Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

Хоровое пение и его связь с музыкальной грамотой

 

 

Качество хорового пения во многом зависит от соблюдения учащимися правильной певческой установки. Очень часто во время хорового пения школьники стоят или сидят в небрежных позах, сгорбившись или развалившись, и это отрицательно влияет на качество пения. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не поднимались плечи при вдохе, чтобы руки свободно лежали на коленях (при пении сидя) или были опущены (при пении стоя). На страницах учебникбв приводятся правила пения. Полезно вместе с ребятами прочитать эти правила, разъяснив значение каждого из них для хорового пения, и постоянно повторять в процессе работы.
 
Учитель должен постоянно заботиться не только об отборе песен, но и об отборе упражнений, которые должны занимать значительное место в системе Хорового обучения, содействуя постепенному и последовательному усвоению различных певческих навыков.
Вокально-хоровые упражнения или распевания в своей основе имеют общие принципы для V, VI, VII классов и могут быть построены на отдельных, звуках, звукорядах, трезвучиях, коротких мелодиях, попевках или на отрывках из разучиваемых песен.
Готовясь к разучиванию новой песни, учитель заранее предусматривает возможные трудности и намечает для их преодоления наиболее полезные упражнения. Например, усвоению правильного дыхания в песне В. Мурадели «Гимн Москве» может помочь пение этой песни закрытым ртом или на какой-либо слог с одновременным вдохом перед началом каждой новой фразы.
Важнейший принцип распевания — комплексность: помимо выработки, какого-либо определенного певческого навыка распевание должно отвечать задачам тренировки других вокально-хоровых навыков (дыхания, звукообразования, дикции, строя, ансамбля).
Большую роль в хоровом пении играет дыхание. Хорошее звучание хора, чистая интонация, выразительное исполнение во многом зависят от степени овладения учащимися правильными приемами певческого дыхания.

С первых же уроков следует на упражнениях и песнях закрепить навыки одновременного вдоха, вступления и пения на ровном выдохе.
В дополнение к материалу учебников можно рекомендовать несколько упражнений на равномерный выдох, используемых в школьной практике:
1) Пение на одном звуке с разными слогами (да, дэ, ди, до, ду), или со счетом (раз, два, три, четыре, пять), или со словами: «школьники поют».
2) Пение на цепном дыхании одного звука закрытым ртом или на какой-либо слог. В этом случае ученик лучше слышит себя и точнее сливает свой голос с голосами товарищей. Петь закрытым ртом следует легким, тихим звуком, не сжимая зубов.
3) Пение небольших мелодий на различные слоги и со словами на одном широком дыхании:

Ноты для хора

Эти упражнения помогут учащимся научиться допевать концы фраз, не обрывать их и не умолкать раньше времени.
Как уже говорилось, на первых уроках полезно разучивать одноголосные напевные песни типа «Колыбельной» И. Брамса или польской народной песни «Висла».
Учащимся свойственно не додерживать последние звуки музыкальных фраз, обрывать концы. Поэтому учитель должен постоянно напоминать о том, что фразу нужно допевать до конца, что при пении вдох всегда короче выдоха и соответствует характеру исполняемой песни.
Навык певческого дыхания закрепляется на песенном материале с разнообразными динамическими оттенками (например, русская народная песня «Родина» — в V классе, «Песня о Чапаеве» А. Новикова — в VI классе, «Родина любимая моя» С. Туликова — в VII классе).

Большое внимание необходимо уделять звукообразованию. Качество звука зависит от певческой установки и навыков дыхания. Но решающее значение в образовании красивого звука имеют навыки правильной дикции и артикуляции. Непременным условием правильного звукообразования являются свободно и хорошо открытый рот, активно действующие губы, естественно лежащий язык.

