Учебник рассчитан «а учащихся VII класса систематически, с I класса обучавшихся пению, музыкальной грамоте и музыкальной литературе.
Приступая к занятиям, учитель должен иметь точное представление об уровне музыкальных знаний учащихся. Это дает ему возможность правильно спланировать повторение пройденного материала и прохождение нового.
Требуется особое внимание к мутирующим голосам подростков. Поэтому учебник VII класса начинается с обращения к учащимся. В нем сказано, как надо беречь голос во время мутации, особенно мальчикам: не петь слишком громко, избегать крайних высоких к низких звуков. Это обращение следует прочитать на первом же уроке и напоминать о нем в течение всего учебного года.
Полезно провести беседы об охране голоса, о значении вокальных упражнений не только для хорового пения, но и для выработки правильной, активной подачи звука, четкой дикции в разговорной речи. Ведь даже драматические актеры специально занимаются постановкой голоса, включая вокальные упражнения. В период мутации эти упражнения приобретают лечебное значение, так как способствуют преодолению болезненных явлений в связках, выработке наиболее естественного звучания голоса.
В этом возрасте особенно избегайте длительного и форсированного пения.
Необходимо уделять серьезное внимание работе над вокальной культурой учащихся, постоянно воспитывая у них сознательное отношение к правильному звукообразованию, дыханию, красоте и легкости звука.
Вокальным упражнениям отводится на уроке не более 5—6 минут. При этом особенно тщательно следите за точностью интонирования и соблюдением всех певческих правил. В связи с мутацией у ребят часто наблюдается неточная интонация — понижение или повышение звука.
Прежде всего нужно укрепить певческие навыки, приобретенные в прошлые годы, особенно умение чисто интонировать октавный унисон (имея в виду мальчиков, поющих мужскими голосами).
В упражнениях должны преобладать напевные мелодии, с движением сверху вниз. Это способствует высокому звучанию голосов и укреплению навыка экономного, ровного- выдоха. Можно использовать некоторые упражнения и протяжные песни прошлых лет.
Так же, как в учебниках предыдущих классов, в учебник VII класса включено несколько больше песен, чем это необходимо для работы в течение года. Следует отобрать из них 8—9 песен.
Для разучивания предлагаются в первом полугодии более простые песни, большинство из которых может быть исполнено без сопровождение: «Спи, моя милая», «Нелюдимо наше море», «Солнце скрылось за горою», «Караваны птиц». Песни, требующие более серьезной вокально-хоровой подготовки («Песня наша над Арагвой», «Школьные годы», «Дороги» и другие), целесообразнее разучивать во втором полугодии.
Музыкальная грамота должна быть тесно связана с разучиваемыми песнями или нотными примерами. Всякое теоретическое понятие опирается на конкретный художественный материал и практически закрепляется. Так, по нотным записям на доске ребята узнают разученные ранее песни.
Разделам «Пойте по нотам» в VII классе, как и в. V—VI классах, надо уделять большое внимание. Упражнения этого раздела укрепляют навыки сольфеджирования. Предварительно учитель должен помочь учащимся проанализировать нотный текст, обратить особое внимание на трудные места.
Рассмотрим примеры, в Которых встречаются характерные трудности. Прежде чем приступить к пению примеров на стр. 12 и 19 (И. Бах, «Волынка» и И. Брамс, «Пьеса»), следует прочесть ноты в ритме произведения; в примере на стр. 16 («Ай, во поле липенька») и во всех других двухголосных примерах сначала спеть отдельно партии первых и вторых голосов, а уж затем соединить их вместе.
В каноне па стр. 35 обратите внимание на ритмический рисунок:
На стр. 36 (хор из оперы «Иван Сусанин») ведется работа над распевностью слогов (один слог на два звука). Во всех примерах нужно выяснить с учащимися расположение вводных тонов и напомнить, что петь их нужно ближе к тонике.
Первой в учебнике помещена «Песня о Ленине» А. Новикова. Принимая во внимание, что в начале года проводится работа над укреплением певческих навыков прежде всего на унисонном пении, лучше на первых уроках повторить песни из предыдущих классов (например, «Колыбельную» И. Брамса, русскую народную песню «Дубинушка», «Интернационал»). Можно разучить по нотам напевную плавную колыбельную «Спи, моя милая». В зависимости от певческой подготовки класса, рекомендуем исполнять ее одноголосно в ре миноре, двухголосно — в ми миноре.
Разучивая «Песню о Ленине», следует поработать над мягким, напевным исполнением, чтобы передать ее теплоту и задушевность. Запев желательно поручить дуэту учащихся, имеющих хорошие голоса. Для сохранения напевности дыхание брать только Б указанных местах. В более подвижном припеве следить за точным исполнением фразы с различным ритмом в голосах. Если трудно будет спеть трехголосные аккорды, средний голос можно снять.
