леонида Витальевича Собинова известно всему
музыкальному миру. Вместе с Ф. И. Шаляпиным и А. В. Неждановой он составил
целую эпоху в развитии русского вокального искусства.
Родился Собинов в Ярославле в.1872 году. Петь начал еще в детстве — в
гимназическом хоре. По окончании гимназии он поступил в Московский университет
на юридический факультет, который и окончил в 1894 году. Часто выступал
солистом в хоре университета. Здесь на его пение обратил внимание директор
Московского филармонического училища П. А. Шостаковский, и по его совету
Собинов начал серьезно заниматься пением, совмещая учение в университете
с занятиями в филармоническом училище. Педагогами Собинова были А. М.
Додонов и А. А. Сантагано-Горчакова. В студенческие годы Собинов уже выступал
в спектаклях итальянской труппы, исполняя партии Арлекина в «Паяцах» Р.
Леонкавалло и Рулевого в опере Р. Вагнера «Летучий голландец». В 1897
году певец дебютирует в партии Синодала в опере А. Рубинштейна «Демон»
в Большом театре — с этого времени вся жизнь Собинова связана с Большим
театром. Здесь он создал свои лучшие образы в оперных спектаклях, здесь
же и простился со сценой в 1933 году.
Собинов обладал редким по красоте голосом. Дирижер Мариинского театра Д. Похитонов писал о его пении: «Здесь все сочеталось: и красота тембра, и легкость в преодолении тесситуры. Чародей, поэт звука, Собинов освобождал аудиторию от малейшего напряжения, без излишней аффектации посылая в зрительный зал фразы, исполненные нежной экспрессии, простоты и ясности». Б. Асафьев называл пение Собинова «волшебным полетом образной лирики». Даже сделанные более полувека назад граммофонные записи, несмотря на их техническое несовершенство, позволяют судить о замечательном вокальном искусстве Собинова. Его выразительная, тонкая нюансировка, нежнейшие портаменто, филировка звука — неповторимы.
Собинов начал свою творческую жизнь в Большом театре, когда лучшие традиции русской оперы уже не допускали только красивого пения, но требовали и верного сценического воплощения образов. Артистическое дарование Собинова сделало его искусство по-настоящему значительным и глубоким. С первых же шагов на сцене Собинов, по его словам, учился ценить «художественную правду в каждой произносимой фразе, в каждом движении», искал героев, «живых во крови и плоти». Большое влияние на Собинова-актера оказали спектакли Художественного театра и драматическое искусство Шаляпина. Стремясь исполнить партию и создать образ в соответствии с замыслом авторов, точно передать стиль произведения, Собинов тщательно изучал литературные первоисточники, старинные гравюры, костюмы, отделывал мельчайшие детали образа. Каждая его роль была результатом напряженной работы, обогащалась и совершенствовалась от спектакля к спектаклю. Много внимания уделял Леонид Витальевич и переводам либретто, создавая иногда свои варианты отдельных фраз и целых арий, удобные для голоса и в то же время поэтичные, выразительные.
Одной из лучших партий, исполненных Собиновым, был Ленский в опере П.
Чайковского «Евгений Онегин» — подлинно романтический образ поэта, по-видимому,
наиболее близкий к тому, о котором мечтал композитор. Появление на сцене
Ленского-Собинова, юного, влюбленного, пылкого, было воспринято публикой
как откровение. Музыкальный критик Э. Старк писал об этой роли: «Собинов
точно упрекнул нас в невежестве. Он точно хотел сказать: «Да вы, отправляясь
на спектакль «Евгений Онегин», дали себе хоть раз труд перечитать пушкинский
роман!» По словам Старка, здесь «музыкальное и драматическое сплелось
в теснейшей гармонии, и в результате родилось создание сценического искусства,
единственное по своему совершенству и неповторимое».
Собинов всегда искал глубоко индивидуальные пути воплощения авторского
замысла. Так было и с образом Лоэнгрина в одноименной опере Р. Вагнера,
которому он дал, по существу, совершенно новую трактовку. Его Лоэнгрин
был не просто рыцарем духа, — Собинов подчеркивал в своем исполнении лирическое
начало, присущее Лоэнгрину, он наделил легендарного героя подлинно человеческими
чертами, глубокими и нежными чувствами. Спектакли конца 1909 года принесли
певцу настоящий триумф в этой партии.
На сценах Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге Собинов
исполнил почти весь репертуар лирического тенора — более сорока партий.
Он был прекрасным Левко, Дубровским, Берендеем, Владимиром Игоревичем;
великолепны были в его исполнении партии западноевропейского репертуара:
Фауст, Ромео, Вертер, Надир, Альфред и другие.