При недостаточной подготовке в начальной школе при пении у учащихся средних классов часто наблюдается плохое открывание рта, зажатая нижняя челюсть, вялые, безжизненные губы и язык. Результат этих недостатков — так называемое «белое», открытое звучание, отсутствие округленных, ясно отличных друг от друга гласных и четкости в произношении согласных. С первых же уроков, предлагая учащимся одноголосные упражнения, следует вырабатывать светлое, мягкое, округленное звучание на берущихся без усилия примарных звуках. Полезно подбирать упражнения и песни с преобладанием движения сверху вниз (от звуков соль1, лях, си1, до2) *, когда головное звучание переносится на более низкие звуки**. Укрепляя на упражнениях и на песенном материале середину диапазона, следует постепенно и очень осторожно расширить диапазон у всего класса — вверх до до2, ре2, вниз до 'до1, си малой октавы, причем обязательно следить за тем, чтобы высокие звуки не были напряженными, горловыми или носовыми, а низкие— крикливыми и грубыми. В дополнение к материалу учебника полезно использовать в качестве упражнений отдельные номера из «Распеваний в школьном хоре» (составитель Н. Добровольская). Ряд упражнений из этого сборника дан в приложении.

Высокое, легкое звучание хора в большой степени зависит от показа учителя. Подражая учителю, Школьники перенимают манеру его пения, манеру подачи звука. Голос учителя при показе упражнения или отрывка песни должен звучать высоко, ближе к типу сопрановых или теноровых. Учителя пения — мужчины могут показывать отдельные места песен или упражнений фальцетом, как бы подражая детскому звучанию.
С первых уроков необходимо научить школьников постепенно освобождать от напряжения и активизировать нижнюю челюсть, губы, язык, правильно формировать гласные. Хорошему звучанию гласной, легкости звука, интонационной точности помогает четко произнесенная перед гласной согласная. Поэтому для активизации певческого аппарата проводится большая работа над пением слогов и отдельных слов с различным сочетанием гласных и согласных. Упражнения на слоги да, ма помогут освобождению нижней челюсти, хорошему открыванию рта.
Пение упражнений и разучиваемых песен на слоги ди, зи, ми настраивает голоса учащихся на высокое головное звучание.
Упражнение на слог ку способствует округлению звучания и более точному интонированию.
Сочетание различных гласных в. упражнениях развивает артикуляционный аппарат, придавая ему гибкость и эластичность.

Ноты для пения

Полезно трудные по интонации, ритму и тесситуре места учить на слоги ми, ди, зи, ку, что также способствует выработке высокого головного звучания (например, вторую часть «Колыбельной» И. Брамса или «Слети к нам, тихий вечер» — в V классе, вторую часть песни «Снежный вечер» М. Красева — в VI классе, припев «Песни о Ленине» А. Новикова — в VII классе).
Необходимо чаще проверять индивидуальное усвоение певческих навыков.
Как уже говорилось, у школьников V—VII классов более ярко, чем в начальной школе, выявляется сопрановое и альтовое звучание, поэтому двухголосные песни в этих классах должны занимать большее место в репертуаре.

При разделении учащихся на первые и вторые голоса главным образом учитывается музыкальный ,слух, диапазон и тембр голоса. Следует позаботиться о том, чтобы партия вторых голосов была укомплектована учащимися, обладающими развитым музыкальным слухом. Иногда в целях достижения равновесия партий приходится определять учащихся с хорошим слухом и, вместе с тем, умеющих петь высокие звуки, во второй голос. Мутирующих мальчиков (с ограниченным диапазоном) следует определить во второй голос. Мальчики с мужским звучанием голоса могут петь в той партии, которая им удобнее и легче.
Разучивание двухголосных песен лучше начинать после закрепления элементарных певческих навыков (дыхания, звукообразования, дикции, строя, ансамбля) на одноголосных песнях.

В учебниках двухголосные песни расположены в порядке возрастающей трудности. Для развития навыков двухголосного пения хорошо использовать песни-каноны; «Тихо зорька догорает», «Уж я золото хороню», «Со вьюном я хожу», помещенные в учебнике V класса, «Сорока» и «Пойду ль я, выйду ль я» — в учебнике
VI класса. Дополнительно можно использовать материал из сборников «Каноны», составленных А. Луканиным и Л. Абелян. В приложении к «Методическим указаниям» дан ряд канонов на выбор.
Каноны полезны тем, что работа над ними сначала идет как над одноголосной песней с закреплением всех певческих навыков. При исполнении этой же мелодии каноном учащиеся приобретают навык исполнять мелодию своей партии, одновременно вслушиваясь в пение другой.