При разучивании песни М. Блантера «Солнце скрылось за горою» учащиеся знакомятся с тональностью до минор, а в разделе «Пойте по нотам» (стр. 16, 17) они смогут сопоставить одноименные тональности — до мажор и до минор.
Песня М. Раухвергера «Вечерний костер», написанная в тональности до мажор, удобна для сольфеджирования. С помощью учителя класс в медленном темпе сольфеджирует запев и затем по партиям — припев. Это содействует осознанности восприятия песни, интонационной чистоте исполнения двухголосия, особенно в трудном месте на словах «Ты свети, наш костер, ты свети, свети».
Можно хорошо подготовить и спеть на торжественном сборе в дни празднования! Октября песню С. Туликова «Родина любимая моя». В процессе разучивания песни надо особенно поработать над выразительным исполнением запева и нарастанием силы звучности к концу его. Чтобы передать торжественный характер запева, следует слегка акцентировать сильные доли такта, соблюдая точное соотношение восьмых и шестнадцатых ( петь длиннее, £ — короче), точно и четко снимать долгий звук в конце фразы ( cj^jj1 ). Более спокойную плавную мелодию припева исполнять широко, дыхание брать только в указанных местах.
Важно, чтобы учащиеся смогли осознанно воспринять конкретное сопоставление несколько сурового минорного запева и широкого, светлого мажорного припева.
На стр. 26 учебника даны отрезки двух звукорядов соль минора (тональность запева) и си бемоль мажора (тональность припева). Хорошо эти звукоряды пропеть подряд, чтобы почувствовать соотношение параллельных тональностей.
На стр. 27 дано двухголосное упражнение на интервал сексту в одновременном звучании двух голосов. Упражнения на сопоставление соль мажора и соль минора, помещенные на эт^й же странице, расширят представление учащихся об одноименных тональностях.
Песни второго полугодия также разнообразны по содержанию и настроению. Так, «Веселый запевала — советский паренек» А. Новикова исполняется отрывисто (стаккато), в характере кавалерийских песен, с легким акцентом на первой четверти. Последние две фразы поются связно (легато). Совсем иного характера «Песня наша над Арагвой» Д. Аракишвили. Мягкая, ласковая, она требует исполнения легким звуком, дыхание, берется лишь в конце фраз. Вторая часть написана в светлом, мажорном ладу, мелодия здесь расположена более высоко, и поется эта часть немного громче. Некоторые слоги в песне распеваются на двух-трех звуках. Их нужно петь связно (легато), точно переходя с одной ноты на другую. В песне встречается много гласных (а, е, и). Все они исполняются красивым округленным звуком. Долгие ноты во втором голосе следует протянуть полностью, но не заглушая мелодии верхнего голоса. Разное ритмическое движение голосов на протяжении всей песни требует тщательной отработки. Разучивание по нотам окажет большую помощь в работе над песней.
Перед тем, как приступить к разучиванию комсомольской песни «Там вдали за рекой», можно рассказать учащимся историю ее создания.
До недавнего времени песня эта считалась народной, и лишь в 1967 году стало известно, что текст песни сочинил Николай
Мартынович Кооль, старейший эстонский коммунист, один из первых организаторов комсомола в Белгородской области. В годы гражданской войны Кооль был проводником конной разведки эстонского батальона, а позже, когда окончилась война, стал политруком I эскадрона кавалерийского полка дивизии особого назначения.
Песню «Там вдали за рекой» Н. Кооль сочинил в 1924 году. На знакомый мотив старой песни сибирских каторжан «Лишь только в Сибири займется заря» он написал новые слова о героических днях комсомольцев буденновской армии. Вскоре песня стала любимой строевой песней Московского гарнизона, а позже распространилась по всей стране. В годы Великой Отечественной войны ее можно было услышать в комсомольском подполье в тылу врага, ее пели пленные в фашистских концентрационных лагерях, и в наши дни ее поют комсомольцы, уезжая осваивать новые края.
Подробнее об этой песне можно прочесть на страницах газеты «Комсомольская правда».
Чтобы передать широкий напевный характер песни, следует исполнять ее очень напевно, то пестепенио усиливая, то ослабляя звук соответственно динамическим указаниям, поставленным в нотном тексте. Нужно следить за тем, чтобы не брать дыхания после слова «бойцов», наоборот, на последнем слоге (цов) нужно сделать небольшое усиление звука (крещендо) и плавно соединить со следующим словом.
Песня Д. Кабалевского «Школьные годы» написана в характере легкого, изящного вальса. Особенную трудность представляет исполнение первой двухголосной фразы вторыми голосами: здесь нужно очень точно интонировать полутоны. Полезно, как и в VI классе, в качестве упражнения петь хроматическую гамму и короткие мелодии, построенные по полутонам. Например, отрывок из песни Р. Шумана «Совенок».
