А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

 

Чувство красоты, образное мышление, развитое воображение, умение произвольно вызывать четкие слуховые представления, ясное ощущение музыкальной формы — неотъемлемые свойства творческой индивидуальности музыканта-профессионала — композитора, исполнителя, музыковеда.
В классах сольфеджио творческие способности воспитываются всей направленностью предмета, тщательным отбором музыкально-художественных образцов музыки, составлением музыкально осмысленных упражнений, ясных по форме, способствующих творческому овладению слуховыми навыками.
Наряду с этим на занятиях по сольфеджио возможны задания, непосредственно нацеленные на развитие творческих навыков. Такими заданиями могут служить: присочинение заключительного и срединного кадансов к заданной незавершенной мелодии и гармонической последовательности, импровизирование мелодических построений с хроматизмом, сочинение второго голоса к заданной мелодии, сочинение второго предложения в мелодическом или гармоническом периоде, подбирание гармонического сопровождения к заданной мелодии, сочинение (импровизация) мелодических вариаций на народную песню и некоторые другие задания.

Начальные мелодические построения, предлагаемые учащимся для импровизации окончания или продолжающего и завершающего построений, должны быть лаконичными, яркими, хорошо запоминающимися. Внимательно прослушав и хорошо запомнив мелодический зачин, учащиеся поют его, называя звуки; затем, мысленно выполнив задание, снова поют мелодию, включая импровизируемое предложение или окончание. Вторичное воспроизведение мелодии может быть реализовано также на фортепиано.
Работа по досочинению и импровизации гармонических построений проводится аналогичным образом. Педагог определяет задание: закончить построение половинным кадансом, завершить период или сочинить второе предложение и затем играет начальную гармоническую последовательность. Учащийся, мысленно выполнив слуховой гармонический анализ заданного построения, исполняет на фортепиано построение целиком, вместе с досочиненным окончанием или предложением.
В подобных заданиях, в качестве исходного материала, в отличие от мелодии, лучше использовать специально составленные последовательности: примеры из музыкальной литературы могли бы усложнить задачу в силу особенности данной формы, фактуры, голосоведения, ритма.
Задание по сочинению гармонического сопровождения следует, как правило, предварять слуховым и зрительным анализом заданной мелодии. Анализируются лад, ритм, намечаются метро-ритмическая пульсация и фактура сопровождения, кадансы, предполагаемые гармонические функции. Исключительно полезны задания в подбирании вариантов сопровождения к одной и той же мелодии; для этих заданий весьма пригодны песенные мелодии (русские, украинские), звуковой состав которых в равной мере удобно укладывается в каждой из параллельных тональностей мажора и минора (примеры см. в разделах 8, 10, 15).

В заданиях по сочинению и импровизации второго голоса следует ориентировать учащихся на ту или иную трудность двухголосной фактуры. Критерием трудности могут служить градации, принятые в основу классификации двухголосных примеров для сольфеджирования (см. разделы 4-й, 9-й и 16-й настоящего выпуска), а именно: параллельное движение в терцию и сексту, унисоны и октавы; движение с включением других интервалов; мелодия и бас обрисовывают рельеф гармонической фактуры; включение в нижний голос хроматических звуков, предполагающих альтерированные аккорды и побочные доминанты; двухголосие с развитым, мелодизированным нижним голосом; неимитационная полифония; имитационная полифония (см. III выпуск учебника). В процессе творческого усвоения новых форм двухголосия следует время от времени возвращаться к уже испробованным формам, постоянно чередуя различные виды фактуры.
Что касается заданий по сочинению (импровизированию) вариаций на народно-песенную мелодию, то непременным условием, предваряющим эти задания, должен явиться показ образцов таких вариаций, заимствованных из творчества выдающихся композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова, Грига, Сметаны и др.).

Во всех заданиях творческого характера в качестве исходного мелодического материала полезно использовать народные песни, допускающие вариантность изложения и структуры. Произвольная гармонизация, а тем более до-сочинение мелодии из профессиональной музыки привели бы к недопустимому искажению авторского текста. Мелодии можно заимствовать из настоящего учебника, из пособия по сольфеджио А. Л. Островского, С. Н. Соловьева и В. П. Шокина (выпуск II, изд. 3-е, Музгиз, М., 1964) и из сборников песен народов Советского Союза и зарубежных стран.
Все задания творческого характера должны быть обусловлены конкретными указаниями. Преподаватель определяет структуру периода, виды кадансов, степень расчлененности и связи фраз и предложений, ладовое и метро-ритмическое строение, место кульминации, средства развития мелодии и гармонии, размещение гармонических функций, вид двухголосия.
Все виды работ по развитию творческих навыков, исключая импровизацию, могут быть использованы для домашних заданий. Учащийся должен стремиться выполнять задания по возможности не прибегая к фортепиано, в максимальной степени мобилизуя ресурсы внутреннего слуха. Это безусловно не исключает использования фортепиано, к которому однако следует обращаться только в случаях недостаточной яркости внутренних представлений.