Хоровая студия Веснянка

Детские хоры

Веснянка



Ноты для детских хоров

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ СТУДИИ «ВЕСНЯНКА»

 

 

«Веснянке», одной из первых, созданных в нашей стране детских хоровых студий, более сорока лет. Основу структуры студии составляют пять ступеней — пять «возрастных» хоров: маленький щебечущий «Чижик», звонкоголосый «Скворушка», теплое, ясное «Солнышко», светлый, чистый «Подснежник» и, наконец, старший хор «Веснянка». Многоступенчатость — принципиальная основа всей педагогической работы в студии — позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждой ступени и прогнозировать результат.

Ведущим принципом организации разноуровневого обучения в студии является принцип преемственности. Этот принцип обеспечивает: логику построения образования как по «вертикали» (между разными ступенями), так и по «горизонтали» (между разными формами), а также установление связей между ранее приобретенным и новым опытом. В «Веснянке» это достигается путем разработки согласованных программ обучения и целесообразной расстановки педагогических кадров. Педагогические кадры в студии распределяются таким образом, чтобы дети не меняли педагогов на каждом этапе обучения. Это, с одной стороны, способствует более органичному и плавному переходу ребенка из одной возрастной группы в другую; с другой — созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе. Чрезвычайно актуален для «Веснянки» принцип раннего (с 3-4 лет) вхождения детей в мир музыки. Педагоги студии убеждены, что чем раньше ребенок соприкасается с Музыкой, тем тоньше и эмоциональнее становится детская душа, ибо «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» (В.А.Сухомлинский).
Следующий принцип жизнедеятельности «Веснянки» — профессиональный универсализм педагогов студии, проявляющийся и в участии педагога в работе с детьми разного возраста, и в преподавании им нескольких музыкальных дисциплин, и в выполнении функций «классного руководителя», досконально знающего сильные и слабые стороны ребенка и готовящего его к переходу на новый уровень.
Существенный принцип работы студии — системный подход к обучению — позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение основной задачи — создание целостного, стройного и грамотного хорового коллектива. В результате осуществления данного подхода сложилась апробированная программа обучения, неизменная по своей сути, но постоянно пополняющаяся новыми направлениями и идеями.
Девизом работы студии является мудрое изречение В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Цель всей деятельности педагогов «Веснянки» — музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. А совместное хоровое творчество — одно из лучших средств для достижения этой высокой цели.
Многолетний опыт работы педагогов студии свидетельствует о том, что приобщение ребенка к музыке следует начинать именно с пения в хоровом коллективе.
Хор — стержень, на который сначала «нанизываются» такие основные предметы, как сольфеджио, фортепиано и история музыки, а затем — «прикладные» предметы: ансамбль, развитие речи, музыкальное движение.

Каждая из пяти ступеней существует как бы отдельно: со своим учебным расписанием, со своей совокупностью музыкальных предметов, со своим штатом педагогов, со своим родительским комитетом и т.д., но одновременно — как пять пальцев на одной руке — они тесно взаимосвязаны.
Все в «Веснянке» начинается с нового набора. Несколько лет назад педагоги студии «обходили» и прослушивали множество школ, детских садов и набирали детей во все хоры, кроме старшего. В настоящее время «заработал» принцип преемственности: осенний набор осуществляется только на первой ступени, в хор «Чижик», на основе естественного притока детей. Принимаются практически все. Основным критерием отбора является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой.
В остальные хоры дети переходят из хорового коллектива предшествующей ступени на основании результатов переводных экзаменов по хору и сольфеджио. Количества «переводных» детей составляет от 10-15 до 20-25 человек в год. Экзаменационные требования, предъявляемые к детям на разных ступенях, конечно, разные, но есть и общие, в том числе: чисто спеть два-три произведения (с сопровождением и a'cappella) из репертуара своего хора, продемонстрировать владение определенными навыками сольфеджио и знание музыкальной грамоты. Такие условия перевода в следующий хор обеспечивают стабильный и ровный состав каждой хоровой ступени, гарантируют необходимый уровень музыкальной подготовленности детей.
Необходимость существования двух дошкольных хоров — «Чижик» и «Скворушка» — продиктована опытом многолетней работы с самыми маленькими детьми в «Веснянке».
Хор «Чижик» — возраст 3-5 лет. Количество детей — до 70 человек. Хор делится на четыре группы, по 15-17 человек в каждой. Занятия проводятся два раза в неделю. Как правило, в один день ребенок посещает занятия по трем музыкальным дисциплинам и хор. Доминантой учебного процесса малышей является игра.
Если в хоре «Чижик» определить музыкальные способности ребенка почти невозможно и сложно прогнозировать темп индивидуального развития в этом возрасте, то в хоре «Скворушка» это становится возможным, поскольку сюда приходят подготовленные дети из хора «Чижик», успешно сдавшие переводные экзамены.

