Песни, представленные в сборнике (в основном двух- и трехголосные), написаны
в куплетной форме, удобны для хорового пения, легко запоминаются, По степени
сложности их целесообразно разделить на три группы:
самые простые для исполнения («Комиссары» Е. Жарковского, «Притяженье
Земли» Д.Тухманова, «Яростный стройотряд» А. Пахмутовой, «Песня солдатская
моя» А. Бабаджаняна); средней трудности («Величальная Родине» С. Туликова,
«Широка ты, родная Россия» Б. Мокроусова, «Наша биография» А. Мажукова,
«Двадцатые годы» Р. Бойко, «Красная гвоздика» А. Островского, «Баллада
о русских мальчишках» А, Новикова); наиболее сложные («Крейсер „Аврора"»
В, Шаинского, «Беловежская пуща» А.Пахмутовой),
Для самых простых песен характерно использование минимального количества
голосов (один-два), где второй голос, как правило, дублирует первый в
терцию или октаву. Мелодия интонационно и ритмически не представляет для
исполнителей особой сложности. При разучивании особое внимание следует
обратить на двух-голосие, причем на второй голос —особо. Хоровая партитура
этих песен очень проста — изменение нюансировки, темпа, характера звука
в каждом куплете поможет разнообразить их исполнение.
В группе песен средней трудности хоровая партитура более насыщена. Так, в песне Б. Мокроусова «Широка ты, родная Россия» увеличено число голосов до трех, мелодическая линия довольно развита, не всегда удобна (встречаются высокие поты). Динамический план гибок. Исполнять эту песню следует распевно и торжественно. Руководителю хора необходимо следить, чтобы поющие в высокой тесситуре при большой звучности не форсировали звук.
Одной из наиболее сложных для исполнения песен является «Крейсер „Аврора"»
В. Шаинского. Чередование пения солиста с пением хора, относительная"
самостоятельность хоровых голосов, привнесение элементов имитации в хоровую
партитуру, умение мыслить гармонически — все это потребует от исполнителей
хорошей подготовки, большего внимания, тщательного выучивания каждого
голоса в отдельности.
При работе с хором над тем или иным произведением руководителю целесообразно
ставить наряду с художественными задачами и вокально-технические, к которым
в частности относится произношение букв, слогов, фраз, позиция звука,
дыхание, вокальные штрихи, характер звучания.