Народные песни - А.Юрлов

Русская хоровая капелла



Обработки и переложения народных песен для детского хора композитора Алесандра Юрлова

 

 

Скачать сборники
Народные песни
обработки и переложения для детского хора А.Юрлова
"Советский композитор", 1977г.
номер с4242к

содержание:

 

В настоящий сборник вошли обработки и переложения народных песен, сделанные выдающимся мастером советского хорового искусства Александром Александровичем Юрловым, Народный артист РСФСР, народный артист Чечено-Ингушской АССР, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор, кандидат искусствоведения, художественный руководитель Государственной ордена Трудового Красного Знамени республиканской академической русской хоровой капеллы, председатель Всероссийского хорового общества, заведующий кафедрой хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, — только перечень его званий и наиболее ответственных постов говорит об удивительно многогранной деятельности А. А. Юрлова. Да, действительно, за 45 лет своей жизни Александр Александрович успел сделать очень и очень много.

Под его руководством республиканская академическая русская хоровая капелла, которая носит теперь его имя, достигла высочайших вершин исполнительского мастерства и стала одним из лучших коллективов Советского Союза. С искусством капеллы знакомы слушатели почти всей нашей страны, ей рукоплескали жители Прибалтики и Дальнего Востока, Закавказья п Сибири. Коллектив всегда пропагандировал лучшие сочинения советских композиторов, русской и зарубежной классики, народные песни. Концерты капеллы, как правило, превращались в подлинные праздники музыки.
С огромным успехом выступала капелла и за рубежом, достойно представляя советское искусство в Италии, Франции, Англии, Чехословакии, Польше.

Юрлов А. А. смело обновлял репертуар хора, обогащая его главным образом новыми сочинениями советских композиторов. Особо следует сказать о дружбе капеллы с выдающимся советским композитором Свиридовым Г В., которая оказала взаимное благотворное влияние как на исполнительское мастерство коллектива, так и на творчество композитора. Несомненно, что такие сочинения Свиридова Г. В., как «Патетическая оратория», «Курские песни», «Весенняя кантата», стали важными вехами в культурной жизни нашей страны.

Огромная исследовательская деятельность Юрлова А. А. совместно с несколькими советскими учеными и музыкантами в области старинной музыки дала возможность миллионам людей познакомиться с богатейшим наследием прошлого. А замечательная интерпретация капеллой многих образцов старинной русской хоровой музыки была отмечена Государственной премией СССР
Много нового внес Александр Александрович в исполнительский почерк капеллы, отличавшийся яркой эмоциональностью, многообразием тембровых красок, сочностью звучания, стройностью и удивительной ансамблевой слитностью. Капелла оказалась первопроходцем в поисках новых красок в хоровом звучании, создававшихся, например, в результате самых разнообразных комбинаций в расстановке певцов.
Везде, где бы ни работал Юрлов А. А., он находил новые стимулы для развития того или иного дела. Став председателем Всероссийского хорового общества, он развил и обогатил деятельность этой массовой организации. Каждому коллективу, каждому отдельному члену общества Александр Александрович умел найти работу по душе. Вот почему деятельность Всероссийского хорового общества получила небывало широкий размах.

Произведения Александра Юрлова

Много нового внес Юрлов А. А. и в дело воспитания молодых хормейстеров. Кафедра хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени Г нес иных, возглавляемая выдающимся мастером, сделала немалый вклад в развитие высшего музыкального образования в стране. Особо следует отметить по-новому организованное в институте заочное обучение хормейстеров. Наконец, именно Александр Александрович явился создателем и организатором нового отделения в институте — отделения по подготовке руководителей русских народных хоров. Юрлов А. А. впервые в стране поставил подготовку специалистов высшей квалификации для народных хоров на профессиональную основу.
Значение, которое придавал Юрлов А. А. народной музыке, трудно переоценить. С первых же дней работы в капелле, он включает в ее репертуар русские народные песни. Александр Александрович использует и уже известные образцы, и сам делает специальные обработки. Он прекрасно понимает значение народной песни для вокально-хорового воспитания. Александр Александрович неоднократно указывал, что народная песня прежде всего дает возможность воспитания в коллективе необходимой чуткости к слову, его большой выразительной силе, к широкой напевности, стройности и ритмической свободе. Эта вера в народную музыку во многом была привита Юрлову А. А. его учителем Свешниковым А. В. Глубоко поняв и усвоив уроки выдающегося советского музыканта, Александр Александрович развивает свешниковские традиции по-своему, по-юрловски. Именно это и помогло Юрлову А. А. создать коллектив, который имел свое очень определенное, яркое творческое лицо, коллектив, который не только развивал замечательные традиции русской советской вокально-хоровой школы, по и намечал свои пути, двигавшие наше искусство вперед, к новым достижениям.

Особое значение Юрлов А. А. придавал народной песне в детском воспитании. И он не только прямо высказывался на этот счет в периодической печати, в докладах и выступлениях, но и сделал очень ценный практический вклад. В 1959 году ленинградским отделением Учпедгиза был выпущен сборник Юрлова А. А. «100 обработок и переложений народных песен» (Пособие для учителя пения) Александр Александрович предназначил свой труд для средней школы. Он отобрал тридцать песен, переложил их для двух-, трех-, четырехголосного хора. Именно этот сборник и послужил основой для настоящего издания.
Б сборнике четыре раздела: первый—песни революционного движения и гражданской воины, второй — старинный русские песни, третий — современные русские народные песни и четвертый — песни народов СССР Песни подобраны с большим вкусом, они разнообразны по жанру, содержанию и характеру исполнения. Все образцы предназначаются для пения без сопровождения. Руководители хоров, учителя пения смогли найти такой вариант песни, который будет точно соответствовать исполнительским возможностям детского коллектива, так как почти каждый образец изложен двух-, трех- и четырехголосно. Эти песни можно петь классом, хором, ансамблем. Хочется подчеркнуть, что предлагаемые песни могут исполняться и старшими школьниками. Юрлов А. А. дает специальный вариант для трехголосного смешанного хора, в котором третий  голос предназначается юношам. Прекрасно понимая и природу голоса и его возможности в послемутационный период, Александр Александрович делает такие переложения, которые очень удобны для юношеских голосов. Диапазон их партий всегда небольшой, тесситура самая благоприятная. Все это позволяет очень широко использовать данные варианты в школьной практике. Обработки и переложения для детского хора сделаны Юрловым А. А. также с учетом возрастных возможностей школьников. Они не только удовлетворяют всем требованиям детского голоса, но и помогают его правильному, спокойному развитию.

Глубоко зная народное многоголосие, Юрлов А. А. в своих обработках использует голосоведение, которое помогает сравнительно легко овладеть хоровыми партитурами.
Известно, что важное значение для воспитания навыка пения без сопровождения имеют тесситурные условия партий в хоре. И вот Александр Александрович выбирает такие тональности для обработок, которые делают тесситуру всегда удобной, тем самым обеспечивая быстрое достижение стройного пения.
Многие обработки Юрлова А. А. для детского хора уже пользуются широкой популярностью. Нам думается, что настоящий сборник расширит круг таких образцов и доставит истинную радость нашим школьникам. Замечательный труд выдающегося советского музыканта поможет советским детям еще лучше узнать и глубже полюбить народную песню.

Скачать сборники Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!