Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

Введение

 

 

Музыкальное искусство — могучее средство эстетического воспитания подрастающего поколения. Влияние музыки тем действеннее и глубже, чем эмоциональнее и сознательнее она воспринимается, чем понятнее для слушателя музыкальные образы произведения.
Перед общеобразовательной школой стоит задача пробудить у всех учащихся интерес и любовь к музыкальному искусству, научить их понимать музыку, ее содержание, глубоко переживать выраженные в ней идеи и чувства.

Под влиянием систематического общения с музыкой раскрываются и начинают развиваться способности учащихся, осознанная восприимчивость музыкального произведения, навыки выразительного исполнения.
Основой музыкального воспитания в школе являются уроки пения, обязательные для всех учащихся. На уроках пения учащиеся приобщаются к сокровищам мирового и, в первую очередь, русского и советского музыкального искусства, знакомятся с исполнительскими традициями русской реалистической школы, достижениями современного музыкального исполнительства.
Основное место на уроке отводится хоровому пению как наиболее доступному виду коллективного музыкального исполнительства.

Участие в хоровом пении способствует развитию музыкального слуха и певческого голоса учащихся, усвоению элементарных понятий о строении музыки, о нотописании. Овладение основными певческими, навыками создает условия для более совершенного исполнения.
Большое значение для музыкального воспитания учащихся на уроке пения приобретает слушание музыки. Слушание вокальных, инструментальных, оркестровых произведений, записанных в исполнении лучших солистов, хоровых и оркестровых коллективов, расширяет эстетическое воздействие музыкального искусства, развит вает эстетический вкус. Учащиеся постепенно овладевают навыками сознательно воспринимать музыку, следить за развитием музыкальной мысли, высказывать свои суждения о музыке, оценивать качество исполнения.

Благотворно влияет на музыкальное развитие -школьников знакомство с жизнью и творчеством великих композиторов, с особенностями их музыкального языка.
В процессе хорового пения и слушания музыки учащиеся постепенно овладевают знаниями по музыкальной грамоте и получают представление о содержании и характере произведений, о средствах музыкальной выразительности, о различных жанрах и строении произведений, об оркестрах, инструментах, хорах и певческих голосах. Все эти представления постепенно, от класса к классу, расширяются, углубляются и обобщаются.

Чтобы все это усвоить, в первую очередь надо развивать музыкальный слух и мышление. В развитии мышления большое значение приобретают сравнения, обобщения, связь теории с практикой. Школьники учатся слушать и осознавать услышанное, связывать получаемые знания с собственным пением, со слушанием и разбором музыкальных произведений.
Значительную помощь в музыкальном развитии учащихся, в овладении ими песенным репертуаром, музыкально-теоретическими знаниями, нотной грамотой оказывают учебники пения для I—VII классов, созданные Институтом художественного воспитания АПН СССР. Учебники охватывают все виды музыкальной работы на уроках: хоровое пение, слушание музыки, музыкальную грамоту и построены с учетом преемственности от класса к классу. В начале каждого учебника дается материал для повторения пройденного в предыдущем году.

Упражнения для развития музыкального  слуха и певческого голоса в большинстве своем связаны с разучиваемыми песнями. К песням и музыкальным произведениям для слушания даны короткие объяснительные статьи, иллюстрации, в отдельных случаях портреты композиторов-, рисунки разных музыкальных инструментов.
В учебниках имеются задания на закрепление полученных знаний. К концу учебного года эти задания как бы подытоживают пройденное за год.
Настоящие «Методические указания» строятся в соответствии с учебниками пения для V, VI и VII классов, с учетом некоторых вменений, внесенных в программу в 1966 году.