Хрестоматия для пения - ноты для голоса, вокала

 



Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf

 

 

Скачать ноты к ариям - хрестоматия

Хрестоматия для пения
Песни, романсы, арии
для тенора в сопровождении фортепиано
I - II курсы отделений актеров музыкальной комедии театральных институтов
Составитель П. Понтрягин
“Музыка”, 1975г.
(pdf, 7.91 Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Вокальная кафедра Государственного института Театрального искусства имени А. В. Луначарского подготовила к изданию ряд репертуарных сборников хрестоматийного характера, где педагоги и студенты музыкально-театральных вузов смогут найти вокальный материал для разных голосов и разных ступеней обучения. Настоящий сборник — хрестоматия для тенора — предназначен для учащихся I-II курсов.
Умелый, систематизированный подбор репертуара является одним из важнейших моментов в работе с молодыми певцами. При составлении хрестоматии была сделала попытка отобрать такой учебный материал, который служил бы фундаментом как для развития музыкально-художественного вкуса, так и для овладения вокально-техническими навыками.

Произведения сгруппированы в сборнике не по степени трудности, а по жанрам — советские песни, народные песни, романсы, арии из опер и оперетт.
В сборник включены произведения, которые могут быть использованы студентами, не только уже получившими начальную вокальную подготовку, но и не имеющими ее, — такие, например, как русская народная песня «Ах ты, душечка.», песня В. Соловьева-Седого «Где ж ты, мой сад.» и др. В самый начальный период обучения не следует создавать для молодого певца излишних трудностей. Это позволит избежать как форсированного звука, так и бездыханного пении, вырабатывая прежде всего ровное звучание голоса.
Давая студенту то или иное произведение, педагог должен объяснить, почему он его рекомендует, на что следует обратить внимание при разучивании. При этом можно предложить варианты вокально-технического и музыкально-исполнительского плана. Выбирать произведение педагог должен с учетом задачи, которую он ставит перед студентам на определенном этапе.
Так, для отработки кантилены, развития и укрепления певческого дыхания следует рекомендовать начинающему вокалисту такие произведения, как русская народная песня «Не велят Маше за реченьку ходить», романс И. Римского-Корсакова «Горни>ми тихо летела душа небесами», романс М. Балакирева «Слышу ли голос твой.», песня Э. Грига «К Норвегии» и др.
Правильная вокализация создает условия для развития певческого дыхания и дикции; в свою очередь, правильно организованный вдох и особенно выдох, четкая дикция обеспечивают правильную вокализацию; поэтому с первого же года обучения нужно вырабатывать четкое пропевание слов, следить за логическими музыкальными и словесными, а иногда и слоговыми ударениями. Следует приучать начинающего вокалиста к особенностям певческого произношения слова — без особого редуцирования гласных звуков в неударяемых слогах. Учитывая, что в пении между гласными и согласными существует определенное взаимодействие, отражающееся на качестве певческого звука, при отборе того или иного произведения необходимо очень внимательно изучить «спектр» гласных и согласных, помимо учета диапазона, тесситуры, гармонии, мелодико-ритмического рисунка, эмоциональной стороны и т. д.
Например, тенору очень полезно поработать над романсом А. Даргомыжского «Не судите, люди добрые.», в тексте которого много гласных «а» и «е». Другой романс Даргомыжского — «В темпу ночку в чистом поле» — поможет овладеть способами «прикрытия» звука на переходных нотах при различных гласных в каждом куплете.
Для выработки хорошей дикции и четкого ритма отличным материалом могут служить песня А. Дюбюка «Ах, мороз, мороз», «Песня ямщика» И. Лазарева, «Баркарола» Ш. Гуно, песня Леньки из оперы Т. Хренникова «В бурю».

Особенно важной задачей для учащегося на двух первые курсах является овладение классическим, строгим стилем исполнения, для чего составитель рекомендует арию Самсона из оратории Г. Ф. Генделя «Самсон» и арию Бастьена из оперы В. А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна».
Довольно большой раздел сборника составляют арии из оперетт советских и зарубежных композиторов. Предлагая учащемуся ту или иную арию, необходимо учитывать его исполнительскую индивидуальность и дальнейшую профессиональную ориентацию.
На первых двух курсах музыкально-театрального вуза воспитываются не только исполнители оперного, опереточного и концертно-филармонического плана, но и будущие эстрадные певцы, для которых решающую роль играют не широкий диапазон и сила голоса, а его выразительность, гибкость, богатство нюансировки. В сборнике помещены песни советских композиторов, полезные для освоения эстрадного жанра.
Подбирая учебный материал, необходимо помнить, что репертуар начинающего вокалиста должен быть разнообразным: мелодическое и гармоническое богатство исполняемых произведений развивает слух и вкус, тонкость слуховых и мышечных ощущений, что очень важно для певца в период его формирования.
Составитель надеется, что данная хрестоматия поможет педагогам и учащимся в их работе.
П. ПОНТРЯГИН, заслуженный деятель искусств РСФСР,
профессор

 

