Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, литература, пособия для музыкальных заведений

 

 


Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио
Выпуск 1
Зарубежная музыка
произведения a cappella
“Композитор”, 1998г.
только описание (для информации)

содержание:

 

В этом выпуске двух-, трех- и четырехголосные произведения, время создания которых охватывает период с XIV по XVIII век. Эти сочинения принадлежат к различным национальным школам. Текст некоторых из них приводится на языке оригинала. В таком виде произведение, безусловно, прозвучит более полноценно стилистически; если же это трудно осуществить, то рекомендуется пение с названиями нот.
В этом разделе содержатся произведения различных жанров: вилланелла, пастораль, лауда и т. д. Работая над ними, педагог может расширить понятия учеников о музыкальных жанрах. Такие "смычки" с курсом музыкальной литературы представляются нам весьма ценными для расширения кругозора учащихся.
Отличаются эти произведения и по степени трудности. Среди них девять канонов с различным количеством голосов. Обычно петь каноны ребята начинают в самых младших классах, поэтому к пению их подготовлены и приступают охотно.

Двухголосный немецкий канон "Новости погоды" вполне можно освоить в 4-м классе, однако полезен он и в 5-м. Известную трудность представляет точное интонирование V ступени. Также в 5-м классе может быть выучен веселый французский канон "Ко-ко-да" (он четырехголосный, но имеет ограниченный диапазон, отсутствие сложных скачков, простой ритм). Каноны Й. Гайдна и В.А. Моцарта труднее и рекомендуются для работы в 6 — 7-м классах. В каноне Моцарта "Слава солнцу, слава миру!" при наступлении реального четырехголосия значительную трудность представляет достижение ритмической синхронности и ощущение вертикали в аккордах. Две прелестные вилланеллы, относящиеся ко второй половине XVI века (одна — неизвестного автора, другая — итальянского композитора Ф. Белласио), — это произведения гармонического склада. Обе трехголосны, удобны по диапазону. Первая проще ритмически, с опорой на функциональный бас, трудность заключается в чистом интонировании параллельных трезвучий; рекомендуется граппам 6-го класса. Вилланелла Белласио в силу большей ритмической сложности — для 7-го класса.

Также трехголосное произведение гармонического склада — Лауда Ф.Сото (XVI — начало XVII века), она имеет ясное гармоническое строение, постоянное сосуществование параллельных тональностей, удобный диапазон. Рождественская песня неизвестного английского автора XIV — XV веков может быть рекомендована для старших классов, так как в младших трудно добиться точного интонирования унисонов и чистой октавы; интересно чередование в тексте английских и латинских фраз, необычна запись: верхний голос с одним ключевым бемолем, а нижний — с двумя. Канцонетту английского композитора XVI века Т. Морли "Я иду впереди", произведение полифонического склада со сложным ритмом, с переменным размером, подвижное по темпу и характеру, можно, безусловно, рекомендовать ученикам 7 — 8-х классов.

ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА
Произведения a cappella
Аноним (Италия, II половина XVI в.). Вилланелла
Белласио. Вилланелла
Сото. Лауда
О. Векки. Блестят, искрятся волны. Русский текст Б. Карандасова
М. Мелли. Пастораль. Русский текст Э, Яблонева
Банкьери. Вилланелла. Русский текст Б. Карандасова и Э. Яблонева..
Монтеверди. Канцонетта
Дж. Нанини. Канцонетта
Аноним (XIV — XV вв.). Праздничная песнь
Т. Морли. Я иду впереди. Канцонетта. Русский текст М, Лаписовой
Т. Морли. Филомела. Русский текст Б. Карандасова и Э. Яблонева
О. Лассо. Ipsate Cogat
Я. А. Бан. Omnia Sunt Hominum.
И. Г, Шайн. Кукареку
Новости погоды. Немецкий канон. Перевод Л. Стояновой
С- Бах. Терцет. Из мотета № 3. Русский текст П. Богданова
С- Бах. Желанный час. Из книги напевов L К. Шемелли.
Переложение Вл. Соколова. Русский текст К. Алемасовой
И. С. Бах. Сердце, молчи! Из книги напевов Г. К. Шемелли (сарабанда).
Переложение И. Марисовой. Русский текст А. Машистова
Ко-ко-да. Французский канон. Русский текст Е. Савельевой
Г. Ф. Телеман. Слава! Русский текст Б. Карандасова и Э. Яблонева
Гайдн. Приходит ночь. Канон. Русский текст Э. Яблонева
Гайдн. Канон
В. А. Моцарт. Слава солнцу, слава миру! Канон. Русский текст А. Мурина
В. А. Моцарт. Канон
В. А. Моцарт. Зимний сон сковал поля. Канон. Русский текст А. Машистова
В. А. Моцарт. Летний вечер. Русский текст неизвестного автора
В. А. Моцарт. Сердце плачет. Канон. Русский текст Б. Карандасова и Э. Яблонева
В. А. Моцарт. Закат солнца. Переложение для трехголосного хора
А. Луканина. Русский текст неизвестного автора
С. Бах. Хорал № 157
Хорал № 193
Хорал № 257
Хорал № 300
Хорал № 304
Хорал № 320
Хорал № 358