Хоровая литература - И. Усова

Ноты для хора

Учебное пособие, охватывающее всю программу курса хоровой литературы в музыкальном училище. В нем рассматриваются произведения русских, советских и зарубежных композиторов, образцы народного творчества в хоровой обработке.
Во втором издании расширены разделы, посвященные русской и советской музыке.

 

 

Посмотреть обложкупособие Посмотреть скан страницы
И. Усова
Хоровая литература

издание второе
"Музыка", 1988г.
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Курс хоровой литературы — одна из специальных дисциплин дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ. Основные задачи курса — расширить музыкальный кругозор учащихся, ознакомить их с лучшими образцами хоровой литературы различных жанров и стилей, привить навыки анализа хоровых произведений (определение идейно-художественного содержания, жанра, стиля хорового письма, формы, выявление вокально-хоровых особенностей).
В настоящем пособии материал изложен в трех разделах. В первом разделе учащиеся знакомятся с русской хоровой литературой — с народной песней в хоровой обработке, оперно-хоровой классикой и произведениями для хора a cappella. Хоровые обработки представлены в пособии, начиная от творчества первых собирателей фольклора (И. Рупина, Д. Кашина) до произведений советских композиторов; рассматриваются различные типы обработок народных песен. Знакомству с русской оперной хоровой литературой посвящена вторая глава первого раздела. При изучении этой главы учащимся важно усвоить характерные черты оперно-хорового творчества русских композиторов.
Произведения для хора a cappella рассматриваются в творчестве П. Чайковского, С. Танеева, Вик. Калинникова, П. Чеснокова. Так как композиторы Вик. Калинников и Чесноков не изучаются в курсе музыкальной литературы, возникла необходимость несколько подробнее остановиться на их творческом пути.
Второй раздел пособия посвящен советской хоровой литературе. В нем даются характеристики жанров массовой песни, хоровой сюиты, кантаты, оратории. Зарождение и развитие этих жанров прослеживаются в хронологическом порядке в творчестве многих советских композиторов. В главе «Хоры без сопровождения» учащиеся знакомятся с произведениями А. Давиденко, М. Коваля, В. Шебалина, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, В. Салманова, В. Соколова, Б. Кравченко, Р. Щедрина, Р. Бойко, В. Агафонникова, Ю. Фалика, В. Комарова; при разборе дается краткая характеристика хорового творчества композиторов.

О композиторах, чье творчество изучается в курсе музыкальной литературы, сообщаются только данные, касающиеся их хоровой деятельности.
Анализ многих хоров из советских опер для студентов училищ затруднен сложностью формы, гармонического языка. Поэтому автор считает более целесообразным ознакомить учащихся лишь с некоторыми хоровыми жанрами советских опер; в качестве примеров приведены хоры, написанные в жанрах массовой песни, лирической песни-романса, частушки, стилизации старинной крестьянской песни или хоровые сцены, выдержанные в традициях русской оперной классики.
В третьем разделе изучаются жанры хоровой литературы в зарубежной музыке; дается краткая характеристика творчества старых мастеров многоголосного хорового письма; разбираются хоры малых форм представителей классического и романтического направлений. В главе «Кантаты, оратории, мессы» дается краткая характеристика творчества и разбор отдельных хоров из монументальных сочинений И.-С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна. Знакомство с оперно-хоровым творчеством западноевропейских композиторов осуществлено на примерах из произведений выдающихся представителей немецкого, итальянского, французского, польского, чешского и венгерского оперного искусства; в конце дается краткий обзор хорового творчества зарубежных композиторов XX века.

Для облегчения учащимся чтения и игры нотных примеров некоторые из них даны в изложении на двух и трех строчках нотного стана (вместо четырех и более строк).
Данная работа является вторым дополненным и переработанным изданием учебного пособия, в котором объединены все разделы курса хоровой литературы для музыкальных училищ. Краткость изложения обусловлена его небольшим объемом. Задача пособия — дать самые необходимые сведения о произведениях для хора, привить учащимся интерес к хоровой литературе, а главное — вызвать стремление к дальнейшему глубокому изучению неисчерпаемых богатств отечественной и зарубежной хоровой музыки.