Начиная с 1900 года, Собинов часто приезжает в Милан, где проходит оперные
партии с итальянскими концертмейстерами и дирижерами, постигая секреты
бельканто. Однако безупречную технику итальянского вокала он сочетает
с широкой, напевной, по-русски катиленной манерой пения. Искусство его
всегда оставалось истинно русским, национальным.
Наряду с Шаляпиным и Неждановой Собинов прославил русское оперное искусство, выступая на сценах лучших театров мира. В 1905—1911 годах он пел в Милане, Мадриде, Монте-Карло. В знаменитом театре «Ла Скала» Собинов исполнил партии Эрнесто в «Дон Паскуале» Г. Доницетти, Фра-Диа-воло в одноименной опере Л. Обера, Де Грие в опере Ж. Массне «Манон» и другие. Партнерами его по сцене были такие выдающиеся певцы как Титта Руффо и Скорцио. Русскому певцу нужна была большая смелость, чтобы решиться петь перед итальянской публикой, избалованной прекрасными голосами. Но гастроли Собинова прошли не просто успешно — он превзошел все ожидания строгих ценителей пения в Италии. Вот, например, выдержки из рецензий миланских газет, посвященных постановке оперы «Травиата» Дж. Верди с участием Собинова: «Собинов украсил своим особенно утонченным пением и прекраснейшим, хорошо обработанным голосом лирические трудности своей партии.»; «Можно было легко вообразить себе, что это будет совершенный Альфред по изящной внешности и благородным манерам. Но никто не мог предвидеть, что его голос найдет такие захватывающие, такие страстные оттенки.» О Собинове-Ромео в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» итальянская газета писала: «Бесспорно лучшим среди исполнителей этой оперы был тенор Собинов. В нем чувствуется такой вокально и пластически чудесный Ромео, которого трудно найти. Всегда выдержанный, с драматической силой верхних нот и всегда отличавшими его тонкими пиано, в последней сцене он показал себя исключительно.». Когда же Собинов прибыл на гастроли в Мадрид, где после знаменитого Гайярре никто не дерзал петь Надира в опере Ж. Бизе «Искатели жемчуга», он не только прекрасно выступил в этой опере, но и получил высшую похвалу мадридской публики, признавшей, что это произведение как бы специально для него создано.
Собинов был выдающимся исполнителем и камерного репертуара. Сам певец
говорил: «Я очень высокого мнения о русской романсовой литературе и, признаюсь,
исключительно ей я обязан своим музыкальным развитием». Еще в юношеские
годы Леонид Витальевич вступил в Кружок любителей русской музыки, созданный
А. М. и М. С. Керзиными. Пропагандируя музыку русских композиторов, Собинов
принял участие в 36 собраниях Кружка. Он пел романсы и песни М.
Глинки, С. Рахманинова, Ц. Кюи,
А. Гречанинова, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, М. Балакирева.
Многие произведения исполнялись Собиновым по рукописи, некоторые из них
были посвящены певцу. Так, Рахманинов посвятил ему романсы «Буря», «Ветер
перелетный», «Сей день я помню» и другие. Много было в репертуаре Собинова
камерных произведений западных классиков — Шумана, Вагнера, Массне, Бетховена.
Собинов дорог нам не только как великолепный певец. Он был талантливейшим
воспитателем молодежи, много работал с молодыми певцами, помогая им разучивать
оперные партии, передавая все свои знания и мастерство. В годы становления
советской власти Собинов был назначен первым директором Большого театра.
Одним из первых русских артистов — вслед за Шаляпиным и Ермоловой — он в 1923 году был удостоен звания Народного артиста Республики.
В настоящий сборник, подготовленный к 100-летию со дня рождения Собинова,
включены произведения, которые наиболее часто исполнялись певцом в концертах.
Здесь представлено большинство арий из опер русских и зарубежных композиторов,
входивших в его репертуар. Наряду с популярными романсами русских композиторов,
так проникновенно исполнявшихся Собиновым («Средь шумного бала», «Разлука»
и др.) в сборник включены произведения, редко звучащие в наши дни: это
«Запевка» Балакирева, романс Мусоргского «Ой, честь ли то молодцу», данный
в тональности ре минор, как пел его Собинов. В сборнике помещен также
романс Рахманинова «Ночь печальна», исполненный Леонидом Витальевичем
в его последнем концерте в марте 1934 года.
Сборник предназначен как для певцов профессионалов, так и для учащихся
музыкальных учебных заведений и любителей пения.
А. ОРФЕНОВ, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.