Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНИКУ VII КЛАССА

1 2

 

 

Как уже говорилось выше, по новой программе семиклассники знакомятся с творчеством В. Моцарта. В начальных классах знакомство с жизнью Моцарта происходит в самых общих чертах, главным образом, с его детскими годами. Учащиеся разучивают «Весеннюю песню», слушают «Турецкое рондо». В VII классе нужно уже более подробно познакомиться с жизнью и творчеством Моцарта *.
Биографию Моцарта можно преподнести очень увлекательно: рассказать о его детстве, отрочестве, о его концертных турне, о победах на музыкальных соревнованиях при дворах королей, о зрелых годах композитора, полных нужды и лишений, сказать о мировом значении гениальной музыки Моцарта.
В VII классе с учащимися можно провести беседу о рондо. Рондо — форма музыкального произведения, основанная на многократном повторении главной темы, или рефрена, чередующегося с другими разными эпизодами. Рондо (по-французски ронд — круглый) возникло из формы хороводной песни, в которой запевала исполнял разные запевы-эпизоды, а хор пел постоянный припев — рефрен.

Следует показать учащимся в Турецком рондо рефрен и различные эпизоды, коротко рассказать о фортепианных сонатах Моцарта. Турецкое рондо — одна из частей его сонаты ля мажор (хорошо проиграть на рояле хотя бы начало первой части этой сонаты). Пояснить учащимся, почему это рондо назвали турецким: в конце, в заключительной его части» слышны удары турецкого барабана. Моцарт неоднократно в своём творчестве использовал восточные элементы, в частности, в опере «Похищение из Сераля».
В связи с показом I части симфонии Моцарта № 40 (соль минор) следует рассказать, Что сочинена она была в период полного расцвета дарования Моцарту, после создания опер «Свадьба Фигаро» и «Дои Жуан». В этот, период условия его жизни были особенно тяжелыми — семья бедствовала, композитору приходилось сочинять по заказам частных лиц такую музыку, которая не могла удовлетворить его самого (танцы для домашних празднеств, музыку для часов и т. п.). Моцарту страстно хотелось сочинять значительные, большие произведения, создавать музыку, выражающую то, что глубоко волновало и затрагивало его ум и сердце.

Симфония соль минор и явилась выражением этих стремлений. Надо пояснить, что симфония — это большое произведение, сложное по своему содержанию, состоит оно обычно из нескольких частей и исполняется симфоническим оркестром. I часть симфонии чаще всего бывает написана в сонатной форме, которая основана на противопоставлении контрастных тем — главной и побочной. Необходимо разъяснить учащимся, что такое «контраст» и «побочная тема». В сонатной форме обычно бывает три части: экспозиция, разработка и реприза. В экспозиции излагается главная и побочная темы. В разработке темы как бы сталкиваются, переплетаются друг с другом. Можно услышать отдельные мелодические обороты каждой темы то в мажоре, то в миноре, меняются их тональности, темы звучат не полностью и т. д. В репризе повторяется тематический материал экспозиции, но уже в другом соотношении тональностей.
Показывая симфонию первый раз, целесообразнее предложить учащимся послушать только экспозицию, предварительно проиграв главную и побочную темы. На следующем уроке можно выписать на доске главную тему и попросить ребят узнать ее, а затем просольфеджировать в медленном темпе.

Ноты к песням

На этом же уроке можно прослушать всю первую часть целиком. Важно, чтобы учащиеся проследили, как в разработке меняется главная тема, как слышатся отзвуки побочной темы.
На одном из последующих уроков следует немного рассказать об оперном творчестве Моцарта. Можно упомянуть о самых первых опытах Моцарта — его первой опере «Мнимая пастушка», которую он сочинил, когда ему было 12 лет, об операх «Бастиен и Басгиенна» и «Митридат — царь Понта», сочиненных Моцартом в 16 лет. Несколько подробнее можно остановиться на операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Следует сказать, что в основу оперы «Свадьба Фигаро» положена знаменитая комедия Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро», обличающая самодурство знати, прославляющая ум, находчивость простых людей, Моцарт, перенесший много унижений как придворный музыкант, с увлечением работал над этой оперой. «Свадьба „ Фигаро» быстро завоевала признательность слушателей. Особенно полюбилась она в Праге. Вот что писал в то время Моцарт своим друзьям: «Здесь ни о чем, кроме «Фигаро», не говорят, ничего, кроме «Фигаро», не играют, не трубят, не поют, не насвистывают. Вечно один лишь «Фигаро». для меня это большая честь».

