Г.Абдуллина - Систематический курс занятий по сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, литература, пособия для вузов

 

 

Г.В. Абдуллина
Систематический курс занятий по сольфеджио
Методическое пособие для музыкальных факультетов педагогических ВУЗов
“Композитор”, 2005г.
для информации

содержание:

 

I. МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ КУРСА СОЛЬФЕДЖИО В ВУЗЕ

Для того, чтобы правильно воспринимать музыку, понимать ее, творчески в ней и с ней работать, необходимо иметь высокоразвитый музыкальный слух. Если музыкант лучше слышит, он лучше понимает, исполняет и сочиняет музыку. Без достаточно развитого слуха невозможно профессионально разобрать и понять музыкальное произведение.
Основная задача сольфеджио — организация и развитие музыкального слуха, его интенсивное и многогранное использование в исполнительской и творческой деятельности. Цель сольфеджио — воспитание навыка чтения с листа, чистого интонирования, умения записать какой-либо музыкальный отрывок. Музыкант должен уметь определять характерные стилевые особенности и элементы музыки как изолированно, так и в их взаимодействии.

Комплексный подход к обучению будущих преподавателей музыки в общеобразовательных школах и педагогических училищах, на который нацелены факультеты музыки в ВУЗах, выдвигает задачу воспитания высокообразованного специалиста, умеющего грамотно применять свои знания в педагогической деятельности. Для обеспечения преемственности с предыдущим этапом обучения в курсе сольфеджио на факультете музыки в ВУЗе должна продолжаться на новом уровне работа над формированием ладофункциоиальных и звуковысотных представлений, развитием гармонического мышления, освоением логики метроритмической организации. Следует работать над дальнейшим совершенствованием навыков точного, художественно осмысленного интонирования одноголосных и многоголосных произведений, пения с текстом, с аккомпанементом, чтения с листа, сочинения. Не менее значимой в ВУЗе остается задача дальнейшего развития внутреннего слуха, музыкальной памяти и обогащения интонационного словаря. Этому способствуют специальные задания по запоминанию и непосредственному воспроизведению одноголосных и многоголосных отрывков из музыкальных произведений, интервалов и гармонических последовательностей. Важнейшая роль здесь принадлежит и творческим заданиям.

Прохождение курса сольфеджио целесообразно сочетать с прохождением курса теории музыки, гармонии и анализа музыкальных произведений. Навыки сольфеджио всегда должны опираться на хорошую музыкальную грамотность учащегося. Педагог, ведущий курс, должен быть профессионалом, знать методику преподавания предмета и сам иметь отличный музыкальный слух, так как настоящий урок сольфеджио — это не просто формальное пение и запись диктантов, как некоторые считают. Это — сложный творческий процесс, сопряженный со многими моментами, и прежде всего — с работой внутреннего слуха, логикой мышления и знанием предметов историко-теоретического цикла. Только опытному педагогу под силу справиться со сложнейшим процессом обучения, расширяя слуховые рамки учащегося и вызывая к жизни его подчас дремлющий музыкальный слух. К педагогу, ведущему курс сольфеджио, предъявляются особые требования, что обусловлено рядом причин. Музыкальный слух каждого учащегося имеет свои особенности и нюансы, каждый ученик отличается уровнем подготовки, степенью одаренности и качеством восприятия. При общих требованиях к группе учащихся педагогу следует гибко и умело работать с каждым учеником, учитывая его индивидуальные качества. Только мастерство поможет ему добиться сочетания индивидуального обучения с групповым. Чрезвычайно важным является и то, что педагог должен стремиться вызвать активность студентов и поддержать их интерес к занятиям; всё делать для того, чтобы предмет сольфеджио не стал нудной "обязаловкой", что порой встречается на всех уровнях обучения.

Увлекательные и интересные занятия — одно из важнейших необходимых условий для достижения положительных результатов. И опыт показывает, что заинтересованность и увлеченность студентов, творческая атмосфера на уроках сольфеджио дают глубоко положительные результаты.
Основная задача сольфеджио, как уже отмечалось, — организация и развитие музыкального слуха, потому значение сольфеджио как учебной дисциплины очень велико в обучении молодых музыкантов.

II. Интервалы в ладу
а) натуральный н гармонический лад
б) ладовая альтерация
в) отклонения и модуляции в тональности диатонического родства
г) отклонения и модуляции в отдалённые тональности
д) интервалы в ритме
III. Гармоническое трёхголосие
IV. Одноголосие
а) простая интонационно-ритмическая основа
б) интонационно-ритмическое усложнение
V. Двухголосие
а) гармоническое
б) полифоническое.
VI. Одноголосные примеры из произведений отечественной и зарубежной классики.
а) однотональные
б) модулирующие
в) различные виды метро-ритмических и интонационных сложностей
VII. Двухголосные примеры из произведений отечественной и зарубежной классики.
VIII. Творческие задания
а) досочинеиие пропущенных тактов
б) досочинеиие второго предложения периода
в) досочинение фразы до периода