Ноты для хора - Здравствуй, славная столица!

Хоры



Сборники с нотами для хора

 

 

Скачать ноты

Хоровые произведения
Здравствуй, славная столица!
Хоры русских и советских композиторов для смешанного хора без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1978г.
номер 9965
(pdf, 8 Мб)

содержание:

 

100 лет Русскому хоровому обществу в Москве

Русское хоровое общество, 100-летие которого отмечается в 1978 году, возникло в обстановке идейно-политического подъема 60-—70-х годов XIX столетия. Русская музыкальная культура топ эпохи характеризуется обостренным интересом к истокам национального искусства, фольклору, к отечественной истории. Богатством могучих индивидуальностей поражает русская композиторская школа. Творения Глинки и Бородина, Балакирева и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова обретают мировую славу.
Стремительное становление русского хорового искусства неразрывно связано с успехами в области исполнительства. Во время пребывания в Петербурге Г, Берлиоз, по словам В. Стасова, «пришел в великое восхищение от пения Прадворшой певческой капеллы». Открытое в 1830 году Московское Синодальное училище также во многом содействовало подъему русской хоровой культуры. Хоровая капелла, организованная еще в XVIII веке графом II. Шереметевым, к середине XIX века иод управлением выдающегося русского хормейстера Г. Ломакина (1812 1885) становится первоклассным коллективом. Широкую пропаганду русских песен ведет хор Д. Агренева-Славянского (1834-1908).
Вторая половина XIX века отмечена стремлением передовой русской интеллигенции отдать свои знания делу музыкального просвещения народа. В чти годы открывается много воскресных бесплатных музыкальных школ. После создания в Петербурге Русского музыкального общества (1859) и консерватории (1862) встал вопрос об организации отделения РМО и консерватории в Москве. Эту работу возглавил Н. Рубинштейн (1835- 1881), пользовавшийся среди музыкантов огромной популярностью. Открытие Московского отделения РМО (1860), а затем и Московской консерватории (186(5) коренным образом изменило положение с музыкальным образованием. По инициативе В. Одоевского (1804 -1869) при Московском отделении РМО в 18(34 году создается бесплатный класс хорового пения. В речи па открытии этого класса Н. Рубинштейн сказал: «Все народы поют, а русский парод даже прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, по и гармонизировать свои напевы. Пение — потребность русской жизни...»

. Возглавил бесплатный класс хорового пения К. К. Альбрехт (1836—1893)—один из ближайших сотрудников и помощников Н. Рубинштейна при организации Московского отделения РМО и Московской консерватории, где он стал инспектором и преподавателем хорового пения и сольфеджио. Его музыкальное дарование высоко ценил Чанковркин. По словам Н. Капжина, «Альбрехт подкупал Чайковского своим тонким музыкальным вкусом и способностью критического анализа».
Новым этапом в развитии хоровой культуры явилась организация в Москве в 1878 году Русского хорового общества. Основанное по инициативе К. Альбрехта, РХО ставило перед собой задачи пропаганды хорового нения (главным образом, а capella), издания хоровой литературы, исполнения произведений русских композиторов. Учредителями Общества стали участники хорового класса (их было тогда 21 человек). Созданный ими Устав РХО был утвержден 15 июля 1878 года, а 28 августа в помещении консерватории, состоялось первое общее собрание учредителей РХО. На раннем этапе своей деятельности Общество занималось кропотливой работой по накоплению хорового репертуара, в первую очередь а сарре1Гпых сочинении русских композиторов.

Первое исполнительское собрание РХО состоялось 12 октября 1878 гада. В числе авторов, произведения которых звучала в концертном сезоне 1878—1879 гг., были А. Рубинштейн, А. Рубец, С. Танеев, Дж. Палестрииа, В. Моцарт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман.
Последующие годы характеризуются оживлением различных сторон деятельности РХО: открытием хоровых классов, расширением концертного репертуара и числа исполнительских собраний, созданием новых хоровых произведений. Первыми композиторами, специально написавшими для РХО, были С. Танеев и Э. Напрапник. Хор РХО принимает участие в концертах Русского музыкального общества и Московской консерватории.
Почти все крупнейшие московские музыканты сотрудничают с Русским хоровым обществом. После К. Альбрехта РХО возглавляли А. Лренский (с 1888 по 1895 г.), М. Ипполитов-Иванов (с 1895 по 1901 г.), В. Сафонов (с 1901 по 1905 г.), затем вновь Ипполитов-Иванов. Дирижерами Общества были В. Орлов, Н. Голованов, Ф. Иванов, Ф. Кёнеман, П. Чесноков, С. Василенко, С. Потоцкий.
В 1881 — 1882 гг. Общество приступило к изданию сборников хоровых сочинений. При Обществе открылись бесплатные народные хоровые классы а капелла, в состав которой входило около ста человек.
Через десять лет после образования Русского хорового общества репертуар его хора включал 203 произведения, большую часть которых составляли сочинения русских композиторов и обработки русских народных песен. Исполнительские собрания Общества проходили с неизменным успехам.
В 90-е годы хор Общества выступает в симфонических собраниях РМО, где исполняет вокально-симфонические произведения русских композиторов.

К своему 25-летию РХО объявляет конкурс на создание хоровых сочинений а capella.
Тесная дружба и творческое сотрудничество Общества с композиторами способствовали созданию произведений, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной хоровой литературы: «Не кукушечка во сыром бору» П. Чайковского, «Татарский полон» Н. Римского-Корсакова, «В зареве огнистом» А. Гречанинова, «Восход солнца» С. Танеева и другие.
Широкая исполнительская, учебно-воспитательная и просветительская деятельность Русского хорового общества в Москве была свидетельством благородного служения родному народу и его искусству лучших представителей русской интеллигенции.
После Великой Октябрьской социалистической революции хоровая культура, как и все музыкальное искусство, получает огромные возможности для своего развития. Сочетание новых методов музыкального образования с замечательными традициями русской певческой культуры приводит к прекрасным результатам.

Сегодня Всероссийское хоровое общество — это свыше миллиона человек в 74-х хоровых обществах автономных республик, краев и областей РСФСР, городах Москве, Ленинграде и Магнитогорске; это невиданный расцвет всех форм народного музыкально-хорового творчества; это яркое искусство профессиональных хоров; это грандиозные смотры массового народного музицирования праздники песни, конкурсы, фестивали; это методическая и нотная литература; это активная общественно-просветительская деятельность как сотен тысяч юных и взрослых певцов, так и крупнейших мастеров советского искусства: Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, профессора А. Свешникова (председатель Правления ВХО с 1957 по 1965 г.), Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР А. Новикова (председатель Правления ВХС) по 1970 г.), народного артиста РСФСР, профессора А. Юрлова (председатель Правления ВХО с 1970 по 1973 г.), народного артиста СССР, профессора В. Соколова (председатель Правлении ВХО с 1974 г.), народного артиста СССР, профессора К. Птицы (председатель Правления хорового общества Москвы с 1958 г.) и многих других.
В сборник вошли произведении русских н советских композиторов, в разног время исполнявшиеся в концертных программах хорового общества. Составитель надеется, что сборник привлечет внимание профессионалов и любителей музыки к славным страницам истории русского хорового искусства.
Б. Тевлин.


Скачать ноты Скачать ноты для хора