Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

Слушание музыки

 

 

Расширение музыкального кругозора у всей массы учащихся не может быть обеспечено только путем разучивания и исполнения хоровых песен. Необходимо знакомить их с произведениями более сложными, чем те, которые они исполняют сами, и не только с вокальными и хоровыми, но и с инструментальными, оперными и симфоническими. Ведь возможность восприятия музыки у детей шире, чем возможность исполнения.
В учебной программе по пению для V—VII классов материал по слушанию музыки подобран в известной мере с учетом программы по литературе.

Перед прослушиванием музыкального произведения хорошо провести краткую, но живую и интересную вступительную беседу, чтобы подготовить восприятие учащихся. Беседу можно иллюстрировать отрывками из произведения, которое будет исполняться. Учитель проигрывает на инструменте отдельные темы, показывает те или иные особенности мелодии, сопровождения. Перед слушанием; вокального произведения следует познакомить ребят с текстом, так как в* грамзаписи текст нередко бывает неразборчив.
Можно также сначала дать детям послушать произведение и уж потом провести с ними беседу о прослушанном.
Учащиеся под руководством учителя определяют доступные их пониманию характерные черты произведения, его содержание и форму. Учитель руководит беседой, отбирает самые точные и меткие определения детей, дополняет, если это нужно. Так школьники постепенно приучаются говорить о выразительных средствах музыки.

Разбирать прослушанные произведения можно в такой последовательности: сначала — что выражает музыка, а затем — какими средствами выражает. Определение этих средств должно соответствовать музыкально-теоретической подготовке учащихся.
Руководя высказываниями детей, учитель постепенно добивается определений, по возможности, тонких и точных. Например, музыка хора «Славься» не просто «веселая», она радостная, торжественная, ликующая, победная, праздничная.
После разбора произведения следует прослушать его еще раз. Восприятие музыки будет уже более сознательным и глубоким. К тому же повторное прослушивание произведения поможет учащимся лучше запомнить его. А чем лучше запомнилась музыка, тем она легче возникает в памяти как произвольно, так и непроизвольно.

Полезно отдельные, доступные для голоса темы прослушанных произведений выписывать нотами на доске и петь их.
Желательно устраивать прослушивания пластинок и вне уроков, проводить концерты грамзаписи по пройденным в классе темам. Это позволило бы не только прочно усвоить прослушанное в классе, но и ознакомиться дополнительно с некоторыми интересными, доступными детям произведениями, которые не включены в программу из-за недостатка времени на уроке пения. Например, учащиеся V класса могли бы шире познакомиться с творчеством Э. Грига, послушав его норвежские танцы и песни, а также отдельные номера из сюиты «Пер Гюнт» — «Танец Анитры», «Песню Сольвейг», «Смерть Озе» и др.
Учащиеся VI классов могут дополнительно послушать произведения М. Глинки — «Камаринскую», «Вальс -фантазию», «Жаворонок», «Попутную песню», арию Руслана и рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила».

Можно также познакомить учащихся с фрагментами из «Ше-херазады» или «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова.
В VII классе может быть также расширено знакомство с творчеством А. Бородина, С. Прокофьева, В. Моцарта, Л. Бетховена и Д. Шостаковича.
Внеклассное слушание музыки играет в музыкальном воспитании школьников такую же важную роль, как внеклассное чтение художественной литературы.