Н. Качалина - Сольфеджио

Сольфеджио

Литература, пособия для студентов музыкальных вузов и училищ

 

 

сольфеджио
Сольфеджио
Выпуск 1
Одноголосие
составитель Н. Качалина
“Музыка”, 1988г.
номер 11228
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Настоящее пособие по сольфеджио для студентов музыкальных вузов и учащихся теоретических отделений музыкальных училищ ставит своей целью обновление материала для одноголосного пения. Значительное место в нем отведено мелодике композиторов конца XIX — начала XX века, а также советских и зарубежных композиторов XX века. Основной материал сборника — вокальная музыка (романсы и песни, фрагменты из опер, ораторий и кантат). Часть примеров взята из инструментальной музыки, удобной для пения.

В сольфеджио четыре части, каждая из которых состоит из нескольких разделов. Расположение материала осуществляется по принципу постепенного возрастания трудности, что не исключает и группировок отдельных примеров по композиторам. Возможно параллельное освоение образцов первых трех частей (например, № 20—24 и № 187—199 первой и третьей частей). Примеры четвертой части, ввиду их значительной трудности, рекомендуется изучать на завершающем этапе курса сольфеджио с предварительным объяснением педагогом ладогармонических особенностей, специфических для музыки данной эпохи.
Во второе издание внесены небольшие изменения: в ряде примеров восстановлены тональности оригинала и авторские знаки альтерации, добавлены обозначения тональностей в тех примерах, где тональность неясна без гармонии сопровождения.
Н. Качалина


Методические указания
Часть первая Однотональная мелодика
Раздел I (№ 1—9). Диатонические и условно-диатонические ля
Одноименный мажоро-минор. Переменные лады Раздел II (№ 10—19). Внутритональный хроматизм Раздел III (№ 20—24). Лады с увеличенной секундой
Часть вторая Модуляции
Раздел I (№ 25—51). Модуляции в тональности диатонического родства и внутритональный хроматизм.
Раздел II (№ 52—134). Модуляции в тональности недиатонического родства
1. Диатонические и условно-диатонические лады в модуляционном процессе
2. Хроматизированные лады в модуляционном процессе
3. Секвенции
Часть третья Метроритм
Раздел I (№ 135—162). Смешанные и переменный метры
1. Смешанные метры
2. Переменный метр
Раздел II (№ 163—186). Ритмические рисунки: пунктирный ритм, рисунки с тридцатьвторыми длительностями, синкопы, дробление сильной доли, пауза на сильной доле, особые виды ритмического деления
Раздел III (№ 187—199). Метроритм восточной музыки Часть четвертая Мелодика повышенной сложности
Раздел I (№ 200—216). Мелодика второй половины XIX и начала XX века
Раздел II (№ 217—245). Мелодика советских и зарубежных композиторов XX века
Указатель композиторов

 

пособие
Сольфеджио
Выпуск 2
Двухголосие и трехголосие
составитель Н. Качалина
“Музыка”, 1982г.
номер 11593
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Настоящее пособие предназначено для студентов консерваторий и учащихся.теоретических отделений музыкальных училищ. Оно ставит своей задачей восполнить существующий пробел в литературе для двухголосного и трехголосного пения в курсе сольфеджио.
В сборнике содержатся примеры гомофонного и полифонического склада преимущественно из вокальной литературы (ансамбли и хоры из опер и ораторий, хоры a cappella, вокальные дуэты и трио), а также из инструментальных сочинений разных жанров. Наряду со старинной и классической музыкой широко представлено творчество композиторов XX века, как советских, так и зарубежных.
Все образцы включены в сольфеджио впервые и записаны в оригинальных тональностях. Во многих примерах приведено сопровождение (в сокращенном виде), которое по усмотрению педагога можно играть от начала до конца или в отдельных местах для проверки строя.
Н. Качалина

Методические указания.
Часть первая ДВУХГОЛОСИЕ
Раздел I (№ 1—11). Модуляции и внутритональная хроматика
1. Модуляции в тональности диатонического родства..
2. Модуляции в тональности недиатонического родства..
Раздел II (№12—23). Метроритмические трудности
1. Сложные и переменный метры. Полиметрия
2. Некоторые ритмические рисунки: пунктирный ритм, рисунки с тридцатьвторыми длительностями, синкопы, дробление сильной доли, пауза на сильной доле, триоль, полиритмия.
Раздел III (№ 24—38). Примеры повышенной сложности
Часть вторая ТРЕХГОЛОСИЕ
Раздел I (№ 39—50). Модуляции и внутритональная хроматика
1. Модуляции в тональности диатонического родства
2. Модуляции в тональности-недиатонического родства
Раздел II (№ 51—69). Метроритмические трудности
1. Сложные и переменный метры.
2. Некоторые ритмические рисунки: пунктирный и обращенный пунктирный ритмы, рисунки с тридцатьвторыми длительностями, синкопы, дробление сильной доли, пауза на сильной доле, триоль, полиритмия
Раздел III (№ 70—83). Примеры повышенной сложности.
Указатель композиторов.

 

Сольфеджио
Выпуск 3
Четырех голосие
составитель Н. Качалина
“Музыка”, 1991г.
номер 12206
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Третий, заключительный выпуск сольфеджио, как и предыдущие, является учебным пособием для студентов теоретико-композиторских факультетов и дирижерско-хоровых отделений высших музыкальных учебных заведений, а также для учащихся теоретических отделений музыкальных училищ. Издание этого сборника вызвано необходимостью пополнения существующего материала для четырехголосного пения образцами музыки разных эпох, начиная с XVI века и кончая современностью.
В данном "Сольфеджио" собраны примеры гомофонно-гармонйческого склада, включая образцы с мелодически самостоятельными и индивидуализированными голосами, а в отдельных случаях и с полифоническими приемами развития. Первостепенное место в сборнике занимают вокальные жанры (хоры и ансамбли). Из инструментальной музыки привлечены фрагменты струнных квартетов и фортепианные пьесы в удобной для пения фактуре. Все примеры записаны в оригинальных тональностях.
"Сольфеджио" состоит из четырех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на два раздела. Примеры внутри каждого раздела расположены в порядке возрастания трудности.
В целях облегчения самостоятельной работы студентов партитуры хоров и квартетов даны в переложении (на двух строках). В мужских хорах и ансамблях партии теноров но традиции записаны в скрипичном ключе октавой выше реального звучания. В примерах 87,105 и 107 альтовый голос, исполняемый тенором, в оригинале записан октавой выше. В некоторых образцах встречаются divisi одной из партий, вследствие чего образуется пяти-голосие.
Часть примеров может быть использована и как материал для диктантов.
Н.Качалина

Методические указания
Часть первая. Однотональные примеры
I. Диатоника (№ 1-14)
II. Хроматизм и альтерация (№ 15 -20)


Часть вторая Модуляции
I. Модуляции в тональности диатонического родства (№ 21—42)
1. Модуляции и отклонения
2. Сопоставления
II. Модуляции и тональности педиатонического родства (№43 -62)
1. Модуляции через аккорды и тональности мажоро-минора.
2. Энгармонические модуляции через малый мажорный и уменьшенный септаккорды
3. Сопоставления


Часть третья Метроритм

I. Сложные и переменный метры (№ 63—80)
1. Сложные метры
2. Переменный метр
II. Различные ритмические рисунки (№ 81—99)


Часть четвертая Примеры повышенной сложности

I. Примеры из музыки второй половины XIX века (№ 100—109)
II. Примеры из музыки советских и зарубежных композиторов XX века (№110-125)
Указатель композиторов