А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

ПЕНИЕ ПО НОТАМ С АККОМПАНЕМЕНТОМ

 

 

Пение с аккомпанементом способствует точной, ритмичной, выразительной интонации, обогащает гармонический слух, содействует сближению класса сольфеджио с практическими формами музицирования. Интонируя вокальные произведения с аккомпанементом, учащиеся должны стремиться к осознанной фразировке, тщательному исполнению цезур и пауз; особое внимание следует уделять четкому, осмысленному произнесению словесного текста. Педагог должен обращать внимание учащегося на выразительное значение ярких красочных гармоний и на отдельные интересные частности голосоведения.
Для учащихся ряда специальностей навык пения с аккомпанементом имеет практическое значение: композиторам он поможет при исполнении ими своих вокальных сочинений, музыковеды получают в этом навыке важное подспорье в практике изучения вокальной музыки; пианистам он поможет в классах ансамбля, в концертмейстерской работе — с исполнителями. Значение навыка пения по нотам с аккомпанементом для учащихся вокалистов само собой разумеется. В группах теоретико-композиторского, дирижерско-хорового и фортепианного отделений учащиеся, как правило, должны сами исполнять партию аккомпанемента. На других отделениях партию фортепиано обычно исполняет преподаватель.
Для пения с аккомпанементом используются песни, романсы и арии русских и зарубежных композиторов. При отборе произведений наряду с интонационными трудностями следует учесть вокальные возможности учащихся и доступность фортепианного сопровождения.1 Помимо сольных вокальных произведений используются и нетрудные дуэты. Пение с аккомпанементом полезно включать в домашние задания.
При всем значении навыка пения с аккомпанементом эта форма работы в курсе сольфеджио имеет все же лишь вспомогательное значение. К ней следует, в частности, прибегать с целью помочь исправлению обнаруживаемых пробелов в интонации или в слуховом анализе.