Споемте, друзья! Выпуск 4

Хоры



Ноты для хора в сборниках - скачать

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Четвертый выпуск сборника «Споемте, друзья!» включает песни, получившие широкое признание слушателей, часто звучащие на концертной эстраде, по радио, с теле- и киноэкрана.
Песни о партии, патриотические и лирико-патриотические, занимают в сборнике главное место: «Вместе с партией» С. Туликова, «На Красную площадь» В. Хвойницкого, «Белоруссия» и «Звездная наша пристань» А. Пахмутовой, «Мы служим Отчизне» Б. Фиготина, «Байкало-Амурская» Анатолия Новикова, «Начало» Г. Мовсесяна.
Видное место в сборнике занимает советская песенная классика: «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Комсомольцы-добровольцы» М. Фрадкина, «Лейся, песня, на просторе» В. Пушкова, «Матросские ночи» В. Соловьева-Седого, «Перед дальней дорогой» М.Блантера. Эти песни знакомы многим поколениям. Сейчас они адресуются и людям, чью молодость они сопровождали, и тем, кто только начинает самостоятельную жизнь. Песни-ветераны сохранили и свежесть музыкального языка, и энергию, и энтузиазм.
В сборник вошли две современные молодежные песни известных композиторов В. Шаинского и О. Иванова — «Родительский дом» и «Поезд юности». Впервые публикуемая новая песня-марш композитора Б. Фиготина уже с успехом исполнялась многими хоровыми коллективами.
Все произведения сборника даются в переложении для двух-трех голосов (изредка встречается и четырехголосие) в сопровождении фортепиано, баяна или гитары (аккомпанемент снабжен необходимыми обозначениями). Такое изложение музыкального материала позволит руководителю коллектива выбрать инструментальное сопровождение, соответствующее возможностям исполнителей.

Б. Ананьин член репертуарно-редакционной коллегии Управления культурно-просветительных учреждений Министерства культуры СССР

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

Все песни, включенные в сборник, написаны в традиционной куплетной форме, рассчитаны на исполнение хором, имеющим навыки двух- и трехголосного пения. Они различны по 'степени сложности и по характеру.
Наиболее доступны для исполнения песни «Вместе с партией» С. Туликова, «На Красную площадь» В. Хвойницкого, «Поезд юности» О. Иванова, «Байкало-Амурская» Анатолия Новикова, «Лейся, песня, на просторе» В. Пушкова, «Матросские ночи» В, Соловьева-Седого, «Мы служим Отчизне» Б. Фиготина.
К песням средней степени сложности можно отнести следующие: «Звездная наша пристань» А. Пахмутовой, «Время выбрали нас» Т. Хренникова, «Мы люди большого полета» Б. Мокроусова, «Чайка» Ю. Милютина, «Начало» Г. Мовсесяна, «Перед дальней дорогой» М. Блантера.
Наибольшие трудности для исполнения представляют «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Московские огни» И. Дунаевского, «Белоруссия» А. Пахмутовой, «Родительский дом» В. Шаинского.
Самые простые произведения имеют несложную вокальную партию, обычно один-два голоса. Сочетания голосов постоянные (в терцию, сексту, октаву). Интонационный строй мелодии и ее ритмическая структура сложностей не представляют. Аккомпанемент имеет характер чистого сопровождения, не является самостоятельной партией. В песне В. Соловьева-Седого «Матросские ночи» сравнительно широкий диапазон и пунктирный ритм требуют от исполнителей четкого произнесения текста. «Лейся, песня, на просторе» В. Пушкова — произведение несложное, однако некоторые особенности фразировки могут вызвать затруднения с распределением дыхания. «Мы служим Отчизне» Б. Фиготина— песня, близкая по интонации, ритму и характеру к строевой.

К произведениям средней трудности относятся песни не только с большим числом голосов в хоровой партии, но и более сложные стилистически. Так, если «Байкало-Амурская» может быть исполнена небольшим составом и даже ансамблем, то «Вместе с партией» при небольшом количестве исполнителей много теряет; «Поезд юности» и «Матросские ночи» могут исполняться составом вокально-инструментального ансамбля. Песни средней сложности имеют в основе развитую мелодию со значительным диапазоном; скачки в партиях, непараллельное движение голосов требуют и хорошего строя, и длительного впевания. «Звездная наша пристань» А. Пахмутовой при наличии в хоре хорошего строя не вызовет интонационных трудностей. Здесь надо обратить внимание на особенный, «пахмутовский», проникновенный характер звучания хора; эту песню рекомендуется исполнять небольшим составом или ансамблем. «Мы люди большого полета» — марш. Характерный для марша ритм требует особой дикционной четкости. «Перед дальней дорогой» М. Блантера — песня напевная, мелодически простая. Некоторую сложность представляет исполнение хроматических звуков.

«Песня о встречном» Д. Шостаковича относится к наиболее сложным произведениям данного сборника и требует особенно тщательного впевания. Строение песни допускает значительную свободу исполнения, следует лишь соблюдать стилистическую точность: запевы могут исполняться различными группами хора, чередуясь с контрастными припевами. Энергичный, задорный темп, а также текст, насыщенный звуковыми аллитерациями, создают как бы внутреннюю пружину песни, которая очень важна, хотя и представляет известную трудность для исполнения. «Московские огни» — быстрая песня с прихотливой мелодией, строящейся не на постепенном движении, — в этом ее главная интонационная сложность. При разучивании надо в медленном темпе подстроить все звуки запева. Нежная, балладного характера песня «Белоруссия» А. Пахмутовой интонационно близка народной песне. Некоторая разговорность интонации не должна подменяться небрежностью, особенно в запевах и припевах. При исполнении этой песни крайне важно найти точный вокальный прием ансамблевого пения. В припеве имеется некоторое смещение метра во фразе. На фоне четырехдольного аккомпанемента с ясной первой долей — своеобразная синкопа на второй половине каждой фразы. Советуем в вокальной партии акцентировать четвертую долю. «Родительский дом» В. Шаинского — песня, удобная для исполнения, выразительная, лирическая по характеру. Своеобразный ритм подчеркивается -несколько ускоренным произнесением концов фраз, что вносит в исполнение известную разговорность. Это песня для небольшого состава, умеющего петь активным, но не громким звуком.

Современные популярные песни («Родительский дом» В. Шаинского, «Поезд юности» О. Иванова) требуют несколько нетрадиционного подхода к ритмической структуре, метрическим характеристикам.
Песни настоящего сборника могут составить законченную программу выступления самодеятельного коллектива.
Б. Ананьин