Учащиеся слушают в грамзаписи — арию Фигаро («Мальчик резвый.»). Предварительно учитель поясняет, по какому поводу и кому поет свою арию Фигаро. Следует проиграть на рояле основную тему.
Характер арии шутливый, веселый. В тех местах, где Фигаро поет о воинской славе и доблести, в оркестре звучат медные трубы. Хорошо, если учащиеся услышат это. На следующем уроке полезно выписать на доске тему арии Фигаро, просольфеджировать ее с классом.

Скачать ноты

Последнее произведение Моцарта, с которым знакомятся учащиеся, — Lacrimosa из Реквиема. Реквием — это многочастное произведение для хора, оркестра и солистов.
Учащимся интересно будет узнать историю создания Реквиема, о том, как к тяжело больному Моцарту явился таинственный незнакомец и заказал ему музыку к заупокойной обедне. Моцарт приступил к работе. Было очень трудно сочинять, порой ему казалось, что он создает эту траурную музыку для самого себя. Прикованный к постели, Моцарт не оставлял работы над Реквиемом, и умер, не успев закончить сочинения. Его ученик по наброскам, оставленным Моцартом, завершил гениальное произведение. В Реквиеме Моцарта сочетается сердечная лирика с глубоким драматизмом. В музыке отражены страдания человека, его отчаяние и надежды, боль и мука.
Lacrimosa — одна из частей Реквиема — в переводе означает слезная. Музыка здесь необычайно проникновенна, лирична и в то же время полна драматизма.
Основную тему учитель играет на рояле, а затем весь номер прослушивается в грамзаписи. Обращается внимание на то, как мелодия постепенно поднимается вверх и, едва достигнув кульминации, снова звучит скорбно и умиротворенно. Оркестровая партия как бы стонет вместе с хором.
После разбора следует повторно прослушать весь номер, чтобы учащиеся могли еще раз внимательно вслушаться в развитие музыки.
По окончании знакомства с музыкой Моцарта можно провести беседу с учащимися о том, что же Особенно им понравилось в его творчестве. Почему музыка Моцарта живет уже 200 лет и так живо трогает, увлекает нас и сегодня?

В VII классе учащиеся знакомятся с творчеством выдающегося советского композитора С. Прокофьева.
Симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк» учащиеся слушали еще в IV классе. Теперь, в VII классе, следует увлекательно, интересно рассказать о жизни и творчестве Прокофьева *, рассказать также о его первой (детской) опере «Великан» **. Творческая биография Прокофьева как композитора и как пианиста развивалась интересно и бурно. К 13 годам — к моменту поступления в консерваторию — Сережа Прокофьев уже был автором многих сочинений. Известно, как однажды будущий композитор предстал перед приемной комиссией Петербургской консерватории, где экзаменовал его Н. А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликнул тот, увидев маленького Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения. Блестяще выдержав испытания, Прокофьев был принят в консерваторию. Мастерству композиции он учился у Римского-Корсакова и Лядова, одновременно овладевал и искусством фортепианной игры. Творчество Прокофьева можно сопоставить с творчеством В. Маяковского. Оно было так же ново, необычно, остро, сильно и интересно. Много лет С. Прокофьев был за рубежом, однако образы русского искусства жили во всем, что он писал вдали от родины.
Прокофьев счастлив был вернуться в Советский Союз и принять участие в строительстве советской культуры, в создании советского музыкального искусства. Его особенно привлекла героика строительства, образ нового советского человека.

Можно перечислить учащимся наиболее выдающиеся произведения С. Прокофьева: балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке», «Семен Котко», кантату «Александр Невский», 7 симфоний, фортепианные и скрипичные сонаты и разнообразные музыкальные пьесы для детей.
Первое произведение, с которым познакомятся семиклассники, это «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Именно этот необычный по гармонии марш с четким острым ритмическим рисунком, с причудливыми музыкальными образами как нельзя лучше вводит слушателей в мир музыки Прокофьева. Опера «Любовь к трем апельсинам», созданная на сюжет веселой сказки-пародии итальянца Гоцци, сразу поражает слушателей необычностью и своеобразием музыкального языка. «Марш» изображает шествие сказочных масок. Можно показать его в оркестровом и в фортепианном изложении. Следует заметить, что переложенный автором для фортепиано «Марш» этот сразу завоевал широкое признание и вошел в репертуар многих известных пианистов.

