Споемте, друзья! Выпуск 7

Хоры



Ноты для хора в сборниках - скачать

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

По традиции и в этот, седьмой выпуск серии «Споемте, друзья!» пошли песни разных лет, различные но характеру и стилю. Открывают сборник произведения, посвященные борьбе за мир и счастье на Земле; публицистически-проникновенные, страстно-обличительные «Пока не поздно!» А. Пахмутовой и «Сегодня мы в ответе» А. Флярковского, песня-призыв к единству людей доброй воли «Дружбы знамена выше» А. Бабаджаняна и радостно-ликующая песня-обращение «Счастья тебе, Земля!» Ю. Саульского. О любви к родной земле рассказывают песни «Та река, где ты родился» В. Баснера и «Трава у дома» В. Мигули, о верности старой дружбе — «Встреча друзей» Е. Мартынова и «Люблю костер» Р. Майорова.

Сборник, в основном, составлен из оригинальных песен или представленных в виде переложения для двух-трехголосного хора с элементами четырехголосия. Инструментальное сопровождение — фортепиано, баян или гитара (обозначения даны в виде символов над вокальной строчкой.).
Хоровые партитуры ие сложны по тесситуре и голосоведению, поэтому включенные в этот выпуск произведения, с учетом стилистики, могут быть рекомендованы любому составу исполнителей. И все же не лишним будет назвать несколько песен, лучше звучащих в исполнении вокально-инструментальных ансамблей, Это «Трава у дома» В. Мигули, «Счастья тебе, Земля!» Ю.Саульского (в пашем издании предложен также хоровой вариант), «Учкудук» Ф. Закирова и «Старый рояль» М. Миикова.
Разделение песен по степени сложности весьма условно. Невозможно в единой классификации учесть все исполнительские задачи: объединение произведений но признаку вокально-технических трудностей ие дает представления об их стилевых особенностях. Что касается стиля—то и он подвержен временным изменениям. Так, некоторые песни, ставшие «песенной классикой», обрели второе рождение в повой» более современной обработке (кстати сказать, очень корректной, учитывающей жанровые особенности оригинала).

Из песен, опубликованных в этом сборнике, пожалуй, меньше репетиционного времени потребуется для работы над такими произведениями, как: «Пока не поздно» А. Пахмутовой, «Сегодня мы в ответе» А. Флярковского, «Юность моя» П. Ермишева, «Трава у дома» В. Мигули, «Доброе утро» Б. Фиготина, «Люблю костер» Р. Майорова, «Три белых коня» В. Крылатова и «Старый рояль» М, Минкова. Отличительной чертой первых четырех песен является характер мелодии — яркий, «плакатный», причем мелодическая интонация коротких, декламационных фраз, их ритмический рисунок заложены в поэтическом тексте — емком, сжатом, эмоционально насыщенном. Поэтому при разучивании этих произведений дирижер должен большее внимание уделить работе над словом, фразой. В песне А. Флярковского «Сегодня мы в ответе», кроме этого, при разучивании припева не следует увлекаться «кантиленным» звучанием, чтобы не исказить общий замысел произведения, написанного в характере марша с жестким ритмом и короткими, «рубленными» фразами в запеве.
В песне «Трава у дома» В. Мигули необходима также тщательная работа над ритмической структурой такта, особенно и припеве, где появляются синкопы. Здесь аккомпанемент как бы «запаздывает» относительно текста, идет вслед за словом, — очень важно при исполнении смягчить синкопы в мелодии: это поможет избежать скандирования отдельных слогов,
«Доброе утро» Б. Фиготина — светлая, веселая, жизнерадостная песня, построенная па простых интонациях. Четырехголосие, встречающееся в партитуре, не должно настораживать начинающий хоровой коллектив, но если исполнители все же будут чувствовать себя еще недостаточно подготовленными для исполнения песни в таком виде — возможна замена его на двух- и одноголосие.
«Та река, где ты родился» В. Баснера — камерная, лирическая песня в духе романса-размышления. Может быть исполнена как солистом, так и небольшим ансамблем (вокальным). Следует лишь обратить особое внимание на интонирование широких интервалов, правильно распределить дыхание.