Хрестоматия для пения
Песни, романсы, арии
для тенора в сопровождении фортепиано
III - IV курсы отделений актеров музыкальной комедии театральных институтов
Составитель П. Понтрягин
“Музыка”, 1979г.
(pdf, 7.38 Мб)

содержание:

 

От составителя

Настоящий сборник подготовлен к изданию вокальной кафедрой Государственного института Театрального искусства имени А. В. Луначарского. В основе рекомендуемого репертуара для тенора (III—IV курсы отделений актеров музыкальной комедии театральных и музыкальных вузов) лежат те же принципы, что были вкратце изложены в хрестоматии для I—II курсов, вышедшей в издательстве «Музыка» в 1975 году. Важнейший из них— гармоническое развитие музыкально-художественного вкуса и вокально-технического мастерства, из которых складывается исполнительское искусство певца.
Произведения сгруппированы в сборнике по жанрам — советские песни-, народные песни, романсы, арии из опер и оперетт.

На III—IV курсах студенту необходимо закончить формирование полного рабочего диапазона, свободно владеть основами кантиленного пения, певческим речитативом. Голос молодого певца должен обрести богатство красок, нюансировки. Поэтому мы включили в сборник ряд произведений довольно сложных — с полным объемом диапазона, с переходом от речитатива к широкой напевности, эмоционально насыщенных. Среди них — ария Эрекле из оперы М. Ипполитова-Иванова «Измена», каватина Фауста из оперы Ш. Гуно «Фауст», Суд Париса из оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена».
При составлении сборника учитывались все те конкретные задачи, которые педагог может поставить перед студентом на том или ином этапе обучении. Так, для совершенствования кантилены, развития певческого дыхания и пластического звуковедения следует рекомендовать учащимся романс М. Глинки «Не называй ее небесной», романс Р. Шумана «Слышу ли песни звуки.», русскую народную песню «Соловьем залетным» в обработке А. Живцова, песню Греанше из оперетты Р. Планкета «Корневильские колокола».
В сборник входят также произведения, необходимые для отработки дикции и ритмической четкости: романс Г. Свиридова «Подъезжая под Ижоры», песня Кукушкина из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», ария Манрико из оперы Дж. Верди «Трубадур» и др.
Хорошим материалом для свободного владения высокой тесситурой являются песня Левко из оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь», каватина Ромео из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», песни Ахмета из оперетты Л. Фалля «Роза Стамбула».

Предлагаемый репертуар дает педагогу-вокалисту широкие возможности развивать музыкально-образное мышление студента, его умение разбираться в музыкальной драматургии.
Учеба на III—IV курсах — новый этап в формировании певца-актера. Педагог должен обратить самое серьезное внимание на то, чтобы замысел композитора был правдиво воплощен, в конкретном живом образе. При этом важно помнить, что выявление в звуке мысли и чувства., его верная психологическая окраска зависит от умения певца управлять всем комплексом физических и психических данных, участвующих в процессе пения. Немалую роль играет здесь внутреннее ощущение темпо-ритма как одного из существенных условий создания музыкально-сценического образа.
Необходимо воспитывать у молодых вокалистов вкус и чувство меры, сознательное отношение к творчеству. Работа над каждым произведением требует и от педагога -и от учащихся проявления творческой инициативы в стремлении к общей идейно-художественной дели.
При выборе того или иного произведения педагог должен непременно учитывать не только голосовые возможности студента, но и его исполнительскую индивидуальность, характер, тяготение к определенному жанру, стилю и, разумеется, его дальнейшую профессиональную ориентацию.
В связи с тем, что данная хрестоматия предназначена прежде всего для будущих актеров музыкального театра, в ней наиболее широко представлены арии из опер и оперетт советских и зарубежных композиторов.
Сборник составлен в соответствии с программой по сольному пению, утвержденной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств Министерства культуры СССР.
Я. Понтрягин, профессор

