Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия



Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНИКУ VI КЛАССА

 

 

Учебник VI класса начинается с песни В. Мурадели на текст Л. Некрасовой «Пионерский костер». Эта песня знакома учащимся с прошлого года. На первом уроке ее можно спеть, чтобы проверить певческие возможности класса. Песня «Пионерский костер» полезна для повторения своей напевностью, мелодической простотой, несложным двухголосием. Содержание ее напоминает шестиклассникам о веселом лете в пионерском лагере.

Первые 10 страниц учебника посвящены повторению пройденного в прошлые годы. Учащиеся должны вспомнить значение длительностей и их соотношение, строение мажорного звукоряда, последовательность тонов и полутонов в первых пяти звуках мажорного и минорного звукоряда, тональность, интервалы. Необходимо, чтобы весь пройденный материал был повторен на живом звучании музыки, чтобы знания эти не преподносились учащимися как сухие, формальные правила, — все должно быть связано с песнями и упражнениями, с прослушанными произведениями, воспринято на слух и, по возможности, воспроизведено голосом. Весь материал повторения следует распределить по урокам первой четверти. Полезно на каждом уроке выписывать на доске короткие попевки или отрывки из знакомых песен, чтобы учащиеся могли узнавать их по нотной записи и анализировать, определяя лад, тональность, ритм, размер, а затем' петь по нотам эти мелодии.
На страницах учебника дано много примеров для пения по йотам. Это один из способов повторения пройденного. Разучивание по нотам новых песен также будет способствовать закреплению и дальнейшему расширению -знаний нотной грамоты.

Правила пения, приведенные на стр. 15, следует прочитать вместе с учащимися, разъяснив, что только при их соблюдении можно достигнуть хороших результатов в обучении хоровому пению.
Вслед за правилами дан ряд одноголосных упражнений-распеваний, которые способствуют усвоению навыков певческого дыхания, формирования гласных, выработке напевного звучания. В связи с усложнением песенного репертуара в VI классе возникает потребность в упражнениях на интонирование полутонов и хроматических ходов. В приложении к методическим указаниям дополнительно дан ряд таких упражнений.
Вокально-хоровые упражнения могут быть использованы на каждом уроке в течение года, в зависимости от песни, которая разучивается на уроке.
Упражнениями могут служить и песни. Например, «Колыбельную песню» И. Брамса (стр. 18) можно петь и со словами! и с названием нот, и на различные слоги. Спокойный темп, певучая мелодия, мягкий, нежный характер песни — все это способствует укреплению правильного певческого дыхания и ровного напевного звучания. «Колыбельную» можно петь также в тональности, ре мажор.
Как упражнение полезно использовать и русскую народную песню «Матушка, матушка». Сама песня, ее содержание вызывают эмоциональный отклик у ребят. Диалог между дочерью и матерью дает возможность поочередного пения первого и второго голоса. Это явится хорошей подготовкой к двухголосному пению. Песню следует показать целиком.

Для разучивания в учебник включено 14 песен, разнообразных по характеру и содержанию. Учитель, по своему усмотрению, может заменить некоторые из них другими, помещенными в приложении к «Методическим указаниям».
Пояснения, которые даны в учебнике к каждой песне (о ее содержании, характере, средствах выразительности), помогут глубже и эмоциональнее воспринять песню и более выразительно ее исполнить. В пояснениях выделены также трудности, на которые следует обратить внимание, и методы преодоления этих трудностей. Важно приучить учащихся читать эти пояснения, разбираться в нотных примерах, отвечать на поставленные в учебнике вопросы.