На следующих уроках школьники слушают рассказ о балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», о любви и трагической смерти Ромео и Джульетты. Можно показать в исполнении симфонического оркестра сцену «Монтекки и Капулетти». В музыке этой сцены сначала слышны мрачные аккорды вступления, как бы предвещающие трагический исход кровавой вражды двух родов. Затем идет суровая, решительная и непреклонная тема вражды, после которой звучит светлая лирическая тема чистого, нежного чувства Ромео и Джульетты.
В другой сцене — «Джульетта-девочка» — Прокофьев с большим мастерством показывает беззаботно резвящуюся Джульетту, бегающую взапуски со своей кормилицей. Но вот приходит известие: Джульетта должна стать невестой своего дальнего родственника. И она предается раздумьям. Однако скоро к ней снова возвращается прежнее веселье.
Завершая знакомство с творчеством С. Прокофьева, учащиеся слушают хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», написанный в характере русской эпической песни.
 
С творчеством Л. Бетховена семиклассники знакомятся после Моцарта. С интересом узнают ребята, что Бетховен мечтал учиться у гениального Моцарта. Будучи в Вене, Бетховен посетил совсем уже больного композитора, играл ему свои произведения, и Моцарт предсказал уже тогда ему великое будущее: «Этот юноша заставит о себе говорить весь мир».
Учитель рассказывает о жизни Бетховена, о его тяжелом, безрадостном детстве, об унизительной службе при дворе деспотичного курфюрста, о влиянии на формирование Бетховена — композитора идей 'французской революции. Борьба за свободу, равенство, братство красной нитью проходит через творчество Бетховена. Одно из первых произведений Бетховена, с которым ребята знакомятся на уроке, — «Лунная соната» (I часть). Следует сказать, что поводом к сочинению этой сонаты послужила страстная любовь композитора к Джульетте Гвичарди, закончившаяся глубоким разочарованием Бетховена. Тяжелое настроение композитора усугубилось еще и тем, что в это время Бетховен начинает ощущать зловещие признаки приближающейся глухоты.

Рассказ о создании Лунной сонаты поможет учащимся глубже воспринять музыку ее первой части.
Переходя к другой сонате Бетховена, Патетической, можно напомнить ребятам о сонатной форме, с которой они уже познакомились, слушая симфонию соль минор Моцарта, сказать, что сонатная форма иногда начинается большим вступлением. Примером тому может служить медленное торжественное вступление к Патетической сонате. Следует пояснить ребятам слово «патетическая» (патетика — выражение возвышенных идей, больших чувств). Вступление очень ярко передает эти чувства. Учитель играет отдельно основные темы сонаты и предлагает охарактеризовать их.
Третья симфония Бетховена названа Героической. Эту симфонию Бетховен задумал посвятить Наполеону Бонапарту, бывшему тогда консулом. Когда же Наполеон пришел к власти, объявив себя императором, Бетховен уничтожил свое посвящение. Из третьей симфонии можно проиграть отдельные темы — главную и побочную.
С Пятой симфонией Бетховена учащиеся познакомятся, прослушав целиком ее I часть. Основное содержание симфонии — борьба человека со своей судьбой, противопоставление темных и светлых сил. Учащиеся вместе с учителем анализируют основные темы (главную и побочную), сопоставляют их, следят за их дальнейшим развитием.
Перед тем как прослушать музыку Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт», следует коротко рассказать содержание трагедии. Полководец Эгмонт восстал против деспотизма испанского короля Филиппа II и был казнен в 1568 г. в Брюсселе наместником короля герцогом Альбой.
Вот что пишет об увертюре музыковед А. Альшванг: «Увертюра начинается медленным вступлением, в котором уже первая тема является сопоставлением двух образов. Содержание трагедии «Эгмонт» позволяет нам связать эти образы с идеей гнета испанского владычества и страдающего под его игом народа. Первый мотив ритмически напоминает испанский придворный танец сарабанду и легко ассоциируется с образом испанских захватчиков. Второй мотив может быть связан с образом угнетенного народа. В следующем за вступлением Allegro мотив страдания преображается, становится активным, воинствующим. Музыка коды увертюры передает затаенное волнение, которое ширится, подходит к радостному подъему, и сверкающая звучность меди возвещает грядущую победу народа».
В песне Клерхен, возлюбленной Эгмонта, изображен образ мужественной девушки с волевым, решительным характером. Недаром песню Клерхен так любила Зоя Космодемьянская.

