А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

О ТАКТИРОВАНИИ И «ДИРИЖИРОВАНИИ» В КЛАССЕ СОЛЬФЕДЖИО

 

 

В настоящем учебнике термин «дирижирование», означающий «искусство управления коллективным исполнением», заменен словом тактирование, которым обозначена система жестов, призванных помочь самому учащемуся разобраться в соотношении длительностей в размере и сольфеджировать в заданном темпе. Не исключено, что учащемуся может поручаться дирижирование хоровым исполнением группы или ансамблем — все же типичным для занятий по сольфеджио является использование жестов руки с целью самопомощи, и следовательно тактирование есть навык, способствующий воспитанию и развитию чувства ритма.
Чувство ритма включает ощущение доли размера (ритмической пульсации), восприятие размера, четкое представление о соотношении длительностей и умение поддерживать ровный темп исполнения. Сложное чувство ритма следует развивать постепенно и на первых порах не всегда возможно требовать
«дирижирования» по рисунку сетки размера, выполнения рукой сложного комплекса движений, отвлекающих внимание от главного и трудного — от верного интонирования, от ровного, ритмичного произнесения нот.
В первом выпуске учебника настойчиво проводилось требование использовать прием «тактирования доли»: простыми движениями руки вниз — вверх отмечается сильное и слабое время доли — внутридолевая пульсация. Вне зависимости от размера эти жесты поддерживают ровность движения, помогают схватывать распределение длительностей в доле; не отвлекая специального внимания на выполнение «дирижерского рисунка», оба взмаха руки (или кисти) дают опорные толчки — импульсы, способствующие выработке ощущения доли и вместе с тем побуждают прислушаться к протяженности звука доли. Надо себе ясно представить соотношение жеста и звучания: опускание руки вниз в точку 1 (см. таблицу 2 на стр. 11) совпадает с моментом начала звучания доли, реальная же протяженность доли совпадает с обратным (восходящим) движением руки (на рисунке первый жест условно обозначен пунктиром, второй — сплошной линией).

Тактирование доли, не требуя специальной «техники рук», облегчает исполнение восьмых, шестнадцатых, пунктирных и слигованных длительностей, синкоп и других ритмических элементов, представляющих трудность на первой стадии их усвоения. Вместе с тем тактирование доли способствует протяженному, насыщенному звучанием сольфеджированию: внимание сосредоточивается не только на моменте начала доли (на «нотной головке»), как это происходит при «дирижировании схемы», но и на самом звучании доли, заставляет к нему прислушаться (обратный жест руки). К тактированию доли — навыку, доминирующему на начальных этапах обучения — следует прибегать и в дальнейшем как к подсобному приему, помогающему разобраться в соотношении длительностей, «распутать» сложный ритмический рисунок.
Переходя от тактирования доли к тактированию по рисунку сетки (а не схемы) размера, надо объяснить учащимся, что двухчленность —«двухразовость»—каждой доли сохраняется и при тактировании сетки: каждая доля любого размера должна быть выявлена двумя жестами — жестом начала звучания доли (см. пунктир) и жестом реальной протяженности доли (см. сплошную линию). Легко представить, что в процессе непрерывного 'интонирования жест протяженности данной доли служит в качестве жеста, подготавливающего начало звучания следующей доли (см. таблицу 2).
Овладевая навыком «тактирования сетки» размера, учащийся должен ощутить единство жеста и звучания, добиваться автоматичности движений, обеспечить облегчающую (а не затрудняющую) функцию простых жестов тактирования доли, переносимых затем в обобщенном виде в рисунок «тактирования сетки» размера.