Песня И. Дунаевского «Дружное наше звено» из-за интонационных трудностей может быть исполнена лишь в подвинутом классе. В этой жизнерадостной песне сочетаются четкая маршеобраз-ность с напевностью. Основную трудность представляют хроматические ходы, особенно во втором голосе, а также пунктирный ритм.
Свежа и оригинальна русская народная «Песня о Ленине» (запись мелодии О. Ковалевой). Исполнение этой широкой, протяжной песни требует экономного дыхания, легкого, напевного звучания и большой теплоты.
В. Савченко. «Там вдали за рекой», «Комсомольская правда», № 16, 1967.
В югославской народной песне «Ядрам лазурный» нужно обратить внимание на волнообразное движение мелодии в запеве: при движении вверх звук усиливается (крещендо), при движении вниз, особенно на последних звуках фразы, затихает (диминуендо).
Песню «Дороги» А. Новикова подвинутый коллектив может исполнять всю на два голоса — и запев и припев; если же учащиеся слабо владеют навыками двухголосного пения, запев можно исполнять одноголосно. Для большей напевности в запеве дыхание нужно брать только в указанных местах, обязательно додерживать половинную с точкой. Чтобы передать энергичный, решительный характер припева, все восьмые в нем следует исполнять четко, но не грубо, четверти на второй доле такта снимать коротко и мягко. Для этого нужно делать легкие акценты на сильной доле такта.
Распределение оттенков в запеве должно соотве1Ч:твовать содержанию текста куплетов.
В начале года следует укрепить теоретические знания, полученные в V и VI классах. Если в этих классах учащиеся научились различать интервалы — малую « большую секунды, малую и большую терции, кварту, квинту, октаву, то в VII классе их можно познакомить с новыми интервалами — секстой и септимой. В учебнике эти интервалы показаны на примерах знакомых песен (стр. 17 и 37). Однако изучение интервалов не должно превращаться в самоцель, а проходить лишь в тесной связи с укреплением навыков хорового пения по нотам, пения на два и, если возможно, на три голоса, а также в связи со слушанием музыки.
Если в VI классе не было объяснено строение натурального минорного звукоряда, то в VII классе можно сразу показать разницу между натуральным и гармоническим минором. На стр. 31 объясняется гармонический минор в сопоставлении с натуральным. Важно, чтобы учащиеся научились различать их на слух. Для этого полезно петь по нотам попевки, короткие песни в гармоническом и натуральном миноре. В учебнике для VI и VII классов подобран ряд таких песен: в натуральном миноре — «Я на камушке сижу», «Уж ты, зимушка, зима», в гармоническом миноре— «Висла», «Дубинушка».
Обращая внимание учащихся на увеличенную секунду, между VI и VII ступенями гармонического минора, полезно показать ее использование в музыкальных произведениях, как элемент восточной музыки. Ярким примером может служить хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь». В процессе знакомства с оперой можно дополнительно показать учащимся и этот Хор.
В конЦе учебника приведен краткий словарь музыкальных слов, с которыми учащиеся встречаются в процессе общения с музыкой на уроках пения.
Как и в предыдущих учебниках, материал по слушанию музыки распределяется по урокам на протяжении всего года.
Необходимо отметить, что знакомство с творчеством М. Мусоргского и А. Хачатуряна перенесено в программу факультативных занятий в старшие классы. В программу VII класса включено знакомство с жизнью и творчеством А. П. Бородина, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и Д. Шостаковича.
При прослушивании музыки на первых уроках хорошо вспомнить несколько фрагментов из опер Глинки и Римского-Корсако-ва, изучавшихся в VI классе. В начале года учащиеся вспоминают также, какие группы инструментов входят в симфонический оркестр, что такое опера, из каких элементов она состоит. Примерно на четвертом-пятом уроках можно приступить к теме «А, П. Бородин», а затем на последующих уроках знакомить учащихся с одним-двумя фрагментами из оперы «Князь Игорь».
В VII классе можно более подробно рассказать о замечательном содружестве русских композиторов — «Могучей кучке», о ее вдохновенных руководителях — М. Балакиреве и В. Стасове. В том возрасте, когда у школьников формируется мировоззрение, нравственные и эстетические взгляды, особое значение приобретает эмоциональный и увлекательный рассказ учителя о жизни и творчестве выдающегося композитора, общественного деятеля и талантливого ученого А. П. Бородина.
Рассказывая учащимся о содержании оперы «Князь Игорь», следует упомянуть замечательное произведение XII века «Слово о полку Игореве», положенное композитором в основу оперы. Учащимся будет интересно узнать о том, как много работал Бородин над либретто оперы, как пристально изучал он русскую народную музыку и народное творчество Востока.
