А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ И ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО

 

 

Значение планирования занятий по сольфеджио можно уяснить, если помнить об особенностях и трудностях преподавания этой дисциплины.
Воспитание музыкального слуха учащихся охватывает систематическую работу над развитием разных сторон его музыкальности. Ладовое воспитание, ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха, навыки ансамблевого интонирования должны взаимодействовать в едином учебном процессе. Задачи курса реализуются в основных формах классной работы — в сольфеджировании (пении по нотам) музыкальном диктанте, слуховом анализе и в системе интонируемых упражнений.
Особую трудность для педагога составляет необходимость сочетать групповые занятия с индивидуальной методикой: каждый учащийся, обладая своими, только ему присущими качественными особенностями музыкального слуха, требует специального к себе внимания и особых педагогических приемов. В зависимости от конкретного состояния слуха данного учащегося, его общей подвинутости, педагог рекомендует упражнения, тренирующие недостаточно развитые стороны его музыкальности: у одного учащегося не ладится с ритмом, у другого с ощущением вводнотонности, у третьего — с навыками ансамблевого сольфеджирования, у четвертого — с музыкальной памятью (а следовательно и с музыкальным диктантом и слуховым анализом музыкальной формы) и т. д. Между тем, все учащиеся группы должны выполнить единые программные требования курса.

Если добавить к сказанному важность сохранения интереса и внимания учащихся на протяжении двухчасового урока и необходимость в предельной экономии времени для выполнения сложных задач курса, то значение планирования каждого занятия выявится с достаточной полнотой. При этом следует со всей определенностью отметить, что предвидеть точное содержание и ход построения каждого урока задолго до его проведения, как это происходит при составлении производственного плана (на семестр или даже год) по другим теоретическим дисциплинам—дело нереальное, когда речь идет о сольфеджио: каждый урок выявляет новые сложности и неожиданности в ходе музыкального развития учащегося и выдвигает новые аспекты решения основных задач курса. Тем большее значение (в условиях сохранения общей перспективы программных требований) приобретает планирование урока или ближайших занятий, призванных мобилизовать все ресурсы педагогических приемов для ликвидации назревших трудностей и для верного направления дальнейшей работы с данной группой.

Основные формы классной работы по сольфеджио — пение по нотам, музыкальный диктант и слуховой анализ — воспитывают слух учащихся наиболее активно и наиболее непосредственно: здесь музыка воспринимается и интонируется в живом взаимодействии всех ее компонентов, в условиях данного жанра, конкретной формы и стиля. Сольфеджируя музыкальный пример, записывая музыкальный диктант, анализируя гармонический пример на слух, учащийся в силу синтетического характера задания мобилизует все свои способности: и внутренний слух, и музыкальную память» навыки ориентировки в ладу, ритме, форме. В процессе слухового усвоения новых образцов музыки создаются благоприятные условия воспитания художественного вкуса и расширения музыкального кругозора учащихся.
Из сказанного следует, что все основные формы должны планироваться для каждого урока (для каждого двухчасового занятия).

К вспомогательным видам работы относятся различного рода упражнения в пении и слуховом анализе гамм, ступеней лада, ритмических фигур, секвенций, аккордов, гармонических оборотов и т. д. Эти упражнения играют важную, подчас решающую роль, обеспечивая техническую основу слуховой тренировки. Однако эти упражнения, основанные на абстрактном вычленении из музыки отдельных ее элементов, сами по себе, вне учебных занятий практического значения не имеют. И если основными формами классной работы следует заниматься на каждом уроке, то надобность в упражнениях того или иного вида устанавливается в зависимости от конкретной темы каждого из разделов курса, от состояния группы, от хода индивидуальной работы с каждым учащимся.
Свободное маневрирование различными формами занятий и видами упражнений служит важнейшим средством обеспечения внимания учащихся на протяжении всех девяноста минут занятия. Интенсивность внимания можно сохранить только переключением его с одного задания на другое. Недопустимо давать на каждом уроке более двух диктантов или посвящать целый урок пению по нотам, а тем более—упражнениям. Живое, гибкое, маневренное ведение урока является обязательным условием сохранения интереса и активности учащихся. Такое ведение урока не утомляет, а напротив стимулирует действенное участие каждого учащегося в выполнении каждого задания, целеустремленность, уверенность в преодолении возникающих трудностей.
Во время работы с одним учащимся педагог должен обеспечивать конкретными заданиями остальных. Нужно привлекать учащихся к корректированию качества выполнения задания их товарищем: верно ли он интонирует, ритмично ли поет, как он тактирует и т. д. В некоторых случаях в качестве таких дополнительных заданий служит запись знакомых мелодий, сочинение второго голоса к записанному одноголосному диктанту или знакомой мелодии, запись отрывка из пройденного в специальном классе произведения и др.
Важно, чтобы учащиеся, в особенности обладающие средними способностями, всегда сохраняли уверенность: то, что трудно или не получается сегодня, может быть преодолено и будет усвоено в будущем. Работа, которая не могла быть выполнена самостоятельными усилиями учащегося (не дописал диктант, не все услышал в анализе, не может спеть трудное место в примере), должна быть завершена с помощью наводящих вопросов и указаний педагога.

Экономно и рационально распределяя время урока по формам работы и видам упражнений, педагог должен предусмотреть необходимость поочередного опроса каждого учащегося, планируя на данный урок проверку тех учащихся, до которых не дошла очередь на предыдущих занятиях.
Примерный план двухчасового урока можно представить в следующем виде:
1-й час. Одноголосный музыкальный диктант — 10— 15 минут; вместе с индивидуальной проработкой — 20 минут. Упражнения по слуховому гармоническому анализу 15—20 минут. Проверка домашних заданий—10 минут.
2-й час. Объяснение новых заданий —10 минут.
Выполнение интонируемых упражнений 10—15 минут. Пение по нотам (одноголосие) — 25—30 минут.
Другой вариант построения урока:
1-ч а с. Интонируемые упражнения или упражнения в слуховом анализе—15—10 минут. Двухголосный музыкальный диктант — 25—30 минут. Индивидуальный опрос по слуховому грамоническому анализу — 10 минут.
2-й час. Выполнение новых упражнений— 10—15 минут.
Пение по нотам (двухголосие) и пение хоровых партий — 25 минут.
Пение с аккомпанементом — 10 минут.
Объяснение домашних заданий — 5 минут.
К примерным вариантам построения урока сольфеджио не следует относиться как к незыблемому стандарту. План занятий надо смелее варьировать применительно к составу группы, подвинутости, состоянию в данный период, успеваемости по данному разделу курса и т. д.
Главные принципы, однако, должны сохраниться. К ним относятся: проведение основных форм работы на каждом уроке, маневренное сочетание коллективных занятий с индивидуальными, переключение внимания учащихся на разные задания, подбор интересного музыкального материала и живой темп занятий.