В начальном периоде работы над двухголосием полезны упражнения на двухголосные созвучия.

Ноты к песням

Полезно петь созвучия к с поочередным вступлением голосов.

Ноты для пения в школе

От созвучий можно перейти к кратким двухголосным попевкам.

Скачать ноты, сборники

Каждый учащийся, исполняя свою партию, следит за тем, чтобы не выделяться, и, в то же время, прислушиваясь к партии другого голоса, подстраивается к ней. Простые двухголосные упражнения можно петь по нотам. В этом случае слуховое восприятие подкрепляется зрительным, что способствует преодолению трудностей двухголосного пения.
При разучивании двухголосных песен хорошо использовать такой прием: один голос поет свою партию со словами, а другой— закрытым ртом или на какой-либо слог. В совместном звучании второму голосу обычно труднее, чем первому удерживать свою мелодическую линию. Когда же мелодия первого голоса исполняется каким-либо другим приемом, например, закрытым ртом, второй голос звучит тогда ярче и определеннее. При пении отдельных партий учитель может тихо подыгрывать на инструменте или подпевать мелодию другого голоса.

Большое значение в усвоении навыков двухголосия имеет пение без сопровождения. При таком пении развивается способность сознательного интонирования мелодии, навык выстраивания хоровых созвучий. Особенно ценно, когда двухголосные упражнения и несложные двухголосные песни поются по нотам. Учитель выделяет для сольфеджирования определенные отрывки из новой песни еще до начала ее разучивания. В некоторых случаях можно сольфеджировать песни целиком, например, «Со вьюном я хожу» (в V классе), «Интернационал» (в VI классе), «Словацкая колыбельная» (в VII классе).
В дополнение к помещенным в учебниках двухголосным песням приведены ноты каждой партии без слов для того, чтобы учащиеся учили песню не по слуху, а сольфеджируя ее по нотам.

Для совершенствования навыка сольфеджирования незнакомого материала в учебниках даются специальные упражнения раздела «Пойте по нотам» (например, стр. 84, 85 в учебнике V класса).
В достижении интонационной чистоты при двухголосном пении особое значение приобретает индивидуальная и групповая проверка. Неточно интонирующие учащиеся часто стесняются петь отдельно, поэтому их лучше проверять по группам. Неправильно поющих следует рассаживать между теми, кто поет чисто, умеет удерживать мелодию своего голоса. Слушая соседа, неправильно поющий быстрее усваивает приемы Дыхания, звукообразования, чистого интонирования мелодии. Чем лучше" школьники овладевают певческими навыками, тем больше внимания смогут уделить выразительности исполнения. В процессе разучивания песни учитель должен все время помнить, что певческие навыки, которые он прививает учащимся, являются средством наиболее полного, выразительного раскрытия содержания песни.
Упражнения, приведенные в учебниках, учитель может использовать на уроках неоднократно. Они могут служить и для распевания, и для настройки голоса, а также являться подготовкой к разучиванию той или иной песни.
 
Перед пением по нотам учитель вместе с ребятами разбирает нотную запись, обращает внимание на встречающиеся трудности. Полезно прочитать нотный текст, называя ноты в заданном ритме. После такой подготовки дается ладовая настройка—пение тонического трезвучия и неустойчивых звуков в тональности песни, например:

Песни, ноты для школы

Учителю следует тщательно подготовиться к разучиванию новой песни: проанализировать ее, наметить методы преодоления встречающихся трудностей, закрепить на примере данной песни уже известные детям теоретические понятия и приобрести новые.
Разучивание песни начинается обычно с прослушивания ее в исполнении учителя. От того, как песня исполнена учителем, в значительной степени зависит активность ее восприятия школьниками и дальнейший успех работы над ней.

Беседу о песне, ее характере, содержании, а также раскрытие средств музыкальной выразительности (лад, тональность, размер, динамика, темп, нюансировка) нужно проводить при самом активном участии класса, как можно чаще задавая учащимся посильные вопросы. Это способствует более выразительному пению и лучшему закреплению полученных знаний.

Пояснения, которые даны в учебниках к каждой песне, иллюстрации, сведения о ее авторах помогут глубже и эмоциональнее воспринять содержание песни и более выразительно ее исполнить.