Вершина творчества, итог всей жизни Бетховена — его Девятая симфония. В финале симфонии звучит хор на текст оды Шиллера «К радости», призывающий миллионы людей к объединению против зла и насилия. Это — симфония с хором. В основу музыки хора положены песни революционной Франции.
Учащиеся могут просольфеджировать выписанную на доске тему хора, после чего слушают в грамзаписи финал Девятой симфонии целиком.

Ноты для хороа, пения в школе

Завершая знакомство с творчеством Бетховена, можно провести с ребятами обобщающую беседу о прослушанных ими произведениях. Неплохо разучить несколько песен Бетховена — «Походная песня», «Весенний призыв», «Край родной», «Песня Клерхен».
 
Приступая к ознакомлению с творчеством Д. Шостаковича*, можно в начале беседы напомнить ребятам его песни «Родина слышит», «Песня о мире», «Песня о встречном», затем сказать, что центральное место в творчестве Шостаковича занимает симфоническая музыка, в которой раскрывается душа нашего народа, его надежды, стремления, его свершения ^ героизм. Перед тем как послушать фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, следует рассказать о том, что написана она была в первые годы Отечественной войны в блокированном фашистами Ленинграде, в дни, когда город находился под беспрерывной бомбежкой и обстрелом. Шостакович посвятил эту симфонию своему героическому городу**.
Музыка I части как бы говорит слушателю: смотрите, как хороша жизнь и как страшна война. Предварительно можно показать основные темы этой части: главную —тему мира, созидания, побочную — лирическую тему, в которой изображена красота природы, окружающей нас, и эпизод вражеского нашествия. Можно показать отдельно и кульминацию всей части, где основные темьг видоизменяются: главная тема выражает гнев и горе народа, побочная перевоплощается в траурный монолог (соло фагота).
После того, как ребята познакомятся с I частью Седьмой симфонии, можно послушать хор пионеров («Пионеры сажают леса») из кантаты «Песнь о лесах». Хор этот полон радости труда. Оживленная мелодия хора поддерживается в сопровождении звуками пионерского горна, что создает светлое, праздничное настроение. Из числа произведений Д. Шостаковича можно назвать также его V и XI симфонии, оперу «Катерина Измайлова», оперетту «Москва—Черемушки», а также музыку к кинофильму «Гамлет».

Несколько замечаний, касающихся планирования работы по учебникам:
1. Каждый урок пения состоит из нескольких видов работы, органически связанных между собой: разучивание песен, пение упражнений для развития слуха, голоса и навыков чтения с листа (раздел «Пойте по нотам»), изучение теории, знакомство с музыкальный литературой.
2. В начале разучивания песни обращается особое внимание на интонационно и ритмически точное исполнение мелодии (или партии обоих голосов в двухголосии), на последующих уроках ведется работа над ансамблем и нюансами.
3. Примеры для сольфеджирования, кроме своей основной цели—развития слуха,— закрепляют и необходимые теоретические понятия. Например, сольфеджируя песню «Спи, моя милая» (VII класс), учащиеся повторяют тональности ми минор и соль мажор, а упражнения на развитие слуха и голоса (стр. 17).закрепляют понятие о тональностях до мажор и до минор.

4. Весь материал по музыкальной литературе следует распределить так, чтобы в течение года можно было неоднократно повторять прослушивание пройденных произведений, закрепляя их восприятие и запоминание. Кроме того, наряду с обсуждением содержания и характера произведений следует наиболее доступные и интересные мелодии записывать на доске или в тетрадях и сольфеджировать их. Задача уроков пения — развить у учащихся осознанную восприимчивость к музыкальному искусству, умение обосновывать свое суждение о музыкальном произведении, отличать подлинно художественную музыку от пошлой. Уроки пения помогут также привлечь школьников к активному участию в музыкальной самодеятельности школы.

1 2