Песня «Интернационал» дается в одноголосном изложении с тем, чтобы все школьники выучили и хорошо запомнили мелодию гимна международного коммунистического движения. Большое воспитательное значение имеет увлекательный рассказ об истории создания Интернационала *. В беседе с учащимися важно отметить роль В. И. Ленина и газеты «Правда» в пропаганде боевого гимна среди рабочих, солдатских и крестьянских масс в дни революции. Хорошо рассказать учащимся о пребывании автора музыки «Интернационала» Пьера Дегейтера в 1928 году в Советском Союзе, о том, как он дирижировал массовым исполнением «Интернационала» на Всемирном конгрессе молодежи в Москве, о встречах его с автором русского текста гимна А. Коцом.
Для укрепления навыков дыхания, звукообразования, отчетливой дикции, строя и ансамбля в начале учебного года полезно поработать над одноголосными песнями («Гимн Москве» В. Мурадели, «Интернационал», «Колыбельная» И. Брамса, польская народная песня «Висла»).
В последующих песнях — «Пионерская честь» А. Флярковского, «Мы проходим у Кремля» 3. Левиной, в народных песнях «Дубинушка» и «Среди долины ровные» — проводится работа над навыками двухголосного пения. Сначала нужно выработать интонационную чистоту каждой вокальной партии и особенно вторых голосов, а затем уже следует добиваться чистоты и стройности звучания в двухголосном пении. Трудные места, над которыми рекомендуется поработать отдельно, выделены в учебнике. Так в песне «Дубинушка» двухголосный припев выписан на двух строчках, чтобы яснее показать движение первого и второго голоса.

Второе полугодие начинается с разучивания одноголосной песни «Варшавянка». Следует тщательно проанализировать с ребятами нотный текст, пропеть песню по нотам, выявить средства музыкальной выразительности, придающие песне суровый, призывный, боевой характер.
Во второй части учебника (в начале второго полугодия) приводятся двухголосные упражнения, построенные на коротких попевках, отрывках из песен и отдельных куплетах. Эти упражнения могут быть использованы в течение всего учебного года. Для развития навыков двухголосия в учебнике даны каноны «Сорока» и «Пойду ль я, выйду ль я». Каноны следует учить сначала одноголосно, а затем на два голоса. В приложении к «Методическим указаниям» дано еще несколько двухголосных канонов.
Разучивая русскую народную песню «Среди долины ровные», шестиклассники- знакомятся с новым для них размером — 6/8. Характерные выразительные особенности этого размера — плавность, мягкость. На 39, 40, 42 и 43 страницах даны примеры песен в размере 6k — «Сурок» Л. Бетховена, «Слети к нам, тихий вечер», «В лодке» М; Раухвергера, «Неаполитанская колыбельная», «Ручей и река» В. Герчик. Эти пеони полезно пропеть с учащимися по нотам. В качестве примера шестидольного размера можно рекомендовать для разучивания баркаролу М. Глинки «Венецианская ночь». Романс этот помещен в приложении к «Методическим указаниям» в доступной для шестиклассников тональности соль мажор.
В процессе разучивания «Интернационала» учащиеся познакомились с интервалом — кварта, с которой начинается песня. На стр. 24 и 25 дается объяснение кварты и приводится ряд примеров песен, где этот интервал ярко выявлен в мелодии. На примере песни «Дубинушка» учащиеся познакомятся с интервалом—октава. На стр. 34 даны примеры, в которых встречается октава. Это —«Песня о Родине», «Песня Садко», «Нелюдимо наше море». Знакомство с октавой полезно в VI классе еще и потому, что некоторым мальчикам, начинающим мутировать, удобнее становится петь октавой ниже.
Звучание октавы воспринимается обычно ярко и усваивается быстро.

На стр. 84, 85 и 86 объясняется интервал — квинта и дан ряд примеров из песен, в которых встречается этот интервал («Петухи поют», «Гуляй, млада», «Метель», «Вы жертвою пали»). Запомнить звучание квинты поможет пение мажорного и минорного трезвучий с выделением I и V ступеней,
Следует систематически упражнять слух учащихся в различении интервалов малой и большой секунды, малой и большой терции, кварты, квинты и октавы как в мелодическом, так и в гармоническом положении.
В VI классе учащиеся знакомятся с натуральным минорным звукорядом. На стр. 74 объясняется строение натуральной минорной гаммы в тональности ре минор, наиболее удобной для пения. Важно, чтобы был воспринят и усвоен основной характерный признак натурального минора — расстояние между VII и VIII ступенями (целый тон). На стр. 75 и 79 даны примеры песен в натуральном ре миноре и ля миноре с ярко выраженным переходом от вводного тона к тонике. Следует пояснить учащимся, что натуральный минор характерен для русской, а также болгарской народной песни.

