Споемте, друзья! Выпуск 5

Хоры



Ноты для хора в сборниках - скачать

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

В пятый выпуск сборника «Споемте, друзья» входят песни советских композиторов—как созданные в последние годы, так и давно ставшие песенной классикой. Они разнообразны но содержанию и стилю. Тематика сборника достаточно широка, поэтому он может послужить основой законченной программы выступления самодеятельного хорового коллектива.
Большинство песен сборника патриотического содержания. Это «Я о Родине пою» С. Туликова, «Березы» М. Фрадкина, «Река родная» П. Аедоницкого и другие. Борьбе за мир посвящена песня Д. Шостаковича «Песня мира», социалистическому труду — песни Б. Терентьева «Вся страна — это наша работа», И. Дунаевского «Молодежная». Тема преемственности поколений, героические образы прошлого раскрываются в песнях «Свет Вечного огня». Мовсесяна, «Товарищ песня» И. Шамо, «Герои остаются молодыми» А. Пахмутовой. Вошли в сборник и лирические песни: «Цветет черемуха к похолоданию» Г. Пономаренко, «Прощанье» А. Мажукова, «При долине куст калины» Анатолия Новикова и другие.

В настоящее время ни один хоровой коллектив не обходится без советской песенной классики. В нашем сборнике это песни Б. Мокроусова «Сормовская лирическая», И. Дунаевского «Молодежная», песни Анатолия Новикова и другие. Очень своеобразна по теме и интересна по исполнительским задачам песня Л. Лядовой «Вот это хор» — песня о хоре для хора.
Все произведения сборника рассчитаны на универсальное сопровождение—фортепиано, баян, гитара. Цифровые обозначения помогут руководителю самодеятельного коллектива избрать подходящий вид сопровождения, а при возможности даже инструментовать его для небольшого ансамбля.
Б. Ананьин,
член репертуарно-редакционной коллегии Управления культурно-просветительных учреждений Министерства культуры СССР

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

Песни, включенные в настоящий выпуск, подобраны с учетом возможностей самодеятельных коллективов: они удобны для исполнении, просты по звучанию, их отличает естественность голосоведения.
Наиболее доступны песни: «Товарищ песня» И. Шамо, «Березы» М. Фрадкина, «Парус» Е, Глебова, «Сормовская лирическая» Б. Мокроусова, «Цветет черемуха к похолоданию» Г. Пономаронко, «Песня мира» Д. Шостаковича, «Вся страна — это наша работа» Б. Терентьева.
К песням средней степени трудности можно отнести следующие; «Молодежная» И. Дунаевского, «Свет Вечного огня» Г. Мовсесяна, «Река родная» П. Аедоницкого» «Последняя поэма» А. Рыбникова, «Я о Родине пою» С. Туликова, «Прощанье» А, Мажукова,
К сложным относятся; «Вот это хор» Л. Лядовой, «При долине куст калины» А. Новикова, «Герои остаются молодыми» А, Пахмутовой.

Песни первой группы ритмически не сложны, не требуют большого числа голосов, их интонационный строй удобен для запоминания. В них преобладает двухголосно, запевы чаще одноголосные, более сложные сочетания встречаются лишь эпизодически. При разучивании «следует обратить внимание на второй голос, имеющий гармоническую функцию.

Песни второй группы имеют более насыщенную партитуру, » основном за счет добавления гармонических голосов. Для этих произведений характерны определенные ритмические сложности, широкие интервалы в мелодии, хроматические ходы, более сложные гармонии. В песне «Свет Вечного огня» Г. Мовсесяна следует тщательно отработать очередность вступления голосов. «Я о Родине пою» С. Туликова —- песня наиболее сложная в вокальном отношении. Диапазон мелодии и «широкая» фразировка требуют длительного впевания и свободного владения цепным дыханием. По-своему сложна для исполнения широко известная песня И. Дунаевского «Молодежная». Чтобы добиться четкого произнесения поэтического текста» рекомендуем неоднократно пропевать его в медленном темпе стаккато, все время контролируя интонацию. Своеобразная по стилю «Река родная» П. Аедоницкого представляет хормейстеру выбор исполнительских средств; возможно как исполнение всей песни небольшим составом хора или ансамблем, так и исполнение различных эпизодов однородными составами. Характер музыки требует легкого, воздушного звучания хора, тщательного «сбалансирования» сольной и хоровой партий. В «Последней поэме» А. Рыбникова следует с самого начала точно определить особенности темповых и ритмических соотношение, а в процессе впевания добиться естественности фразировки. В этой песне встречаются также характерные синкопы. Песню лучше исполнять небольшим составом однородного хора. Плавная мелодия песни А, Мажукова «Прощанье» требует особого внимания к стилю произведения (эстрадно-камерный), фразировке, характеру звучания (звук —легкий, «узкий», в высокой позиции).

Энергичный молодежный марш «Герои остаются молодыми» А. Пахмутовой можно отнести к наиболее сложным произведениям сборника. Сочетание эстрадного вокализа и массовой песни в характере марша требует большой осторожности, так как важно не нарушить стилистического единства. «Вот это хор» Л. Лядовой рассчитана на исполнение различными составами. Вариант партитуры, представленный в нашем сборнике, исполняется солистом и однородным небольшим хором или ансамблем. Для достижения интонационной чистоты в быстром темпе необходимо выделять функциональные опорные звуки, являющиеся как бы центром фраз. Здесь каждый голос играет определенную роль; главный превращается в аккомпанирующий, сопровождающий имитирует основную тему, поэтому надо заранее «распределить роли» хоровых партий. Песня Анатолия Новикова «При долине куст калины» имеет характерные черты русской песни. Партитура в целом проста, затруднение могут вызвать лишь построения, связанные с элементами подголосочной полифонии.
Готовя программу самодеятельного хора, руководитель должен рассматривать каждое произведение не только как концертный номер, но и как определенный учебный материал, необходимый для решения тех или иных вокально-технических задач. Владение навыками хоровой культуры явится основой для дальнейшего совершенствования мастерства самодеятельного коллектива.
Б. Ананьин