Хор «Скворушка» — возраст 5-7 лет. Количество детей — до 75 человек. Хор делится на четыре группы. Занятия — два раза в неделю.
Хор «Солнышко» — возраст 7-9 лет. Количество детей — до 70 человек. Занятия — три раза в неделю
Хор «Подснежник» — возраст 9-12 лет. Количество детей — до 60 человек. Занятия — три раза в неделю. Во многих хоровых студиях — это так называемый «кандидатский» хор, основная функция которого — подготовить детей к старшему хору, традиционно осуществляемая на репертуаре старшего хора. Средний хор развивается на автономном репертуаре и не является вспомогательным по отношению к старшему хору.
Старший хор «Веснянка» — возраст 10-17 лет. Количество детей — до 80 человек. Занятия — три раза в неделю. Хор состоит из двух групп: «дневной» состав (подготовительный) и «вечерний» состав (основной).
На основании результатов выпускных экзаменов (по сольфеджио, фортепиано, истории музыки и ансамблю) дети получают свидетельства об окончании студии, причем окончившим на «отлично» вручают рекомендации для продолжения обучения в средних музыкальных учебных заведениях.
Студия «Веснянка» — это творческая педагогическая лаборатория, в которой занятия проводятся с использованием авторских учебных пособий. Так, например, сборник «Давайте поиграем» (ритмическое воспитание для детей дошкольного возраста) составлен Н. Д. Мининой — руководителем хора «Скворушка»; свыше десяти учебных пособий по музыкальному развитию детей на уроках фортепиано разработаны педагогом Э. Ш. Тургеневой; занятия по музыкальному движению ведутся по методике Э.-Ж. Далькроза, адаптированной педагогом Л. Е. Макаровой; подготовлены методические разработки по предмету «Слушание музыки» руководителем хора «Солнышко» Е.Г.Тереховой и по предмету «История музыки» — педагогами О.К.Тулино-вой и А. В. Чернецовым. Педагоги Н. Д. Минина, Е. М. Яковенко, А. В. Чернецов — авторы оркестровых партитур Орф-оркестра, хоровых аранжировок и обработок.
Коллектив студии ведет целенаправленную просветительскую и обширную концертную деятельность. Просветительство — одно из ключевых направлений в работе «Веснянки». Хоры студии часто выступают в разных залах и аудиториях: Большой и Рахманиновский залы Консерватории, Зал имени Чайковского, Гнесинский зал, Дома ветеранов войны и труда, интернаты, больницы, открытые площадки парков и площадей Москвы и многие другие.

Коллективы студии участвуют в фестивалях и конкурсах. Например, в последние годы старший хор неоднократно становился победителем и лауреатом Всероссийских и международных конкурсов:
1992 — Международный хоровой конкурс «Дети в искусстве» (г. Москва);
1993, 1995, 1997, 1999, 2001 — Фестиваль-конкурс «Юные таланты Московии»;
1996, 1998, 2000 — Международный хоровой конкурс «Звучит Москва»;
1997 — Международный хоровой конкурс (г. Варна, Болгария);
1999 — Всероссийский хоровой конкурс (г. Киров);
1999 — Фестиваль православной музыки (г. Таллинн, Эстония);
2000 — XII Международный фестиваль православной музыки в России (г. Москва);
2000 — I Международный хоровой фестиваль (г. Мюнхен, Германия).

Концерт хора — это не только итог совместной творческой работы детей и педагогов, но и форма просветительской работы среди юных и взрослых любителей хоровой музыки.
Своеобразной формой концертной деятельности студии являются тематические программные концерты, в которых все хоры и фортепианный отдел «Веснянки» исполняют произведения определенного тематического направления или одного композитора. Например: «Музыка эпохи Возрождения», «Бах и Гендель», «Венские классики — Гайдн и Моцарт», «Музыка А. Т. Гречанинова» , «Русская классическая музыка» и т. д.
Студия «Веснянка» — это консультативный центр по вопросам хормейстерской практики. На базе студии проводятся семинары по музыкальному воспитанию детей для педагогов-музыкантов столицы и других регионов России.
Инициаторы таких встреч — Министерство образования Российской Федерации, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Музыкальное общество г. Москвы. Педагоги «Веснянки» выезжают со своими хоровыми коллективами на гастроли и для проведения мастер-классов. Это многосторонний процесс, способствующий творческому росту как педагогов, так и детей.
Отличительной особенностью педагогического коллектива студии является постоянный поиск эффективных методов работы. Педагоги взаимно посещают и анализируют хоровые репетиции коллег, занятия по другим специальным предметам, открытые занятия ведущих мастеров хорового исполнительства.

