Ф.Маслов - Избранные песни

Тексты народных песен



Тексты и ноты для хора к песням композитора Федора Маслова

 

 

Фотография композитора Маслова
Федор Иванович Маслов
(биография, творчество)

 

 

Произведения заслуженного деятеля искусств РСФСР Федора Ивановича МАСЛОВА издавались многократно, многие из них завоевали широкое признание. Настоящий сборник, быть может, наиболее полно представляет основную сферу художественных интересов композитора — его песенно-хоровое творчество. Автор сочинений различных жанров (им написаны оперетта, вокальные циклы, поэмы для хора и оркестра народных инструментов), Ф. И. Маслов особое внимание уделяет музыке для народных хоровых коллективов. Музыка эта (как и другие произведения композитора) глубоко проникнута духом народной русской песенности.

Истоки стиля творчества Ф. И. Маслова становятся ясными, когда знакомишься с его жизненным путем, его музыкальной биографией. В детстве — чуткое вслушивание в стихию деревенского пения, с юных лет взращенная любовь к народному искусству. После первых уроков музыки в Ардатовском детском доме, занятий по композиции в Саратовском музыкальном техникуме— рабфак при Московской консерватории. Здесь Маслов учится у Александра Давиденко. Общение с этим мастером советской хоровой песни, в чьих произведениях верность традициям народной музыки сочеталась с революционной устремленностью, несомненно, оказало сильное влияние на ученика-рабфаковца, на формирование его творческой личности.
А. А. Давиденко и В. Г. Захаров — два имени, которые особенно выделяет Маслов, вспоминая годы своего художественного созревания. В песнях Захарова, в его взглядах на хоровое искусство молодой композитор видел пример бережного и вместе с тем активно-творческого отношения к народному музыкальному наследию.

С 1936 по 1941 год Ф. Маслов — студент Московской консерватории. Он учится на двух факультетах: композиторском (у Б. С. Шехтера, В. А. Белого и В. Я. Шебалина) и дирижерско-хоровом (под руководством В. Г. Соколова). Слияние двух начал: сочинения музыки и исполнительства в любимой области музыкального искусства -становится органичным для всей последующей деятельности Ф. И. Маслова.
Вступив в июле 1941 года — сразу после окончания консерватории — в народное ополчение, молодой композитор и хоровой дирижер надолго связывает свою жизнь с Советской Армией. Сначала — заместитель командира роты саперного батальона, начальник воинского клуба, затем, с 1944 по 1955 год,— художественный руководитель ряда армейских ансамблей песни и пляски: Второго Белорусского фронта. Харьковского, МПВО. После демобилизации – интенсивная творческая работа, в годы 1963—1968 вновь соединенная с деятельностью исполнительской: Ф.И. Масля руководит Государственным Воронежским русским народным хором. Этот период был отмечен новыми артистическими достижениями прославленного коллектива. С другой стороны, певческая практика воронежцев  много дала Маслову-композитору, обогатив новыми красками хоровую палитру его сочинений.

При знакомстве с произведениями Маслова обращает на себя внимание удивительная целостность музыкального мышления композитора. Простота и естественность выражения, одухотворенность мелодического начала, чуткое претворение ладовой природы русской народной музыки — эти черты свойственны всему творчеству Маслова, в каких бы жанрах не были написаны его сочинения. Кстати, жанровое многообразие представлено и в данном сборнике. Мы находим в нем распевно-торжественные патриотические песни  — «Славься. моя Россия!» (слова Ю. Полухина), «Колхозная песня о Москве» (слова В. Гусева); песни повествовательно-лирические — «Приезжал в деревню Ленин» слова Я. Шведова), «Летела гагара» (слова Н. Тряпкина): песни-романсы — «Не улетай, лебедушка!» и «Про верность лебединую» (слова Я. Шведова). «У зимнего очага» (слова Н. Тряпкина); песню-марш — «Шел солдат» (слова А. Пришельца), песни игровые, частушки.

Особое место в сборнике принадлежат «Поэме о целине» для народного хора с фортепиано (баян). Это одно из первых музыкальных произведений, посвященных эпопее освоения целинных земель Казахстана. В шести частях поэмы, написанных на стихи разных поэтов, композитор с присущей его музыке непосредственностью и точным ощущением жанра воплотил яркие картины героической трудовой жизни людей целины, эпические образы природы, задушевные лирические сцены. Заключается произведение гимнической песней «До цели заветной дойдем!» на слова М. Исаковского — это славица нашей ленинской Коммунистической партии.

Авторский сборник Федора Ивановича Маслова содержит только часть созданного им за десятилетия творческого труда. Но и то, что вошло в сборник,— убедительное свидетельство крупного вклада талантливого композитора в советскую хоровую культуру.
В. Белый