Важнейшим жестом в тактировании сетки размера является «ауфтакт» — активное завершение такта и импульс-вызов к вступлению звучания следующего (см. рисунки сеток разных размеров в 1-м и 2-м рядах таблицы 2).
Учащийся должен привыкнуть начинать сольфеджирование любого упражнения, музыкального примера с жеста ауфтакт а, который совпадает с моментом вдоха.
Приступая к тактированию доли или сетки размера, учащийся устанавливает кисть правой руки в исходной точке, перед грудью немного справа, имея в виду, что предстоящий ауфтакт приведет руку в центральную верхнюю точку плоскости тактирования — прямо перед собой. Пальцы руки при этом сложены свободно, куполообразно, без напряжения; кончики большого и указательного пальцев слегка соприкасаются. В процессе тактирования, подчеркивая выразительные моменты интонирования, пальцы нередко интуитивно отклоняются от исходного положения. Однако такими отклонениями не следует увлекаться, во всяком случае не надо злоупотреблять ими до выработки автоматизированного навыка тактирования рукой в ее нормативном положении.

Скачать учебник сольфеджио


Остановимся теперь на тактировании размера g, появляющегося в примерах второго
выпуска. В таблице 2 приводится рисунок обычной дирижерской сетки этого размера (см. начало 3-го ряда). Следует признать, что выполнение этого рисунка дается учащимся (исключая дирижеров) с трудом, а для учащихся некоторых специальностей практически недоступно: более или менее внятное выполнение этого сложного рисунка отвлекает почти все внимание и тактирование превращается в самодовлеющее занятие, только мешающее сольфеджированию. Учащиеся при этом нередко интуитивно бросают «дирижирование» и поют без жестов руки.

Для облегчения тактирования можно посоветовать упростить рисунок сетки размера 8 я свести его к повтору трехдольной сетки: в рисунок трехдольной сетки большего размаха (движениями руки) как бы вписывается тот же рисунок меньшего размаха (движениями кисти). Рекомендуемый рисунок сетки (см. таблицу 2 справа в третьем ряду) вполне адекватно отражает структуру сложного размера (два такта по три) и сохраняет верное соотношение более сильного акцента (первая доля) и подчиненного (четвертая доля).
Сочетание принципа постепенного усложнения ритмического строения музыкального материала со строго постепенным включением все более трудных приемов тактирования приводит к устойчивому автоматизирующемуся навыку, служащему твердой опорой для развития ритмического чувства. В работе над развитием ритмического чувства, как и в других разделах сольфеджио, решающее значение имеет принцип единства музыкального материала и методических приемов.

На пути музыкального совершенствования учащийся естественно приходит к этапу, требующему от него использования приобретенных навыков тактирования в целях, приближенных к «дирижированию». Система ритмических жестов из вспомогательного средства самопомощи становится ведущим в организации коллективного исполнения, совместного музицирования. Здесь имеются в виду не профессиональные навыки будущего дирижера (он их приобретает в специальном классе дирижирования), а умение, необходимое любому музыканту-профессионалу — умение показать вступление, размер, темп, поддержать ровность исполнения, указать на паузу и т. д.— они требуются и в классе сольфеджио, и в классе специальности, в камерном классе и в условиях домашнего музицирования.
Получаемые на этом этапе обучения навыки дирижирования могут быть дополнены элементарным умением связать характер жеста с характером музыки. Для обычного среднего темпа сольфеджирования в привычных нормах артикуляции (нон легато) вполне пригодны рассмотренные выше приемы тактирования и рисунки сеток размеров. Для распевного же «плавного» интонирования (легато), значение которого особенно возрастет и станет доминирующим в работе над III выпуском учебника, для протяжного, медленного интонирования русской протяжной песни, старинной полифонии — обязательно овладеть системой плавных жестов, способных передать другой темп и другой рисунок. Сохраняя двухчленность доли и основные контуры ставшей привычной проекции сетки размера, эти движения должны реализовать иной рисунок, с закругленными углами, растянутый более вширь, нежели по вертикали; дело в том, что падение руки по вертикали — знак, извлекающий звук — всегда мгновенно, движения же руки в стороны легко поддаются растягиванию, продлению, закруглению в зависимости от темпа, от требований легато (см. таблицу 2, рисунки нижнего ряда). Для передачи отрывистого исполнения (стаккато, паузирование) потребуются, напротив, движения резкие и рисунок, сжатый по горизонтали.