В третий выпуск сборника «Споемте, друзья», продолжающий памятую в 1980
году серию «Художественной самодеятельности:», пошли популярные песни,
созданные советскими композиторами п основном и последние годы, различные
по стилю, жанру, содержанию.
Значительное место в сборнике отведено патриотическим и лирико-патриотическим
произведениям. Здесь песни, посвященные Родине, — «Новый день» (из вокального
цикла «Отчизна») А. Пахмутовой, «Родная страна» (из телевизионного фильма
«Возрождение») Г. Мовсесяна, «Уголок России» В. Шаинского; партии — «Величье
наших дней» Б. Александрова. Воспоминаниями о минувшей войне навеяны «Каждый
четвертый» (из телефильма «Время выбрало нас») Т. Хренникова и «Травы
детства» Ю. Семеняко; покорению космоса посвящена песня «Страна моя, надейся
на меня» Е. Мартынова; советской молодежи, осваивающей новые рубежи, —
«Звездная наша пристань» А. Пахмутовой и «Бамовский вальс» С. Туликова,
а совсем юным, только вступающим в жизнь — выпускникам школ — адресованы
«Прощальный вальс» (из кинофильма «Розыгрыш») А. Флярковского и «Детства
последний звонок» А. Бабаджаняна.
Особое место в сборнике занимают лирические песни прошлых лет, ставшие
советской песенной классикой и до сих пор сохранившие, свою популярность:
«Лучше нету того цвету» М. Блантера, «Вечерком на реке» Б. Мокроусова,
«Девчонка-несмышленка» В. Соловьева-Седого.
Некоторые из произведений, о которых мы говорили выше, сошли с кино- и
телеэкрана, другие часто звучат по радио. Среди последних можно назвать
«Малиновку» Э. Ханка и «Наш город» Р. Паулса. В нашем сборнике все эти
песни даны в переложении для двух- и трехголосного (с элементами четырехголосия)
хора, в сопровождении фортепиано, баяна или гитары (в нотах поставлены
соответствующие обозначения).
Выбор инструментального сопровождения предоставляется руководителю коллектива.
Надеемся, что очередной сборник «Споемте, друзья» привлечет внимание любителей
хорового пения и внесет разнообразие в репертуар самодеятельных хоровых
коллективов.
В. Калистратов композитор, председатель комиссии хоровой музыки Союза
композиторов РСФСР.
В сборнике представлены песни (в основном двух- и трехголосные), написанные
в традиционной куплетной форме и хорошо знакомые массовому слушателю,
в удобном переложении для хора. По степени сложности их можно разделить
на следующие три группы:
простые для исполнения: «Лучше нету того цвету» М. Блантера, «Малиновка»
Э. Ханка, «Детства последний звонок» А. Бабаджаняна, Прощальный вальс
из кинофильма «Розыгрыш» А. Флярковского, «Девчонка-несмышленка» В. Соловьева-Седого;
средней трудности: «Новый день» А. Пахмутовой, «Травы детства» Ю. Семеняко,
«Родная страна» (из телефильма «Возрождение») Г. Мовсесяна, «Комсомольские
сердца» Б. Фиготина, «Уголок России» В. Шаинского, «Бамовский вальс» С.
Туликова и «Наш город» Р. Паулса;
наиболее сложные для исполнения: «Величье наших дней» Б. Александрова,
«Вечерком на реке» Б. Мокроусова, «Страна моя, надейся на меня» Е. Мартынова,
«Каждый четвертый» (из телефильма «Время выбрало нас») Т. Хренникова.
Для простейших произведений характерно использование минимального количества
голосов (один-два), где второй голос, как правило, звучит в сочетании
с первым в терцию («Малиновка» Э. Ханка,
«Детства последний звонок» А. Бабаджаняна), в сексту, а иногда дублирует
мелодию в октаву.
Мелодия интонационно и ритмически не представляет для исполнителей большой
сложности. При разучивании таких песен необходимо уделить внимание двухголосию,
причем особенно — нижнему, второму голосу. Незначительные изменения нюансировки,
темпа, характера звука в каждом куплете помогут внести разнообразие в
исполнение этих произведений.
В группе песен средней трудности хоровая партитура более насыщена. Как
правило, все они трехголосны, а в некоторых хоровых партитурах встречаются
и четырехголосные аккорды. Голосоведение здесь несколько сложнее. Так,
в песне «Новый день» А. Пахмутовой следует обратить внимание на скрытую
синкопу в мелодии в начале припева, а также скачки на сексту. В песне
Ю. Семеняко «Травы детства» также много скачков: на септиму (вверх и вниз),
сексту, кварту и октаву; в «Бамовском вальсе» С; Туликова известную трудность
представляют задержания в верхнем голосе, возвращение к унисону после
трехголосного пения. В песне «Уголок России» В. Шаинского необходимо обратить
внимание на низкую тесситуру в нижнем, третьем голосе. Для некоторых самодеятельных
хоровых коллективов целесообразно перетранспонировать это произведение
на тон выше.
Среди наиболее сложных для исполнения произведений прежде всего надо назвать
«Каждый четвертый» Т. Хренникова. Исполняемый без сопровождения, рассчитанный
на большой диапазон (секста через октаву), богатый по динамике (от «р»
до «f»),этот трех-четырехголосный хор требует от коллектива точного интонирования,
чувства гармонии, большого исполнительского и актерского мастерства. «Вечерком
на реке» Б. Мокроусова — песня, отличающаяся прихотливой мелодией, синкопированным
ритмом. Терцовое движение мелодии, сменяющееся трехголосными аккордами,
интервальные скачки на кварту и септиму при подвижном темпе — все это
представляет определенные трудности как для хора, так и для руководителя.
В песне «Страна моя, надейся на меня» Е. Мартынова следует предварительно
отработать интонацию и ритмические сложности (несовпадение триолей в мелодии
с аккомпанементом). Запев первого куплета по желанию руководителя хора
может быть поручен солисту.
При работе с хором над тем или иным произведением целесообразно наряду с художественными ставить и вокально-технические задачи, к которым, в частности, относятся произношение звуков, слогов, фраз, позиция звука, дыхание, вокальные штрихи, характер звучания. Необходимо помнить, что владение этим основным элементом вокально-технической культуры служит основой для достижения определенного мастерства хорового пения.