Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf
Арии, романсы и песни из репертуара
Е.В. Образцовой
для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1979г.
номер 9459
содержание:
Елена Образцова. Предисловие В. Тимохина
В 1962 гаду в Москве проходил Второй Всесоюзный конкурс вокалистов имени
Глинки. Среди конкурсантов была и студентка третьего курса Ленинградской
консерватории, ученица профессора А. Л. Григорьевой Елена Образцова. До
этого она участвовала в соревновании вокалистов, проходившем в рамках
Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, где уверенно завоевала
первое место и золотую медаль. Это придавало выступлению Образцовой в
столице особый интерес, но ее успех на конкурсе имени Глинки превзошел
все ожидания. Она не просто стала победительницей — о ней заговорили как
о явлении в нашем вокальном искусстве.
В 1963 году состоялся дебют Образцовой на сцене Большого театра СССР — молодая артистка блестяще исполнила партию Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». И каждая последующая ее работа обогащала и углубляла наше представление об исполнительском облике певицы, была шагом вперед на пути к художественному совершенству.
В Большом театре Образцова спела весь основной репертуар меццо-сопрано—.партии
Амнерис («Аида») и Любаши («Царская невеста»), Марфы («Хованщина») и Графини
(«Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь») и Кармен, Эболи («Дон Карлос»)
и Азучены («Трубадур»), К числу самых ярких ролей певицы принадлежит Любаша
из оперы Римского-Корсакова — олицетворяя собой страдание и могучую волю
женской души, она становится фигурой по-настоящему эпической. Интересно
раскрылся талант Образцовой и в произведениях советских композиторов:
полон глубокого лиризма образ Жени Комельковой в опере Молчанова «Зори
здесь тихие»; в жанровом, острохарактерном ключе решена роль Фроси в «Семене
Котко» Прокофьева. Одна из новых работ Образцовой в Большом театре — партия
Юдит в опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1978) — отмечена поистине
«взрывчатой» экспрессией и драматизмом.
За последнее время искусство Елены Образцовой обрело особую выразительность,
глубину, динамическую целеустремленность. Имя певицы стало широко известным
в музыкальном мире. С триумфом проходят ее выступления на сценах крупнейших
оперных театров Европы и Америки — миланском «Ла Скала», Венской государственной
опере, нью-йоркской «Метрополитен-опера», оперном театре в Сан-Франциско;
с неменыиим успехом поет она и в концертных залах многих стран.
Целая галерея образов, созданных артисткой, получила международное признание,
и прежде всего — ее Кармен, покорившая слушателей Праги и Будапешта, Марселя
и Мадрида, Барселоны и Вены. Героиня Образцовой словно вобрала в себя
все качества, которые включаются обычно в понятие «женственность» — искренность
н силу чувства, грацию, нежность. Один из венских рецензентов писал о
постановке оперы Бизе: «Все нити действия сходились к Образцовой-Кармен,
и именно ее реакция на то или иное событие становилась движущей пружиной
драмы».
Партию Шарлотты в «Вертере» Массне Образцова пела в Сарагосе, Марселе и Милане. Этот образ она решила по-своему—в ярко выраженном «веристском» ключе. «Такого захватывающего пення, полного эмоционального накала и лирической красоты, мы давно не слышали на сцене «Ла Скала» — признавал итальянский критик.
В сезоне 1977/78 годов Елена Образцова приняла участие в двух постановках
опер Верди на сцене «Ла Скала» — «Дон Карлос» и «Бал-маскарад». Для последнего
спектакля она специально подготовила партию Ульрики, исполнив ее вдохновенно,
с подлинным блеском.
Образцова обладает высоким меццо-сопрано большого диапазона, ее голос
отличается редкой красотой тембра, мягкостью и сочностью звучания. Очень
впечатляют у певицы контральтовые низкие ноты: так, в Рассказе Азучены
из «Трубадура» Верди или ариях Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила»
она придает им почти органную насыщенность. Замечательно развитый верхний
регистр позволяет ей добиваться настоящих сопрановых эффектов: парящим
звуком, почти на манер легкого сопрано, исполняет она знаменитую Хабанеру
Кармен. Обращает на себя внимание интерес певицы и к чисто сопрановому
репертуару. Недавно она записала на пластинку арию Джоконды из одноименной
оперы Понкиеллн, подготовила партию Сантуццы в опере Масканьи «Сельская
честь» (для концертного исполнения оперы в Большом зале Московской консерватории).
Разумеется, нельзя утверждать, что как музыкант, артистка Елена Образцова
выразила себя в полной мере, но тем не менее все вышеназванные работы
певицы принадлежат, к числу значительных художественных достижений. В
них отчетливо проступают черты, присущие самому складу артистической личности
Образцовой—способность с большой впечатляющей силой передать внутренний
«нерв», драматическую пульсацию музыки, держать слушателя в неослабевающем
эмоциональном напряжении. То, что выносит артистка на суд слушателей,
воспринимается как глубоко ею пережитое, «свое», заново открытое и прочувствованное.
Оттого ее концепции обладают такой силой воздействия, захватывают аудиторию
безраздельно н целиком.
«Меня часто спрашивают, — говорит Елена Образцова,— о чем в первую очередь я хочу поведать своим слушателям, с какими мыслями выхожу на оперную сцену или концертную эстраду? На этот вопрос, наверное, легче ответить, если я сама поставлю себя в положение слушателя. Так чего же я ожидаю прежде всего QT артиста? Чтобы спетая им фраза всегда несла в себе образ, настроение, характер, причем, не в статике, не в состоянии покоя, а в движении, динамике. Большой художник всегда дает нам почувствовать, как вызревает драматический конфликт произведения. Техника, мастерство у такого артиста направлены к достижению одной цели — воплощению образной сути музыки, ее неповторимого эмоционального строя».
