В соответствии с музыкально-художественным материалом, составляющим базу
основных форм занятий — сольфеджирования и музыкального диктанта, — каждый
раздел выпуска снабжен специальными упражнениями, прорабатываемыми попутно
с усваиваемыми музыкальными примерами и направленными на более осознанное
их интонирование и восприятие.
Приведенные упражнения не исчерпывают всех возможных заданий: они дополняются
и варьируются педагогом в зависимости от конкретных условий учебного процесса.
А. Интонируемые упражнения
1. Пение гамм в мелодическом миноре и гармоническом мажоре в разных тональностях
и разном ритме.
2. Пение упражнений, сочетающих гаммообразное движение по звукорядам мелодического
и натурального минора; натурального, гармонического и мелодического минора;
натурального и гармонического мажора.
3. Пение мелодических интервалов:
а) петь вверх и вниз диатонические увеличенные и уменьшенные интервалы
(ув. 4
и ум. 5, ум. 4 и ув. 5) в заданной ладотональности и от данного звука;
б) петь хроматические интервалы вверх и вниз (ув. 4, ум. 5, ум. 4 и ув.
5, ув. 6 и ум. 3),
разрешая хроматические звуки в устои лада;
в) петь диатонические и хроматические интервалы в виде «цепи», в которой
второй звук предшествующего интервала служит исходным для последующего.
4. Пение гармонических интервалов;
а) петь вдвоем составные интервалы (в пределах двух октав); диссонансы
разрешать
в устои лада;
б) петь увеличенные и уменьшенные интервалы, разрешая их в консонирующие
ин-
тервалы;
5. Пение аккордов и аккордных последовательностей:
а) петь увеличенные и уменьшенные трезвучия в ладотональности и от заданного
звука;
б) петь септаккорды с обращениями (доминантсептаккорд, уменьшенный и малый
вводные септаккорды, септаккорд II ступени);
в) интонировать трезвучия и септаккорды
в четырехголосном изложении, в тесном и широком расположении, в различных
мелодических положениях аккорда, по тональной настройке и от заданного
звука.
6. Пение отдельных тонов и заданных голосов в трезвучиях и септаккордах:
а) в изолированных аккордах;
б) в гармонических последовательностях.
7. Пение квартетом или хором отдельно взятых аккордов, гармонических последовательностей
и примеров из музыкальной литературы.
8. Пение секвенций на заданные мотивы:
а) в мелодическом миноре;
б) в сложных размерах и ритмах;
в) с хроматизмом (хроматическими вспомогательными, проходящими, скачками
на хроматический звук или от него).
9. Упражнения в транспонировании; петь в разных тональностях:
а) гаммообразные построения;
б) секвенции;
в) мелодические упражнения с хроматизмом и модуляциями;
г) мелодии с хроматизмом и модуляциями;
д) аккорды, аккордовые последовательности, примеры из музыкальной литературы
в
аккордово-гармоническом складе.
10. Пение аккордов вслед за исполнением
гармонической последовательности педагогом (аккорд за аккордом):
а) одноголосно (по вертикали);
б) квартетом (в четырехголосии).
11. Пение вокальных произведений с аккомпанементом:
а) аккомпанемент играет педагог или другой учащийся;
б) аккомпанемент играет сам поющий;
в) учащийся поет с аккомпанементом в
основной и в другой, заданной педагогом, тональности.
12. Пение упражнений для развития внутреннего слуха:
а) петь гаммы в разных ритмах, чередуя
пение вслух и мысленное пение;
б) петь секвенции на заданные мотивы, чередуя пение одного звена вслух
и мысленное
пение другого;
в) мысленно интонировать один из голосов
двухголосного музыкального примера, одновременно играя другой голос на
фортепиано;
г) отыскивать слухом недостающий тон
трезвучия или септаккорда, исполняемого на фортепиано с пропуском одного
тона; использовать для этого упражнения трезвучия и септаккорды с обращениями
по мере их включения в соответствующий раздел курса;
д) проследить слухом и сольфеджировать один из голосов трех- и четырехголосной
гармонической последовательности или музыкального примера аккордово-гармонического
склада;
е) мысленно (внутренним слухом) разучивать новые незнакомые музыкальные
примеры
из учебника и сольфеджировать их по памяти.
13. Задания творческого характера:
а) импровизировать мелодические мотивы,
фразы и предложения с хроматизмом, называя звуки;
б) импровизировать мелодические построения из двух предложений с модуляцией
и отклонениями;
в) подбирать гармонии к заданной мелодии, варьируя гармонизацию одной
и той же мелодии; исполнить подобранное сопровождение, сохраняя нормы
голосоведения в фактуре: три мелодических голоса в тесном расположении
и отдельно бас в левой руке;
г) решать задания по гармонизации мелодии в курсе гармонии, используя
активизирующийся внутренний слух (см. статью «Развитие творческих навыков»).
Б. Упражнения со слуховому анализу
1. Ладотональная настройка слуха (см. Введение, § 4).
2. Определение на слух гамм и гаммообраз-ных последовательностей в мажоре
и миноре всех видов, исполняемых от тоники и от других ступеней звукоряда.
3. Определение на слух гармонических интервалов в ладотональности и по
заданному звуку:
а) диатонических интервалов, включая увеличенные и уменьшенные, а также
составные
интервалы;
б) хроматических интервалов.
4. Определение мелодических интервалов:
а) диатонических и хроматических интервалов, взятых изолированно и в связной
последовательности;
б) в исполняемой мелодии.
5. Определение на слух структуры аккорда,
его мелодического положения и расположения:
а) в отдельно взятых аккордах;
б) в связной последовательности.
6. Прослеживание слухом, определение и сольфеджирование звуков басового
и средних голосов в трехголосной и четырехголосной аккордовой последовательности.
7. Определение на слух гармонических функций в примерах из музыкальной
литературы.
8. Определение на слух гармонических кадансов.
9. Определение на слух альтерированных аккордов и побочных доминант.
10. Определение на слух модуляций и отклонений в тональности 1 степени
родства.
11. Слуховой анализ четырехголосной гармонической фактуры:
а) в составленной педагогом гармонической
последовательности;
б) в примерах из музыкальной литературы.
12. Анализ на слух голосоведения в трех-и четырехголосной фактуре.
13. Определение на слух интервалов и аккордов, исполненных в высоких и
низких регистрах клавиатуры, а также расположенных (по тонам) в разных
регистрах одновременно.
14. Слуховой анализ по памяти аккордовой последовательности и музыкальных
примеров в аккордовой фактуре.
15. Слуховой анализ фактуры и формы небольшого произведения двух- и трехчастного
строения.