Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

Урок пения в V—VII классах

 

 

Как и в начальных классах, урок пения в V—VII классах включает в себя основные разделы — пение, музыкальную грамоту и слушание музыки.

Основой музыкального обучения остается хоровое пение. Именно участие в хоровом пении позволяет учащимся не только глубже воспринять содержание исполняемого произведения, но и самим выразить свои чувства, свое отношение к исполняемому.

Осмысленное, выразительное пение является результатом усвоения исполнительских навыков (певческого дыхания, естественного звукообразования, четкой выразительной дикции, чистого строя, уравновешенного ансамбля) на основе воспринятого и понятого учащимися содержания песни и средств ее выразительности. Если в начальных классах школьники научились петь естественным, красивым звуком, интонационно чисто, уравновешивать силу и характер своего голоса со звучанием поющего коллектива, то в V—VII классах, закрепляя и развивая эти навыки на более сложном песенном материале и упражнениях, они смогут полнее и определеннее выразить свое исполнительское отношение к песне.
 
Музыкальная грамота, органически связанная с пением и слушанием музыки, помогает более осознанно воспринимать и анализировать музыкальное произведение, а также разучивать песни по нотам. Накопленный слуховой опыт учащихся обобщается и приводится в систему, уточняются и расширяются знания, полученные в начальной школе, и на этой основе усваиваются новые понятия о строении мажорного и минорного звукоряда, о тональностях и интервалах.
В процессе хорового пения на песенном материале усваиваются такие новые теоретические понятия, как соотношение ступеней мажорного и минорного звукоряда и трезвучий, интервалы, тональности, некоторые особенности метро-ритма.

Таким образом, воспитание у школьников интереса и любви к музыке сочетается с развитием понимания ее языка. Учащиеся V—VII классов учатся разбираться в своих музыкальных впечатлениях, оценивать воспринимаемую музыку в тесной связи с ее характером и содержанием.
Немалое значение в этих классах приобретает и слушание музыки. Ребята познакомятся с различными жанрами русской народной песни, что поможет им лучше узнать жизнь русского народа, его прошлое и настоящее. Слушание и исполнение различных песен народов СССР и зарубежных стран даст возможность учащимся почувствовать их национальный колорит, своеобразие народного творчества братских республик и народов других стран.

Знакомство с русской и зарубежной классической музыкой, с творчеством советских композиторов расширит музыкальный кругозор школьников, поможет непосредственно ощутить органическую связь народной песни с творчеством композиторов прошлого и настоящего.
Большое идейно-воспитательное значение имеют также старые песни борьбы и подполья. Яркие музыкальные образы этих песен помогут учащимся осознать революционное прошлое нашей Родины.