А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

 

Скачать учебник сольфеджио
А.Л. Островский, Б.А. Незванов
Учебник сольфеджио
Выпуск II
“Музыка”, 1966г.
(pdf, 8.85 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник — второй из намеченных к изданию выпусков Учебника сольфеджио нового типа для музыкальных училищ и консерваторий.
В учебнике объединены в единой системе все разделы сольфеджио и все формы работы по этой дисциплине.
Составными элементами — разделами курса сольфеджио являются: ладовое воспитание, ритмическое воспитание развитие внутреннего слуха и чувства ансамбля.
Основными формами классных занятий в курсе сольфеджио являются пение по нотам (сольфеджнрование), музыкальный диктант и слуховой анализ. Вокруг этих основных форм организуются вспомогательные, подсобные формы классных занятий (интонируемые н другие упражнения).
Учитывая, что работа по данному выпуску учебника сольфеджио совпадает с периодом изучения курса гармонии, в нем особое внимание уделено навыкам слухового анализа н интонирования гармонического четырехголосия. Система соответствующих упражнений охватывает все разделы выпуска.
Главным методическим принципом, лежащим в основе построения пособия в целом, является единство музыкально-художественной основы развития слуха (музыкального материала) и системы технических упражнений. Замысел учебника исходит из положения, что отрыв технических упражнений от интонационного содержания образцов музыки, усваиваемых в сольфеджированни и музыкальном диктанте, столь же нежелателен, как н устарелое построение курса сольфеджио только на гаммах, интервалах н аккордах, абстрагируемых от музыки.

Если полная изоляция курса сольфеджио от музыки в современной педагогике явление редкое, то отрыв самодовлеющих технических упражнений от музыкальных образцов, для усвоения которых онн предназначены, встречается довольно часто.
Можно встретить и следующее компромиссное мнение: в процессе обучения могут быть периоды, целиком отводимые техническим упражнениям, н другие — посвященные также целиком интонированию музыкально-художественных образцов.
Бесспорно, что по мере овладения учащимися самостоятельными навыками сольфеджио, по мере все большей организованности слуха и его профессиональной сноровки, музыкально-художественная сторона занятий приобретает все больший вес и значение, приближаясь на поздних этапах обучения к профессиональной деятельности растущего музыканта. Однако при всех условиях и на всех этапах обучения в центре слухового внимания учащихся в качестве объекта для интонирования и восприятия должны находиться художественные образцы, отобранные из произведений разных стилей реалистической музыки.
Учащиеся должны ясно осознавать целенаправленность любого технического приема, вспомогательного упражнения, действенную силу каждого приобретаемого навыка, практическую помощь, оказываемую упражнением для овладения характерными фактурными особенностями данного музыкально-стилистического материала.
Музыкальный материал I выпуска учебника был составлен в основном из народных песен разных народов, объединенных по сходным ладо-ритмнческнм признакам диатоники. Примеры из классической музыки в I выпуске были сосредоточены главным образом в музыкальном диктанте, состоящем яз коротких мелодических построений без хроматизма и модуляции.

В настоящем, II, выпуске учебника центральное место занимает музыка гомофонно-гармонического склада (XVIII—XIX вв.) с хроматизмом и модуляцией; здесь же помещены народные песни, песни советских композиторов и революционные песни, сходные с указанным стилем по фактуре и форме.
Как известно, по ранее намеченному плану учебника, утвержденному решением Всесоюзного совещания по музыкальному образованию (1957), предполагалось весь курс сольфеджио для музыкальных училищ и консерваторий расположить в пяти выпусках. В ходе работы над вторым выпуском выяснилась целесообразность расширения его объема и тематического охвата в сравнении с намеченным планом с тем, чтобы выпуск регламентировал выпускные требования музыкального училища и вступительные требования в консерваторию по сольфеджио. Выпуск вполне охватывает также программные требования общего курса сольфеджио консерватории на вокальном и оркестровом факультетах.
Вместе с расширением объема и тематического охвата второго выпуска, общее количество выпусков учебника сокращается до четырех.
Напомним, что следующий, III, выпуск будет в основном посвящен интонационно-слуховому усвоению ладов народной музыки, натурально-ладовой гармонии, подголосочной полифонии, а также классической имитационной полифонии. Центральное место при этом займут произведения русских композиторов-классиков.
IV, последний выпуск учебника, будет посвящен реалистическим стилям современной музыки.
II выпуск предназначается для учащихся II—IV курсов на дирижерско-хоровом, теоретико-композиторском отделениях музыкального училища, для II—III курсов фортепианного и струнного отделений музыкального училища. III—IV курсов всех остальных отделений музыкального училища и для студентов вокального и оркестрового факультетов консерватории.
Необходимые указания к использованию частей и разделов учебника применительно к условиям преподавания на разных отделениях музыкального училища педагог найдет во Введении («Особенности специальности учащихся и использование учебника) и в ряде ссылок в тексте.

