А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКА

 

 

Найти действенные формы связи теоретической дисциплины со специальностью учащегося — значит обогатить методику, содействовать единству процесса воспитания, приблизить обучение музыканта к требованиям жизни.
Нередко педагоги видят эту связь в заимствовании форм занятий, типичных для специального класса, что приводит к перегрузке теоретического курса и к утрате им своей специфики как дисциплины теоретического цикла. Вряд ли целесообразно прививать учащимся теоретической дисциплины навыки, которые они могут с большим успехом усвоить в другом классе.
Часто преподаватели в стремлении приблизить преподавание музыкально-теоретических дисциплин к требованиям специальности привлекают музыкальную литературу, соответствующую профилю группы учащихся. Это повышает интерес учащихся к теоретической дисциплине и бесспорно содействует сближению со специальностью. Однако следует помнить, что слишком одностороннее увлечение специальной литературой в ущерб произведениям других жанров отрицательно скажется на расширении музыкального кругозора учащихся и на развитии разных сторон их музыкальности.
Существо вопроса не сводится к отбору музыкальных примеров из профилирующей музыкальной литературы: специальность учащихся должна прежде всего найти отражение в выборе заданий и упражнений.

Все основные формы работы — сольфеджирование, музыкальный диктант, слуховой гармонический анализ — выполняются учащимися всех отделений и специальностей. Однако музыкальные примеры каждого раздела учебника обычно дифференцируются по двум категориям: примеры, изучаемые учащимися всех специальностей и примеры, доступные только учащимся, посещающим группы повышенного курса сольфеджио (ТКО, ДХО, ФП, Стр.). Ряд технических упражнений также следует считать обязательным для всех специальностей. К ним относятся упражнения в пении гамм, гаммообразных последований, интервалов и аккордов с разрешениями, пение секвенций, слуховой анализ гамм, интервалов, аккордов, гармонических последовательностей.
Задания по слуховому гармоническому анализу по памяти выполняются учащимися всех отделений, кроме вокалистов и обучающихся на ,духовых инструментах. Упражнения в прослеживании слухом движения средних голосов гармонии выполняются учащимися теоретико-композиторского и дирижерско-хорового- отделений.

Интонирование гармонических кадансов и модуляций выполняется учащимися теоретико-композиторского и дирижерско-хорового отделений как в тесном, так и в широком расположении голосов; на фортепианном, струнном отделениях и отделении народных инструментов — только в тесном расположении; учащимся вокалистам и исполнителям на духовых инструментах таких заданий давать не следует.
В учебнике приняты сокращенные обозначения отделений музыкального училища или специальности:
вокальное отделение — Вок
дирижерско-хоровое — ДХО
фортепианное — ФП
теоретике- композиторское — ТКО
специальность струнных инструментов — Стр
специальность духовых инструментов — Дхв
отделение народных инструментов — Нар
Учебные задания, не содержащие указаний на специальность учащихся, выполняются учащимися всех отделений.