Чувство красоты, образное мышление, развитое воображение, умение произвольно
вызывать четкие слуховые представления, ясное ощущение музыкальной формы
— неотъемлемые свойства творческой индивидуальности музыканта-профессионала
— композитора, исполнителя, музыковеда.
В классах сольфеджио творческие способности воспитываются всей направленностью
предмета, тщательным отбором музыкально-художественных образцов музыки,
составлением музыкально осмысленных упражнений, ясных по форме, способствующих
творческому овладению слуховыми навыками.
Наряду с этим на занятиях по сольфеджио возможны задания, непосредственно
нацеленные на развитие творческих навыков. Такими заданиями могут служить:
присочинение заключительного и срединного кадансов к заданной незавершенной
мелодии и гармонической последовательности, импровизирование мелодических
построений с хроматизмом, сочинение второго голоса к заданной мелодии, сочинение
второго предложения в мелодическом или гармоническом периоде, подбирание
гармонического сопровождения к заданной мелодии, сочинение (импровизация)
мелодических вариаций на народную песню и некоторые другие задания.
Начальные мелодические построения, предлагаемые учащимся для импровизации
окончания или продолжающего и завершающего построений, должны быть лаконичными,
яркими, хорошо запоминающимися. Внимательно прослушав и хорошо запомнив
мелодический зачин, учащиеся поют его, называя звуки; затем, мысленно выполнив
задание, снова поют мелодию, включая импровизируемое предложение или окончание.
Вторичное воспроизведение мелодии может быть реализовано также на фортепиано.
Работа по досочинению и импровизации гармонических построений проводится
аналогичным образом. Педагог определяет задание: закончить построение половинным
кадансом, завершить период или сочинить второе предложение и затем играет
начальную гармоническую последовательность. Учащийся, мысленно выполнив
слуховой гармонический анализ заданного построения, исполняет на фортепиано
построение целиком, вместе с досочиненным окончанием или предложением.
В подобных заданиях, в качестве исходного материала, в отличие от мелодии,
лучше использовать специально составленные последовательности: примеры из
музыкальной литературы могли бы усложнить задачу в силу особенности данной
формы, фактуры, голосоведения, ритма.
Задание по сочинению гармонического сопровождения следует, как правило,
предварять слуховым и зрительным анализом заданной мелодии. Анализируются
лад, ритм, намечаются метро-ритмическая пульсация и фактура сопровождения,
кадансы, предполагаемые гармонические функции. Исключительно полезны задания
в подбирании вариантов сопровождения к одной и той же мелодии; для этих
заданий весьма пригодны песенные мелодии (русские,
украинские), звуковой состав которых в равной мере удобно укладывается в
каждой из параллельных тональностей мажора и минора (примеры см. в разделах
8, 10, 15).
В заданиях по сочинению и импровизации второго голоса следует ориентировать
учащихся на ту или иную трудность двухголосной фактуры. Критерием трудности
могут служить градации, принятые в основу классификации двухголосных примеров
для сольфеджирования (см. разделы 4-й, 9-й и 16-й настоящего выпуска), а
именно: параллельное движение в терцию и сексту, унисоны и октавы; движение
с включением других интервалов; мелодия и бас обрисовывают рельеф гармонической
фактуры; включение в нижний голос хроматических звуков, предполагающих альтерированные
аккорды и побочные доминанты; двухголосие с развитым, мелодизированным нижним
голосом; неимитационная полифония; имитационная полифония (см. III выпуск
учебника). В процессе творческого усвоения новых форм двухголосия следует
время от времени возвращаться к уже испробованным формам, постоянно чередуя
различные виды фактуры.
Что касается заданий по сочинению (импровизированию) вариаций на народно-песенную
мелодию, то непременным условием, предваряющим эти задания, должен явиться
показ образцов таких вариаций, заимствованных из творчества выдающихся композиторов
(Чайковского, Римского-Корсакова, Грига, Сметаны и др.).
Во всех заданиях творческого характера в качестве исходного мелодического
материала полезно использовать народные песни, допускающие вариантность
изложения и структуры. Произвольная гармонизация, а тем более до-сочинение
мелодии из профессиональной музыки привели бы к недопустимому искажению
авторского текста. Мелодии можно заимствовать из настоящего учебника, из пособия по сольфеджио А. Л. Островского,
С. Н. Соловьева и В. П. Шокина (выпуск II, изд. 3-е, Музгиз, М., 1964) и
из сборников песен народов Советского Союза и зарубежных стран.
Все задания творческого характера должны быть обусловлены конкретными указаниями.
Преподаватель определяет структуру периода, виды кадансов, степень расчлененности
и связи фраз и предложений, ладовое и метро-ритмическое строение, место
кульминации, средства развития мелодии и гармонии, размещение гармонических
функций, вид двухголосия.
Все виды работ по развитию творческих навыков, исключая импровизацию, могут
быть использованы для домашних заданий. Учащийся должен стремиться выполнять
задания по возможности не прибегая к фортепиано, в максимальной степени
мобилизуя ресурсы внутреннего слуха. Это безусловно не исключает использования
фортепиано, к которому однако следует обращаться только в случаях недостаточной
яркости внутренних представлений.