Ленинские горы. Музыка Ю. Милютина, слова Е. Долматовского
Отъезд партизан. Музыка Анатолия Новикова, слова Я. Шведова
Почему, отчего? Песня из кинофильма «Повесть о первой любви». Музыка А. Эшпая, слова В. Котов
Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка А. Живцова, слова А. Кольцова
Тройка. Русская народная пеоня. Обработка П. Булахова
Над рекой. Словацкая народная песня. Обработка Ан. Александрова, перевод С. Болотина и Т. Сикорской
Не называй ее небесной. Музыка М. Глинки, слова Н. Павлова
Где ты, звездочка? Музыка М. Мусоргского, слова Н. Грекова
Взошел на небо месяц ясный. Музыка М. Балакирева, слова М. Яцевича.
Бьется сердце беспокойное. Музыка С, Танеева, слова Н. Некрасова
Армянская серенада. Музыка. С. Василенко, слова В. Брюсова
Подъезжая под Ижоры. Музыка Г. Свиридова, слова А. Пушкина
Слышу ли песни звуки. Музыка Р. Шумана, слова Г. Гейне, перевод В. Агамакова
Воскресное утро. Музыка Й. Брамса, слова П. Хейзе, перевод С. Овириденко.
Песня Вакулы из оперы «Черевички». Музыка П. Чайковского
Песня Левко из оперы «Майская ночь». Музыка Н. Римского-Корсакова.
Вторая песня Алеши из оперы «Добрынъя Никитич». Музыка А. Гречанинова
Ария Эрекле из оперы «Измена». Музыка М. Ипполитова-Иванова
Песня Кукушкина из оперы «Повесть о настоящем человеке». Музыка С. Прокофьева
Речитатив и ария Ксеркса из оперы «Ксеркс». Музыка Г. Ф. Генделя, перевод В. Коломийцева
Каватина Фауста из оперы «Фауст». Музыка Ш. Гуно
Каватина Ромео из оперы «Ромео и Джульетта». Музыка Ш. Гуно
Ария Манрико из оперы «Трубадур». Музыка Дж. Верди, перевод А. Горчаковой
Романс Николая из оперетты «Золотая долина». Музыка И. Дунаевского, слова М. Янковского и Л. Левина
Речитатив и ариозо Алексея из оперетты «Акулина». Музыка И. Ковнера, слова Н. Адуева
Ария Андрея из оперетты «Беспокойное счастье». Музыка Ю. Милютина, слова В. Типота
Песня Андрея из оперетты «Свадьба в Малиновке». Музыка Б. Александрова, слова B. Типота и Л. Юхвида
Суд Париса из оперетты «Прекрасная Елена». Музыка Ж. Оффенбаха, перевод В. Крылова
Песня Гренише из оперетты «Корневильские колокола». Музыка Р. Планкета, перевод А. Невского и А. Мирского.
Песня Ахмета из оперетты «Роза Стамбула». Музыка Л. Фалля, русский текст М. Арцьгбашева
Ария Паганини из оперетты «Паганини». Музыка Ф. Легара, русский текст Евг. Геркена
Песня Бони из оперетты «Сильва». Музыка И. Кальмана, русский текст В. Михайлова
Ария Рауля из оперетты-«Фиалка Монмартра». Музыка И. Кальмана, русский текст C. Болотина и Т. Сикорской.

 

Хрестоматия для пения
Арии, романсы и песни
для баритона в сопровождении фортепиано
III – IV курсы музыкальных училищ
составитель К. Витвицкий
“Музыка”, 1977г.
(pdf, 6.25 Мб)

содержание:

 

Г. Гендель. Dignare. Ария
В. Моцарт. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», Слова Л. да Понте (по Бомарше)
B. Моцарт. Серенада Дон Жуана из оперы «Дон Жуан». Слова Л. да Понте
Дж. Верди. Ариозо Жермона из оперы «Травиата».
Н. Римский-Корсаков. Ариозо Мизгиря из оперы «Снегурочка».
П. Чайковский. Ариозо Мазепы юз оперы «Мазепа».
Р. Шуман. Я не сержусь. Слова Г. Гейне
Ф. Лист. Радость и горе. Слова И. Гете
И. Брамс. Ода Сафо. Слова Г. Шмидта
Э. Григ. Сердце поэта. Слова X. К. Андерсена
Э. Григ. Люблю тебя. Слова X. К. Андерсена,
Ф. Тости. Воспоминание. Слова Р. Пальяра
М. Глинка. Попутная песня. Слова Н. Кукольника
А. Рубинштейн. Баллада. Слова И. Тургенева
Н. Римский-Корсаков. Гонец. Слова Г. Гейне.
Н. Римский-Корсаков. О чем в тиши ночей. Слова А. Майкова.
Ц. Кюи. Царскосельская статуя. Слова А. Пушкина.
Э. Направник. Серенада Дон Жуана. Слова А. К. Толстого.
C. Танеев. Мое сердце — родник. Слова Я. Полонского
А. Гречанинов. Степью иду я унылою. Слова А. Плещеева
A. Варламов. Оседлаю коня. Слова А. Тимофеева.
Б. Шереметев. Я вас любил. Слова А. Пушкина
П. Булахов. В поле широком железом копыт. Слова Л. Мея.
С. Донауров. У врат обители святой. Слова М. Лермонтова
Л. Малашкин. Бегство. Слова А. Кольцова
Д. Кабалевский. Когда на суд безмолвных, тайных дум. Слова В. Шекспира
Г. Свиридов. Роняет лес багряный свой убор. Слова А. Пушкина
Ан. Новиков. Ленина помнит земля. Слова Л. Ошанина.
B. Мурадели. Россия — Родина моя. Слова В. Харитонова
Н. Раков. Лес. Слова С. Северцева
О. Фельцман. Баллада о знамени. Слова Р. Рождественского
П. Аедоницкий. Берегите друзей! Слова Р. Гамзатова.
Е. Мартынов. Лебединая верность. Слова А. Дементьева.
М. Магомаев. Торжественная песня. Слова Р. Рождественского.

 

Хрестоматия для пения
Арии, романсы и песни
для тенора в сопровождении фортепиано
III - IV курсы музыкальных училищ
Составитель А. Кильчевская
“Музыка”, 1976г.
номер 10503
(pdf, 8.39 Мб)

содержание:

 

 

Скачать ноты Скачать ноты -
4 сборника (zip 28 Мб)