• • •
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Ленинград, Инженерная, 9, издательство «Музыка» или Ленинград, Театральная пл., 3. Консерватория, А. Л. Островскому и Б. А. Незванову.

ЧАСТЬ I. ДИАТОНИКА (продолжение)
Раздел 1. Мелодический минор. Главные трезвучия, доминаитсептаккорд и кадансовый квартсекстаккорд
Упражнения
Музыкальные примеры 1—20
§ 1. Мелодический минор. Восходящее движение по звукам верхнего
тетрахорда (примеры 1—10)
§ 2. Мелодический минор. Нисходящее движение по звукам верхнего
тетрахорда (примеры II—20)
Раздел 2. Размер I Обращения аккордов
Упражнения
Музыкальные примеры 21—44
Раздел 3. Триоль. Побочные трезвучия (VI и III)
Упражнения
Музыкальные примеры 45—61
Раздел 4. Двухголосне (А). Гармонический мажор
Упражнения
Музыкальные примеры 62—78
§ 1. Различная фактура в пределах усвоенных ладо-ритмических трудностей (диатоника) (примеры 62—69)
§ 2. Мелодический минор (примеры 70—72)
§ 3. Размер I; триоль (примеры 73—78)

ЧАСТЬ II. ХРОМАТИЗМ
Интонирование мелодического хроматизма
Раздел 5. Хроматический вспомогательный звук (образование вводного тона,
его преодоление). Септаккорд II ступени
Упражнения
Музыкальные примеры 79—100
§ 1. Хроматический вспомогательный звук к V ступени — повышенная
IV ступень (примеры 79—85)
§ 2. Хроматический вспомогательный звук ко II ступени — повышенная
I ступень (примеры 86—87)
§ 3. Хроматические вспомогательные звуки к разным ступеням (образование вводного тона и его преодоление) (примеры 88—100)
Раздел 6. Хроматический проходящий звук. Образование вводного тона, его преодоление и снятие. Уменьшенный и малый вводный септаккорд
Упражнения
Музыкальные примеры 101—112
§ I. Хроматический проходящий звук (примеры 101—107)
§ 2. Снятие вводного тона (примеры 108—111)
§ 3. Восходящая хроматическая последовательность от I ступени до V
ступени (пример 112)
Раздел 7. Окружение диатонической ступени хроматическими прилегающими звуками. Мелодический скачок на хроматический звук или от хроматического звука. Пониженная II ступень минора, предполагающая в сопровождении неаполитанский секстаккорд
Упражнения
Музыкальные примеры 113—134
§ 1. Окружение диатонической ступени лада хроматическими прилегающими звуками (примеры 113—121)
§ 2. Скачок на хроматический звук или от него. Интервалы: ум. 4, ув. 4,
ум. 5 (примеры 122—128)
§ 3. Пониженная II ступень в миноре, предполагающая в сопровождении неаполитанский секстаккорд (примеры 129—134)
Раздел 8. Ритмические трудности. Аккорды натурального минора
Упражнения
Музыкальные примеры 135—157
§ 1. Синкопы в сочетании со слигованными длительностями соседних так-
тов. Сложный затакт (примеры 135—142)
§ 2. Размеры I и J. Сочетание размеров (примеры 143—147)
§ 3. Смена размеров (примеры 148—156)
§ 4. Смена ритма в пределах одного размера (пример 157)
Раздел 9. Двухголосие (Б). Альтерированные аккорды
Упражнения
Музыкальные примеры 158—180