 

ПРЕДМЕТ «ФОРТЕПИАНО»

 

 

Программа по предмету «Фортепиано» разработана на основе традиционной фортепианной методики и многолетнего специфического опыта работы педагогов-пианистов с детьми, для которых главным предметом является хоровое пение.
Задачи педагога по классу фортепиано в детской хоровой студии — научить ребенка самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять доступные фортепианные произведения классического репертуара и современной музыки, сформировать у него навыки чтения нот с листа и транспонирования, игры в ансамбле (фортепианные дуэты, аккомпанементы к вокальным произведениям).
Групповое фортепиано является первым этапом обучения. Дети 5-6 лет знакомятся с инструментом, его устройством, особенностью звучания разных регистров, осваивают простейшие ритмические рисунки, играют детские песенки, знакомятся с фортепианной игрой в ансамбле. Главная задача этого этапа — заинтересовать детей игрой на фортепиано.
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является урок — индивидуальное занятие педагога с учеником.
Дети 7-8 лет начинают занятия в подготовительном классе. В этот период осваиваются элементы музыкальной грамоты, начальные пианистические навыки на упражнениях и легких пьесах, осуществляется подбор мелодий песен, которые дети поют в хоре.
В первом и втором классах изучаются небольшие этюды, нетрудные полифонические пьесы разного характера и произведения крупной формы, соответствующие возможностям каждого ученика. В связи со спецификой набора детей в хоровую студию, часть учеников приходят в первый класс в возрасте 9 лет, минуя групповое фортепиано и подготовительный класс.
В средних классах (3-5-м) продолжается изучение музыкальной формы (этюд, полифония, крупная форма, пьеса). Особое внимание уделяется техническому продвижению ребенка — его подготовке к освоению более сложных произведений. Способные учащиеся, успешно осваивающие сложный репертуар и интенсивно продвигающиеся технически, занимаются с пятого класса в специальной группе (два раза в неделю по 45 минут).

В старших классах (6-8-м) проявляются индивидуальные интересы и наклонности каждого ученика. Одни заканчивают обучение по классу специального фортепиано, другие — по классу общего фортепиано.
Педагоги индивидуального фортепиано два раза в год проводят концерты силами учащихся своих классов. Тематика концертов разнообразна: исполнение произведений одного композитора, одного жанра, игра в ансамбле, концерты-конкурсы. Классные концерты проходят при активном участии родителей, что способствует успешному обучению детей, активному знакомству с фортепианной литературой, объединению педагогов, родителей и детей внутри класса.
Успеваемость учащихся в классе фортепиано оценивается по участию в различных выступлениях, зачетах, экзаменах, контрольных уроках, концертах и конкурсах.
Выпускники, завершающие в студии обучение по классу специального фортепиано, исполняют на экзамене четыре произведения, различные по жанру и форме. Учащиеся класса общего фортепиано — три произведения. Учащиеся выпускного класса в течение учебного года «обкатывают» выпускную программу на прослушиваниях (без оценки).

Учащиеся других классов играют зачет в первом полугодии и экзамен в конце года. Лучшие ученики принимают участие в концерте фортепианного отдела студии. Педагог готовит с учеником в учебном году минимум четыре произведения для показа на зачете и экзамене. Участие учащихся в отборочных прослушиваниях, концертах и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете или экзамене.
Контрольные уроки по пианистической технике учащихся проводятся с четвертого класса (одна мажорная и одна минорная гаммы со всеми изучаемыми в классе техническими формулами). Практикуется проведение контрольных уроков по чтению нот с листа в старших классах.
В индивидуальном плане каждого ученика фиксируются произведения и гаммы для освоения в полугодии. Одни произведения предназначены для концертного исполнения на зачетах и концертах, другие — для ознакомления. В индивидуальный план вносятся программы, исполняемые на зачетах и концертах, оценки, качественная характеристика работы и продвижения ученика в учебном году, фиксируются недостатки и пути их преодоления.
Общее количество и форма музыкальных произведений, рекомендуемые для изучения в каждом классе, определены в годовых требованиях.
Подготовительный класс — 10-15 разнохарактерных произведений.