Песня Д. Кабалевского «Спокойной ночи» (стр. 76) также сочинена в натуральном миноре. Разучивать ее надо по нотам, тогда особенности натурального минора станут более понятны учащимся.
На протяжении всего года шестиклассники тренируются в пении по нотам различных упражнений, попевок и песен в тональностях до мажор, соль мажор, фа мажор, ля минор, ми минор и ре минор. Все должны твердо знать тоническое Трезвучие и неустойчивые звуки этих тональностей, а также знаки при ключе. Для этого в начале каждого урока следует давать упражнения на определение тональностей по нотной записи, на нахождение тонических трезвучий и вводных звуков. Перед тем, как приступить к пению по нотам упражнения или песни, хорошо спеть ладовую настройку — неустойчивые звуки и тоническое трезвучие, что облегчит сольфеджирование. При сольфеджировании, также как и при исполнении песни, необходимо обращать внимание на качество звучания.

Если класс достаточно развит в слуховом и певческом отношении, если двухголосные песни звучат чисто, можно подвести учащихся к пению на три голоса. Подготовка к этому проводится на специальных трехголосных упражнениях такого типа:

Ноты для хора

 

Пение на три голоса удобнее, если все голоса начинают с общего звука и уж затем расходятся. Примером может служить русская народная, песня «А я по лугу», которую хорошо использовать в начале работы над трехголосием. Трудной стороной пения, на три голоса является достижение чистоты интонирования среднего голоса, ему следует уделить особое внимание. Средний голос советуем поручить учащимся, обладающим хорошим слухом и умеющим чисто интонировать.
Материал для знакомства с музыкальной литературой приводится в учебнике в конце первого и второго полугодий и распределяется по четвертям. В первом полугодии, после повторения на первых двух-трех уроках пройденного в V классе, начинается ознакомление с симфоническим оркестром, с группами инструментов, входящих в оркестр. На стр. 51—55 рассказано о симфоническом оркестре и его составе, приведены рисунки инструментов всех групп оркестра, даны характеристики звучания Основных инструментов и рисунок схемы их расположения в симфоническом оркестре. Оркестр построен по принципу: высоко звучащие струнные инструменты располагаются слева от дирижера, низко звучащие — справа. Группа деревянных духовых инструментов расположена перед дирижером, медная группа — за деревянными духовыми, ударные инструменты — слева на заднем плане. Для более подробного знакомства с инструментами симфонического оркестра рекомендуем показать учебный кинофильм «Инструменты симфонического оркестра», в котором каждый инструмент представлен отдельно.
О том, что такое опера, учащиеся прочтут на стр. 56. Разговор об опере следует связать с рассказом о жизни и творчестве основоположника русской оперы Михаила Ивановича Глинки *. Прослушав интересное сообщение о великом русском композиторе, ребята с увлечением прочтут заданный на дом рассказ о нем (стр. 56—57).

После вступительной беседы ребята знакомятся с некоторыми отрывками из оперы «Иван Сусанин».
Учитель должен раскрыть учащимся содержание оперы, рассказать о героико-патриотическом подвиге крестьянина Ивана Сусанина. Помимо общего содержания следует пояснять и каждый исполняемый отрывок. Например, перед исполнением романса Антониды надо описать события, предшествовавшие сцене, обстановку, в которой девушка рассказывает о своем горе. Перед прослушиванием и после него учитель задает учащимся наводящие вопросы. Например, какого характера музыка романса Антониды, что придает ей плавность, мягкость и грусть, заметили ли они смену настроения, когда грусть переходит в отчаяние.
На следующем уроке ребята знакомятся с танцами из II акта. Хорошо, если они сами охарактеризуют веселый стремительный «Краковяк», нежный, легкий «Вальс» и задорную, грациозную «Мазурку». В «Мазурке» следует обратить внимание на акценты на третьей доле, которые придают танцу задорный характер. Можно пояснить, что мазурка — это польский народный танец, а называется так потому, что возник он в польской местности Мазура.