ЧАСТЬ III. МОДУЛЯЦИЯ
Раздел 10. Модуляция в тональность V ступени из мажора и минора
Упражнения
Музыкальные примеры 181—204
§ 1. Модуляция и отклонение из мажора в тональность V ступени (при-
меры 181—198) ;
§ 2. Модуляция и отклонение из минора в тональность V ступени (при-
меры 199—204)
Раздел П. Модуляция в тональность II ступени из мажора; модуляция в тональность IV ступени из мажора и минора
Упражнения
Музыкальные примеры 205—227
§ I. Модуляция и отклонение в тональность IV ступени из мажора и минора (примеры 205—212)
§ 2. Модуляция-отклонение в тональность II ступени из мажора (примеры
213—227)
Раздел 12. Модуляция в одноименную тональность. Сопоставление одноименных
тональностей
Упражнения
Музыкальные примеры 228—243
§ 1. Модуляция в одноименную тональность. Сопоставление одноименных
тональностей (примеры 228—239)
§ 2. Сопоставление минора и одноименного мажора (примеры 240—243)
Раздел 13. Модуляция из мажора в минорную тональность III ступени; модуляция из минора в мажорную тональность VI ступени
Упражнения
Музыкальные примеры 244—260
§ 1. Модуляция из мажора в минорную тональность III ступени (при-
меры 244—256)
§ 2. Модуляция из минора в мажорную тональность VI ступени (примеры 257—260)
Раздел 14. Ритмические трудности. Размеры ?, " Размер | alia breve. Пунктирный ритм с двумя точками; тридцать вторые длительности
Упражнения
Музыкальные примеры 261—281
§ 1. Размеры S. " и alia breve (примеры 261—270).=
§ 2. Пунктирный ритм; тридцать вторые, ритмические фигуры с двумя
точками (примеры 271—281)
Раздел 15. Мелизмы. Форшлаги, мордент, трель, двойной форшлаг и группетто
Упражнения
Музыкальные примеры 282—308
§ 1. Долгий форшлаг (примеры 282—287)
§ 2. Короткий форшлаг (примеры 288—298)
§ 3. Двойной форшлаг (примеры 299—302)
§ 4. Мордент (примеры 303—305)
§ 5. Группетто (примеры 306—308)
Раздел 16. Двухголосие (В) и четырехголосие с модуляцией
Упражнения
Музыкальные примеры 309—340

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
1. Одноголосный музыкальный диктант
Примеры 1— 8 (к разделу I)
Примеры 9— 17 (к разделу 2)
Примеры 18— 27 (к разделу 3)
Примеры 28— 42 (к разделу 5)
Примеры 43— 52 (к разделу 6)
Примеры 53— 62 (к разделу 7)
Примеры 63— 82 (к разделу 8)
Примеры 83—102 (к разделу 10)
Примеры 103—112 (к разделу II)
Примеры 113—121 (к разделам 12 и 13)
а) Сопоставление одноименных тональностей (примеры 113—116)
б) Модуляция в тональности медианты из мажора в III минорную ступень, из минора в VI мажорную ступень (примеры 117—121)
Примеры 122—141 (к разделу 14)
а) Alia breve (примеры 122—129)
б) Тридцать вторые длительности (примеры 130—136)
в) Пунктирные длительности с двумя точками (примеры 137—141)
Примеры 142—171 (к разделу 15)
а) Короткий форшлаг (примеры 142—152)
б) Двойной и тройной форшлаги (примеры 153—160)
в) Мордент (примеры 161—165)
г) Трель; двойной и тройной форшлаги (примеры 166—168)
д) Группетто (примеры 169—171)
2. Двухголосный музыкальный диктант
Примеры 172—206 (к части I)
а) Интервалы: терции, кварты, квинты и октавы в двухголосии (примеры
172—178)
б) «Фанфары> в двухголосии (терции, квинты и сексты) (примеры
179—182)
в) Октавы, примы, терции, кварты, квинты и сексты (примеры 183—188)
г) Выдержанные звуки в нижнем голосе (примеры 189—191)
д) Секунды и септимы (примеры 192—194)
е) Мелодическое двухголосие без имитации; характерный каданс в двухголосии (примеры 195—204)
ж) Двухголосный каданс в одноголосии (примеры 205—206)
Примеры 207—226 (к части II)
Примеры 227—251 (к части III)
Указатель источников народных песен
Указатель композиторов
Указатель музыкальных произведений к разделу «Сольфеджио
Указатель музыкальных произведений к разделу «Музыкальный диктант»
Указатель музыкальных произведений к разделу «Слуховой гармонический анализ»


Скачать пособие Скачать сольфеджио