Оперная и концертная деятельность Елены Образцовой гармонически дополняют
друг друга. В ее камерных концертах всегда восхищает искусство художественного
перевоплощения, умение каждый раз «настроиться» в зависимости от характера
и стиля исполняемого произведения, темброво окрасить спетое слово. Есть
в ее репертуаре сочинения, которые она поет регулярно на протяжении многих
лот и, каждый рад возвращаясь к ним, раскрывает новые красоты и глубины
человеческих эмоций.
Особое место в программах Образцовой занимает мушка Баха и Генделя-, обращение
к ней — насущная потребность для певицы. Она постоянно выступает с исполнением
арий из «Страстей по Матфею;», «Пасхальной оратории», отдельных кантат
Баха, арий из опер «Флавий» и «Ллмет», оратории «.Самсон» Генделя. По
словам Образцовой, «эта музыка остается фундаментом творческого развития
для многих поколений певцов - именно здесь оттачивается, совершенствуется
мастерству настоящего художника-интерпретатора».
Показателен подход певицы к столь широко известным произведениям, как
романсы Чайковского и Рахманинова, У вокальной лирики этих композиторов
немало «общих точек соприкосновения». Части случается, что исполнители
еще больше подчеркивают эти родственные, сходные черты и романсовое творчество
великих композиторов предстает как бы «на одно лицо». Для Елены Образцовой
музыка Чайковского и Рахманинова — это два мира, две жизни. Одна (в романсах
Чайковского) отмечена «предвечерним колоритом», ее душевные порывы — лишь
отзвук минувших бурь и потрясений; другая (в произведениях Рахманинова)
— полна огня, всплесков пламенной страсти, восторженности и упоения: это
жизнь, свидетелями которой становятся сами слушатели.
Романтическая сущность искусства певицы, может быть, нигде не проступает
с такой яркостью, как в ее трактовках романсов Рахманинова («Я жду тебя»,
«Покинем, милая.» и др.). Эмоциональная открытость, воодушевление сочетаются
здесь с поэтической хрупкостью и лирической затаенностью чувства.
Удивительно передает Образцова настроение, характер и колорит испанской
музыки. Здесь в полной мере проявляется ее способность придать, на первый
взгляд, незатейливой мелодии настоящий экспрессивный размах, остроту человеческого
переживания. Очень хороши у нее броские тембровые контрасты, «темный пламень»
низких нот. «Семь испанских народных песен» де Фальи входили еще в программу
первого сольного концерта Образцовой в Малом зале Ленинградской филармонии
(март 1965 года), и до сих пор артистка не расстается с этим сочинением.
Песни Гранадоса и Нина появились в репертуаре певицы вскоре после блестящего
успеха на конкурсе имени Франсиско Внньяса в Барселоне (1970), где она
была удостоена золотой медали—так же, как и на Международном конкурсе
имени Чайковского в Москве несколькими месяцами раньше. Большая творческая
дружба связывает Елену Образцову с Георгием Свиридовым. Певица была в
числе первых исполнителей его вокального цикла на стихи Блока «Петербургские
пески». В декабре 1976 года она впервые выступила в Большом зале Московской
консерватории с сольным концертом, целиком посвященным сочинениям композитора;
партию фортепьяно исполнял автор. Высокий романтический настрой, столь
свойственный исполнительскому облику Образцовой, стремление к драматической
насыщенности ярхо обнаруживается в ее трактовке блоковских песен («Флюгер»,
«За горами, за лесами», «Утро в Москве»). Неожиданно раскрывается Образцова
в произведениях Свиридова, близких к народнопесенным истокам («Слеза», «Русская песня» и др.). Здесь, может быть, впервые за свою творческую
практику, артистка приоегла к характерному, «терпкому», «открытому» звучанию,
присущему народным певцам.
Знаменитый дирижер Бруно Вальтер как-то заметил, что подлинно выдающееся исполнение всегда ассоциативно, оно помогает познать самую сущность художественной натуры музыканта, его артистические стремления и интересы. К этой мысли невольно обращаешься, слушая Елену Образцову. Когда в исполнении певицы звучат арии Баха и Генделя, живо представляешь себе, каким было бы ее прочтение произведении Брамса, Гуго Вольфа или Малера (скажем, партии меццо-сопрано в симфонии-кантате «Песнь о земле»); в таких сценических созданиях Образцовой, как Азучена и Лю-баша, угадывается облик ее будущей Кундри в вагнеровском «Парсифале».
В настоящий сборник смогла войти лишь небольшая часть репертуара выдающейся
певицы — сочинения Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена, Глинки н Мусоргского,
Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова, Все эти произведения,
которые особенно часто включаются артисткой в программы сольных концертов,
она подготовила вместе с пианистом Александром Ерохиным, чутким, эрудированным
музыкантом, тонким ансамблистом. Совместные выступления Елены Образцовой
и Александра Ерохина неизменно отличались художественным единством, когда
исполнительские намерения солиста находят у концертмейстера полное понимание
и поддержку.
Всего за несколько лет Елена Образцова прошла большой путь в искусстве,
заняв достойное место в ряду крупнейших певиц нашего времени. В год 200-летия
Большого театра (1976) она была удостоена Ленинской премии, ей было присвоено
высокое звание народной артистки СССР. Образцова принадлежит к тем художникам,
чье вдохновенное искусство не ограничено рамками концерта или спектакля
— оно продолжает жить в сердцах слушателей, обогащает их эмоциональный
мир, помогает постичь всю глубину и поэзию человеческого чувства.