После танцев учащиеся слушают арию Сусанина («Чуют правду...»). Нужно разобрать структуру арии, определить характер ее частей. Сначала идет небольшое оркестровое вступление. Затем следует речитатив «Чуют правду! Смерть близка! Мне не страшна она: свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать-земля». Мелодия первой части арии спокойная, величественная. Вторая часть арии — «Господь, в нужде моей ты не оставь меня»—звучит более взволнованно, затем повторяются слова « музыка первой части.
В хоре «Славься» необходимо внимательно вслушаться в изменения, которые сделал композитор, чтобы тема не звучала однообразно: то поет мужской хор, а женский подпевает ему без слов, то звонят колокола сначала вместе с хором, а потом одни. Когда хор поет «Запомнит весь русский народ и навек сбережет память бойца Сусанина», музыка звучит сурово, строго и в то же время торжественно, Величественно. Что же создает здесь впечатление торжественности? Какими средствами выражен характер этого хора? Учащиеся должны ответить на эти вопросы, внимательно прослушав весь хор.
В программу VI класса входит знакомство с увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Слушая увертюру, учащиеся должны различить (поднятием руки) тему заключительного хора, тему арии Руслана и тему оцепенения после похищения Людмилы должны отметить цачало третьей части увертюры, то есть повторение первой.
Надо сказать, что увертюра к опере «Руслан и Людмила» часто исполняется как самостоятельное симфоническое произведение на концертах и по радио,
Интересно будет отметить, что на торжественном открытии Московской консерватории в 1566 году П. И. Чайковский на рояле Исполнил перед собравшимися увертюру к «Руслану и Людмиле», и в 1966 году на торжественном юбилейном концерте, посвященном столетию консерватории, снова звучала эта увертюра в исполнении симфонического оркестра.

Следует также сообщить учащимся, что Глинка написал еще три замечательные увертюры для симфонического оркестра — «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота» и «Камаринская». В «Камаринской» обработаны две русские народные песни — свадебная и плясовая-камаринская. Это произведение сыграло большую роль в дальнейшем развитии русской симфонической музыки. Необходимо упомянуть и о романсах Глинки «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье», «Венецианская ночь». В заключение при помощи устного опроса подытоживается все, что дети узнали о великом композиторе.
Во втором полугодии учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова *. Учитель рассказывает о детских и юношеских годах композитора: о страстном увлечении музыкой, об учении в Морском корпусе, об интересном морском путешествии. Рассказ должен быть увлекательным, чтобы вызвать у учащихся желание самостоятельно прочитать книги о Римском-Корсакове. На стр. 99—100 учебника можно познакомиться с краткой биографией композитора.
После ознакомления с содержанием оперы «Садко» ребята слушают вступление — «Океан-море синее». Они должны заметить, как постепенно усиливается волнение моря и как композитор звуками рисует это волнение. Помогая ребятам, учитель обращает их внимание на основную тему — короткий мотив из трех звуков, который, непрерывно повторяется на всем протяжении вступления, звучит то медленно, то быстрее, то усиливается, то затихает, то в одной, то в другой тональности. Нужно сыграть мотив и показать некоторые вариации.