Знакомство с оперой можно начать с прослушивания хора «Слава», предварительно рассказав учащимся о содержании пролога, о действующих лицах, костюмах и декорациях. Музыка хора очень близка народным величальным песням, и многие принимают ее за подлинно народную. Проиграв на рояле основную мелодию, можно предложить учащимся внимательно послушать, как разнообразно использует Бородин различные голоса в хоре: то поет весь хор, то женская группа, то чередуются сопрано, альты, тенора, басы.
На следующем уроке ребята слушают арию князя Игоря. Учитель предварительно рассказывает обо всех трагических событиях, предшествовавших пленению князя Игоря. Затем следует проанализировать арию, прочитать ее текст, показать учащимся сопоставление разных по настроению и характеру частей, проиграть на рояле темы, попросить учащихся определить их характер и средства выразительности, которыми пользуется композитор для передачи содержания и настроения арии. На последующих уроках можно выписать отдельные темы на доске в доступных тональностях, с тем чтобы просольфеджировать их, например:
Так учащиеся лучше и более осознанно смогут запомнить произведение.
В следующем номере— арии хана Кончака — обратить внимание па речитатив Кончака, на диалог Кончака с князем Игорем и на реплику князя, в которой звучит интонация из его арии. Композитор характеризует половецкого хана как властолюбивого, воинственного, но вместе с тем радушного, гостеприимного хозяина. В сопровождении слышится, подражание восточным ударным инструментам и типичные для восточной музыки триоли.
Следует пояснить, что партию князя Игоря исполняет баритон, а Кончака — бас.
Перед прослушиванием сцены Половецких плясок из II акта хорошо рассказать учащимся, что происходит в этот момент на сцене; можно упомянуть и о том, как красочно и темпераментно поставлены Половецкие пляски в Большом театре.
Затем учитель проигрывает на рояле темы основных частей Половецких плясок, чтобы учащимся легче было разобраться в оркестровом и хоровом звучании.
1-я часть сцены — пляска и песня половецких невольниц. В оркестровом вступлении ясно" ощущается восточный колорит. Здесь надо обратить внимание на выдержанный ритм в басу. 2-я часть — пляска мужчин. Темп пляски быстрый, стремительный, своими интонациями музыка напоминает лезгинку. 3-я часть — общая пляска с хором, славящим хана, огненная, полная движения, темперамента. 4-я часть — подвижная, легкая пляска мальчиков. 5-я часть — заключительная пляска с пением половецких невольниц, исполняется еще более красочно, звучно, темпераментно, чем в 1-й части.
Предварительный показ основных тем заинтересует учащихся, заставит их внимательно слушать, осознанно разобраться в средствах музыкальной выразительности.
Хор поселян из последнего акта оперы — одна из замечательных страниц оперы. К слушанию его следует хорошо подготовить учащихся, рассказать им об особенностях этой сцены, о том, что предшествует хору, о плаче Ярославны, в котором она оплакивает свой разоренный и сожженный край (текст плача А. П. Бородин заимствовал из «Слова о полку Игореве»).
Мимо проходят поселяне, их песня начинается издали. Большая часть песни идет без сопровождения.
Хор этот относится к жанру лирических русских народных песен, в которых раскрываются чувства и тяжелые переживания народа. Следует обратить внимание учащихся на красоту мелодии, на ее типично русский характер. Можно предложить учащимся проследить, какие голоса исполняют 1-й куплет, какие голоса вступают во 2-ом куплете, где начинает звучать оркестр, где он перестает играть и снова поет один хор.
Проанализировав музыку, следует прослушать ее еще раз.
По окончании знакомства с оперой можно задать учащимся несколько вопросов. Какие два мира, два лагеря показал Бородин в опере? Кого изображает композитор в своих замечательных хорах? Как можно охарактеризовать Половецкие пляски? Какие части больше всего понравились? Сравнить арию Игоря и арию Кончака по музыке, настроению, национальному колориту.
Познакомившись с творчеством А. П. Бородина, учащиеся могут с помощью учителя подготовить концерт-беседу, посвященную замечательному русскому композитору. Доклады о жизни и творчестве Бородина хорошо проиллюстрировать магнитофонной записью его произведений, которые не были прослушаны на уроке, например, Г часть 2-й (Богатырской) симфонии, романс «Спящая княжна», романс на слова А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней», сочиненный Бородиным на смерть Мусоргского. Полезно также включить в концерт фрагменты из оперы «Князь Игорь» — Песню Галицкого, Дуэт Кончаковны и Владимира, Плач Ярославны.
В связи с тем, что знакомство с жизнью и творчеством Мусоргского и Глиэра переносится на следующий год, можно высказать пожелание использовать материал учебника VII класса о творчестве этих композиторов на внеклассных занятиях.
1 2