Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ V-VII КЛАССОВ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

 

К пятому году обучения у детей уже наблюдается сознательное отношение к окружающей действительности, развивается мышление, более устойчивым и сосредоточенным становится внимание. Они лучше владеют произвольным вниманием, требующим волевого усилия и осознания цели. На основе развития музыкального слуха и памяти, сознательного восприятия и воспроизведения музыки, усвоения вокально-хоровых навыков создается возможность более глубокого изучения музыкальной грамоты. В связи с общим физическим развитием голоса школьников становятся сильнее, полнозвучнее. Именно V класс характеризуется обычно расцветом детского голоса, особенно если в начальных классах проводилась правильная, , систематическая певческая подготовка, развивался слуховой и голосовой аппарат учащихся. На этом этапе развития в голосах учащихся выявляется уже определенное тембровое звучание (сопрановое и альтовое), что благоприятствует двухголосному пению.

В VI классе у девочек голос крепнет, расширяется диапазон, а у некоторых мальчиков появляются низкие звуки малой октавы, голос тускнеет, ощущается неудобство при пении, что влечет за собой нечистую интонацию. Мальчиков, начавших мутировать, необходимо систематически проверять и оберегать их голоса от излишнего напряжения. Учитель должен хорошо знать голосовые возможности каждого ученика и поручать исполнение трудных по тесситуре мест учащимся, поющим в высоком или низ,ком регистре свободно, без напряжения.

Большого внимания требуют к себе учащиеся VII класса в связи с мутацией как у мальчиков, так и у девочек. Особенно резкие изменения происходят у мальчиков. Часто в звучании их голосов наблюдается хрипота, срывы, интонационная неточность, исчезновение высоких звуков. Постепенно их голоса понижаются и приобретают мужское звучание. Некоторые мальчики поют ещ& детскими голосами, то есть в унисон с сопрано или альтами, однако диапазон их голосов крайне ограничен. Поэтому они должны воздержи
 
ваться от пения тех фраз, где встречаются звуки, выходящие за пределы их вокальных возможностей. У девочек также появляются мутационные признаки — хрипота, тусклое звучание голоса, носовой призвук, нечистая интонация, часто смещается диапазон голоса (становится затрудненным пение высоких звуков, появляются звуки малой октавы).
Все это вызывает необходимость отбора соответствующего репертуара. Рекомендуются в основном одноголосные и двухголосные песни и упражнения. При хорошей музыкальной и певческой подготовке класса возможны простейшие трехголосные обработки народных песен, несложное трехголосые в песнях русских, советских и зарубежных композиторов. Мальчики, поющие мужскими голосами, могут дублировать партию I или II голоса октавой ниже. При исполнении трехголосных песен можно выделить их в самостоятельную группу. Но в VII классе мальчики поют еще очень неуверенно своими новыми голосами, поэтому трехголосные песни лучше разучивать в VIII классе.

Возрастные особенности и возможности учащихся V—VII классов, новые организационные условия, в которые они попадают из начальной школы, находят определенное отражение во всем учебно-воспитательном процессе. У 11 — 14-летних подростков более развиты мышление и память. В этом возрасте начинают с большей определенностью появляться склонности и интересы учащихся к различным областям искусства. К VII классу у школьников расширяется кругозор, приобретаемый «ак в школе, так и вне школы, благодаря самостоятельному чтению, посещению кино и театров, увеличению жизненного опыта. Вместе с тем в подростковом возрасте часто наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, несдержанность- и порой недисциплинированность. Музыкальное воспитание приобретает особое значение в эмоциональном развитии подростков. Хоровое исполнение интересного песенного репертуара, слушание музыкальных произведений, изучение закономерностей музыкального искусства помогают направлять развитие эмоций учащихся по нужному руслу.