Споемте, друзья! Выпуск 2

Хоры



Ноты для хора в сборниках - скачать

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

Песни, представленные в сборнике (в основном двух- и трехголосные), написаны в куплетной форме, удобны для хорового пения, легко запоминаются, По степени сложности их целесообразно разделить на три группы:
самые простые для исполнения («Комиссары» Е. Жарковского, «Притяженье Земли» Д.Тухманова, «Яростный стройотряд» А. Пахмутовой, «Песня солдатская моя» А. Бабаджаняна); средней трудности («Величальная Родине» С. Туликова, «Широка ты, родная Россия» Б. Мокроусова, «Наша биография» А. Мажукова, «Двадцатые годы» Р. Бойко, «Красная гвоздика» А. Островского, «Баллада о русских мальчишках» А, Новикова); наиболее сложные («Крейсер „Аврора"» В, Шаинского, «Беловежская пуща» А.Пахмутовой),
Для самых простых песен характерно использование минимального количества голосов (один-два), где второй голос, как правило, дублирует первый в терцию или октаву. Мелодия интонационно и ритмически не представляет для исполнителей особой сложности. При разучивании особое внимание следует обратить на двух-голосие, причем на второй голос —особо. Хоровая партитура этих песен очень проста — изменение нюансировки, темпа, характера звука в каждом куплете поможет разнообразить их исполнение.

В группе песен средней трудности хоровая партитура более насыщена. Так, в песне Б. Мокроусова «Широка ты, родная Россия» увеличено число голосов до трех, мелодическая линия довольно развита, не всегда удобна (встречаются высокие поты). Динамический план гибок. Исполнять эту песню следует распевно и торжественно. Руководителю хора необходимо следить, чтобы поющие в высокой тесситуре при большой звучности не форсировали звук.

Одной из наиболее сложных для исполнения песен является «Крейсер „Аврора"» В. Шаинского. Чередование пения солиста с пением хора, относительная" самостоятельность хоровых голосов, привнесение элементов имитации в хоровую партитуру, умение мыслить гармонически — все это потребует от исполнителей хорошей подготовки, большего внимания, тщательного выучивания каждого голоса в отдельности.
При работе с хором над тем или иным произведением руководителю целесообразно ставить наряду с художественными задачами и вокально-технические, к которым в частности относится произношение букв, слогов, фраз, позиция звука, дыхание, вокальные штрихи, характер звучания.