Песня «Люблю костер» Р. Майорова написана и манере незатейливой туристской песни. Единственная сложность при ее разучивании — смещение ударений в словах относительно первой доли такта в припеве.

«Старый рояль» М. Минкова — простая песня в стиле близком джазовому. Несколько шуточный характер ей придает сопоставление двух контрастирующих (некуплетных по форме) частей в стилях регтайма и старого танго.

«Три белых коня» Е. Крылатова — популярная песня с несложным ритмом, простыми интонациями, нешироким диапазоном. Главной задачей дирижера в работе над ней будет выравнивание регистров (так как большая часть мелодии написана в низком регистре, то при переходе ее в верхний необходимо снизить нюанс, во избежание регистрового сопоставления).
Значительные затруднения могут возникнуть при подготовке песен «Счастья тебе, Земля!» Ю.Саульского, «Как свадебные кони» Д. Тухманова, «Встреча друзей» Е.Мартынова, «Городские цветы» М. Дунаевского и «Песня молодых» А. Абрамова.
«Счастья тебе, Земля!» Ю. Саульского довольно сложна для исполнения хором: здесь и соло мужской партии, и аккордовое звучание в припеве, и вокализ, в котором обязательны чистота строя и выразительность тона. Плавная, восходящая мелодия привлекает внимание дирижера и с точки зрения вокальной позиции, приходящейся на высокую ноту фразы. Потребуется длинное наполненное дыхание. В припеве, контрастном по приему, также необходима быстрая перестройка голосов.
В «Песне молодых» А. Абрамова ощутима усложненность строя, особенно в припеве. Для точной интонации здесь больше удобен прием пения « вполголоса», а также тщательная работа над темповыми и ритмическими особенностями произведения.
В песне «Встреча друзей» Е. Мартынова на первый взгляд все кажется простым. При более близком знакомстве с партитурой несколько озадачивает непривычный для массовой песни семидольный размер, а также чередование 6-х и 7-х долей такта. Однако эти трудности легко преодолимы в процессе впевания, так как логические ударения в тексте полностью совпадают с метроритмическими акцентами в мелодии.
При ознакомлении с песней М. Дунаевского «Городские цветы» исполнители встретятся с необычными ритмическими фигурациями и довольно широким диапазоном: параллельные септаккорды не слишком трудны, тем более, что их можно упростить, если песня будет исполнена смешанным составом ансамбля.

Песня Д. Тухманова «Как свадебные кони» потребует довольно много времени на изучение и впевание энергичного ритма, где синкопы перемежаются с триолями, другими смещениями долей; выученный в медленном темпе, точный ритм в быстром движении окажется естественным.
Существенные исполнительские трудности возникнут при работе над песнями «Дружбы знамена выше» А. Бабаджаняна и «Учкудук» Ф. Закирова.
«Дружбы знамена выше» А. Бабаджаняна носит характерные черты советской массовой песни. Возможности ее интерпретации весьма широки: ее можно исполнять большим составом хора, можно один или два куплета поручить солисту,— но в любом случае обязательно сохранить сильный характер звучания.

В песне «Учкудук» Ф. Закирова основная задача состоит в достаточно свободном владении голосом, специфическими приемами эстрадного пения, точности фразировки в голосовых регистрах. Исполнители должны владеть характерным эстрадным parlando (говорком), требующим добросовестного выучивания, чувствовать сложные ритмические фигуры мелодии. Песня, по характеру адресованная довольно квалифицированному вокально-инструментальному ансамблю, может быть исполнена и хором небольшого состава.
В целом сборник предназначен для людей разного возраста, разной степени подготовки для исполнения в самой непринужденной обстановке. Поэтому песни, вошедшие в него, изложены в простой, общедоступной форме. Вместе с тем опытный исполнитель-профессионал или руководитель коллектива может найти в нем ориентиры для свободной аранжировки.
Б. Н. Ананьин