Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

Музыкальное развитие учащихся,
перешедших в V класс

 

 


Если на уроках пения у детей с I класса развивалось слуховое внимание к разнообразным средствам музыкальной выразительности, осознанное восприятие содержания произведений в тесной связи с характером музыки, если у них воспитывалось серьезное, увлеченное отношение к хоровому пению, к разучиваемым и исполняемым песням, то в V класс учащиеся приходят уже с некоторым запасом знаний и навыков в области музыки. Они могут определить характер и настроение произведения, отметить появление в нем новой части, повторение одной и той же темы, изменение музыкального материала в связи с изменением регистра, динамики, темпа, могут определить также и характер сопровождения в песне. В области музыкальной грамоты у них прежде всего должен быть накоплен ряд слуховых навыков: умение находить и определять в песне тонику, тоническое трезвучие как ладовую слуховую настройку, различать на слух тон и полутон в поступенных переходах мелодии, в пении звукорядов и их отрезков. Пятиклассники должны определять на слух мажорное и минорное трезвучие, лад музыкального произведения, длительности, размер. На основе усвоения материала учебников I—IV класса они должны разбираться в нотной записи, уметь петь по нотам несложные мелодии.

Вместе с тем, часто именно в V класс, преходят учащиеся из других школ, с разным уровнем музыкального развития, иногда и вовсе не имеющие никакой музыкальной, подготовки. От учителя пения требуется большое мастерство и постоянное внимание, чтобы выравнять- весь коллектив, подтянуть отстающих и в области необходимых на данном этапе знаний и певческих навыков.
В случае преобладания в классе учащихся, не имеющих никакой музыкальной подготовки, следует начать изучение музыкальной грамоты и усвоение певческих навыков с самого начала, используя частично нотный материал и упражнения начальных классов. Вместе с тем, полученные знания следует закреплять на музыкальном материале V класса, более интересном для пятиклассников.