Следующий отрывок — песни Садко «Ой, ты, темная дубравушка». Перед исполнением надо рассказать, какие события в опере предшествуют пеоне. Мелодия напоминает народную лирическую, в которой один слог распевается на несколько звуков. Полезно выписать ее на доске и разучить в тональности ля минор или си минор (в зависимости от состояния голосов учащихся).
Исполнение песни хором содействует развитию напевного звучания, округленного формирования гласных.
Слушая песни гостей (варяжского и индийского), важно понять разницу в характере музыки. Песня варяжского гостя — суровая, угрюмая. Песня индийского гостя —мягкая, ласковая. В первой— четырехдольный размер, во второй — трехдольный, более плавный. Песню варяжского гостя поет бас, песню индийского — тенор. Сопровождение первой песни рисует грозное и холодное море: тяжелые аккорды звучат как шум разбивающихся о скалы волн. Во второй песне сопровождение изображает ровную, слегка покачивающуюся гладь моря.

На одном из последующих уроков учащиеся слушают хор «Высота ли, высота». Музыка хора бодрая, радостная, полная молодецкой удали. Мажорный лад, двухдольный размер, четкие и твердые акценты выражают характер этого произведения. Начинается песня светлым, спокойным вступлением. Сначала поет один Садко, затем подхватывает вся дружина, а за ней и народ на берегу.
Темп постепенно ускоряется, песня звучит живее. В конце ее одиноко звучит женский голос, причитающий по поводу отъезда дружины. Это жена Садко, Любава тяжело переживает расставание с мужем.
Учитель обращает внимание детей на то, что в сцене, когда морской царь требует жертву, дружина снова поет песню «Высота ль, высота», но здесь уже звучит она по-иному: грустно, задумчиво. Что же изменилось? Ведь мелодия осталась почти та  же, что сделал композитор для того, чтобы стал другим характер музыки? На этом примере хорошо показать, как изменились средства выразительности— лад, темп, сила звучности, что придало песне оттенок печали.
Следующий номер, который слушают ребята, «Колыбельная Волховы». Волхова поет над спящим Садко. В песне слышится грусть: Волхова расстается с Садко навсегда.
«Колыбельная» состоит из трех куплетов, мелодия в каждом из них немного изменяется. Варьируется и сопровождение: кажется, что слышишь то плеск воды, то. шелест тростника.
Партию Волховы поет высокий женский голос — сопрано.
В программу/ VI класса входит также симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Учитель рассказывает школьникам содержание оперы, в основу которой положена легенда из времен татарского ига.
Картина сражения русских с татарами изображена в оркестре. Сделана она так ярко и образно, что кажется, будто видишь все, что происходит во время «сечи». Слушая ее, учащиеся должны различить темы русских и татар. Для изображения русских композитор взял песню, которую дружина поет перед походом (в учебнике она напечатана на стр. 106). Мелодия песни очень напоминает народную. Для темы татар использована песня «Про татарский полон» («Как за речкою, да за Дарьею»). В середине картины обе мелодии изменяются, приобретают более воинственный и суровый оттенок.
Следует обратить внимание учащихся на тревожный, настороженный характер музыки в начале картины и на то, как в музыке изображена битва: слышатся удары мечей, стук копий, конский топот. В конце картины появляется мелодия татар, которая постепенно затихает.
В учебнике на стр. 107 даны контрольные вопросы по слушанию музыки. Их следует использовать при повторении и закреплении материала.

В четвертой четверти рекомендуется ознакомить учащихся с творчеством выдающегося советского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского — автора четырех симфоний, большого числа инструментальных сочинений, концертов, песен, романсов, опер («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин»).
Д. Б. Кабалевский — человек больших знаний, разносторонних художественных интересов. Он — композитор, педагог, ученый, музыкальный критик, пианист, дирижер, крупный общественный деятель.
Все творчество Кабалевского проникнуто светлым жизнеутверждающим характером. Композитор очень любит писать для детей. Он часто бывает в пионерских лагерях, проводит с ребятами концерты-беседы. Однажды в Артеке его просили сочинить такую песню, которая сразу успокаивала бы ребят и настраивала их на спокойный сон. Так появилась песня «Спокойной ночи». Вскоре ее запел весь Артек. Позже эту песню стали петь везде, но с несколько измененным текстам, соответствующим любому пионерскому лагерю. Пеон я эта помещена в учебнике на стр. 76.
Д. Б. Кабалевским написано и много других пионерских песен, которые очень полюбились школьникам. Это — «Пионерское звено», «Наш край», «Школьные годы», «Про Петю», «Про вожатую» и др. Знакомая всем с детства мелодия песни «Наш край» легла в основу средней части его фортепианного концерта, с которой также можно познакомить учащихся на уроке.

Д. Б. Кабалевский сочинил три кантаты для детского хора и симфонического оркестра — «Песня утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, «Ленинцы» — о единстве трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров, воспитанных под знаменем Ленина, и «Песня о родной земле».
В память погибших в Великую Отечественную войну Д. Б. Кабалевский сочинил «Реквием» на слова Р. Рождественского. Одну из частей «Реквиема» «Наши дети» следует дать послушать на уроке в грамзаписи, предварительно показав учащимся ее главные темы, раскрыв ее выразительные средства.
Из оперы Кабалевского «Семья Тараса» ребята могут послушать «Прощальный хор комсомольцев», а в подвинутом классе можно его и разучить. Двухголосный припев хора хорошо разучивать по нотам.
В конце учебного года учащиеся слушают рекомендованные программой инструментальные произведения французских композиторов — «Лебедь» К. Сен-Санса и увертюру к опере «Кармен» Ж. Бизе .
«Лебедь» — одна из оркестровых пьес цикла, который носит название «Карнавал животных». Поэтический образ прекрасного лебедя композитор Камил Сен-Санс передает очень красивой, певучей мелодией. Как бы покачивающееся сопровождение рисует спокойную гладь воды. Пьеса написана в шестидольном размере, хорошо передающем плавность движения. Многие балерины мира исполняют под эту музыку танец умирающего лебедя. Написана пьеса для виолончели в сопровождении фортепиано. В грамзаписи она исполняется выдающимся испанским виолончелистом Пабло Казальсом, игра которого славится красотой, мягкостью звучания и большой выразительностью.
 
Не вдаваясь в подробности содержания оперы Ж. Бизе «Кармен», следует пояснить основной смысл увертюры к опере.
Действие происходит в Испании, и в опере много элементов испанской музыки, яркой, своеобразной, танцевальной. Любимое народное зрелище испанцев — бой быков. Главный герой боя — тореодор, который наносит смертельный удар разъяренному быку. В конце оперы есть сцена, где тореодор вместе со своими помощниками идет под звуки марша, сопровождаемый ярко одетой, веселой толпой. Музыка этого марша необыкновенно бодрая, четкая, жизнерадостная. Она и является началом увертюры, ее первой темой. Вторая тема — куплеты тореодора — маршеобразная, веселая, ликующая. Вся увертюра звучит торжественно, празднично.
Большую выразительную роль в увертюре играет яркая, блестящая оркестровка.
В комплектах грампластинок для VI класса! имеются почти все указанные в учебнике оперные отрывки в исполнении солистов, хора и оркестра. Учитель должен направить внимание учащихся на характерные выразительные особенности тембров различных инструментов оркестра и голосов певцов.
Для более наглядного восприятия в учебнике приводятся отдельные темы прослушиваемых произведений в нотной записи. Учащиеся следят по ним во время прослушивания произведения. Нотные тексты помогут восстановить в памяти прослушанную музыку. В конце учебника дан краткий музыкальный словарь, который поможет учащимся понять и запомнить особенности музыкального языка. Учитель на музыкальных примерах поясняет значение этих слов.

При планировании уроков учитель должен учитывать необходимость повторения и закрепления материала путем общего и индивидуального опроса учащихся.
В течение всей последней четверти следует повторять материал по музыкальной грамоте и музыкальной литературе, пройденной за год.