Арии, романсы, песни - Елена Образцова - ноты

Вокал



Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf

 

 

Ноты арий Образцовой

Арии, романсы и песни из репертуара Е.В. Образцовой
для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1979г.
номер 9459
(pdf, 8 Мб)

содержание:

 

Елена Образцова. Предисловие В. Тимохина

В 1962 гаду в Москве проходил Второй Всесоюзный конкурс вокалистов имени Глинки. Среди конкурсантов была и студентка третьего курса Ленинградской консерватории, ученица профессора А. Л. Григорьевой Елена Образцова. До этого она участвовала в соревновании вокалистов, проходившем в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, где уверенно завоевала первое место и золотую медаль. Это придавало выступлению Образцовой в столице особый интерес, но ее успех на конкурсе имени Глинки превзошел все ожидания. Она не просто стала победительницей — о ней заговорили как о явлении в нашем вокальном искусстве.

В 1963 году состоялся дебют Образцовой на сцене Большого театра СССР — молодая артистка блестяще исполнила партию Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». И каждая последующая ее работа обогащала и углубляла наше представление об исполнительском облике певицы, была шагом вперед на пути к художественному совершенству.

В Большом театре Образцова спела весь основной репертуар меццо-сопрано—.партии Амнерис («Аида») и Любаши («Царская невеста»), Марфы («Хованщина») и Графини («Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь») и Кармен, Эболи («Дон Карлос») и Азучены («Трубадур»), К числу самых ярких ролей певицы принадлежит Любаша из оперы Римского-Корсакова — олицетворяя собой страдание и могучую волю женской души, она становится фигурой по-настоящему эпической. Интересно раскрылся талант Образцовой и в произведениях советских композиторов: полон глубокого лиризма образ Жени Комельковой в опере Молчанова «Зори здесь тихие»; в жанровом, острохарактерном ключе решена роль Фроси в «Семене Котко» Прокофьева. Одна из новых работ Образцовой в Большом театре — партия Юдит в опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1978) — отмечена поистине «взрывчатой» экспрессией и драматизмом.
За последнее время искусство Елены Образцовой обрело особую выразительность, глубину, динамическую целеустремленность. Имя певицы стало широко известным в музыкальном мире. С триумфом проходят ее выступления на сценах крупнейших оперных театров Европы и Америки — миланском «Ла Скала», Венской государственной опере, нью-йоркской «Метрополитен-опера», оперном театре в Сан-Франциско; с неменыиим успехом поет она и в концертных залах многих стран.
Целая галерея образов, созданных артисткой, получила международное признание, и прежде всего — ее Кармен, покорившая слушателей Праги и Будапешта, Марселя и Мадрида, Барселоны и Вены. Героиня Образцовой словно вобрала в себя все качества, которые включаются обычно в понятие «женственность» — искренность н силу чувства, грацию, нежность. Один из венских рецензентов писал о постановке оперы Бизе: «Все нити действия сходились к Образцовой-Кармен, и именно ее реакция на то или иное событие становилась движущей пружиной драмы».

Партию Шарлотты в «Вертере» Массне Образцова пела в Сарагосе, Марселе и Милане. Этот образ она решила по-своему—в ярко выраженном «веристском» ключе. «Такого захватывающего пення, полного эмоционального накала и лирической красоты, мы давно не слышали на сцене «Ла Скала» — признавал итальянский критик.

В сезоне 1977/78 годов Елена Образцова приняла участие в двух постановках опер Верди на сцене «Ла Скала» — «Дон Карлос» и «Бал-маскарад». Для последнего спектакля она специально подготовила партию Ульрики, исполнив ее вдохновенно, с подлинным блеском.
Образцова обладает высоким меццо-сопрано большого диапазона, ее голос отличается редкой красотой тембра, мягкостью и сочностью звучания. Очень впечатляют у певицы контральтовые низкие ноты: так, в Рассказе Азучены из «Трубадура» Верди или ариях Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» она придает им почти органную насыщенность. Замечательно развитый верхний регистр позволяет ей добиваться настоящих сопрановых эффектов: парящим звуком, почти на манер легкого сопрано, исполняет она знаменитую Хабанеру Кармен. Обращает на себя внимание интерес певицы и к чисто сопрановому репертуару. Недавно она записала на пластинку арию Джоконды из одноименной оперы Понкиеллн, подготовила партию Сантуццы в опере Масканьи «Сельская честь» (для концертного исполнения оперы в Большом зале Московской консерватории).
Разумеется, нельзя утверждать, что как музыкант, артистка Елена Образцова выразила себя в полной мере, но тем не менее все вышеназванные работы певицы принадлежат, к числу значительных художественных достижений. В них отчетливо проступают черты, присущие самому складу артистической личности Образцовой—способность с большой впечатляющей силой передать внутренний «нерв», драматическую пульсацию музыки, держать слушателя в неослабевающем эмоциональном напряжении. То, что выносит артистка на суд слушателей, воспринимается как глубоко ею пережитое, «свое», заново открытое и прочувствованное. Оттого ее концепции обладают такой силой воздействия, захватывают аудиторию безраздельно н целиком.

«Меня часто спрашивают, — говорит Елена Образцова,— о чем в первую очередь я хочу поведать своим слушателям, с какими мыслями выхожу на оперную сцену или концертную эстраду? На этот вопрос, наверное, легче ответить, если я сама поставлю себя в положение слушателя. Так чего же я ожидаю прежде всего QT артиста? Чтобы спетая им фраза всегда несла в себе образ, настроение, характер, причем, не в статике, не в состоянии покоя, а в движении, динамике. Большой художник всегда дает нам почувствовать, как вызревает драматический конфликт произведения. Техника, мастерство у такого артиста направлены к достижению одной цели — воплощению образной сути музыки, ее неповторимого эмоционального строя».

Оперная и концертная деятельность Елены Образцовой гармонически дополняют друг друга. В ее камерных концертах всегда восхищает искусство художественного перевоплощения, умение каждый раз «настроиться» в зависимости от характера и стиля исполняемого произведения, темброво окрасить спетое слово. Есть в ее репертуаре сочинения, которые она поет регулярно на протяжении многих лот и, каждый рад возвращаясь к ним, раскрывает новые красоты и глубины человеческих эмоций.
Особое место в программах Образцовой занимает мушка Баха и Генделя-, обращение к ней — насущная потребность для певицы. Она постоянно выступает с исполнением арий из «Страстей по Матфею;», «Пасхальной оратории», отдельных кантат Баха, арий из опер «Флавий» и «Ллмет», оратории «.Самсон» Генделя. По словам Образцовой, «эта музыка остается фундаментом творческого развития для многих поколений певцов - именно здесь оттачивается, совершенствуется мастерству настоящего художника-интерпретатора».

Показателен подход певицы к столь широко известным произведениям, как романсы Чайковского и Рахманинова, У вокальной лирики этих композиторов немало «общих точек соприкосновения». Части случается, что исполнители еще больше подчеркивают эти родственные, сходные черты и романсовое творчество великих композиторов предстает как бы «на одно лицо». Для Елены Образцовой музыка Чайковского и Рахманинова — это два мира, две жизни. Одна (в романсах Чайковского) отмечена «предвечерним колоритом», ее душевные порывы — лишь отзвук минувших бурь и потрясений; другая (в произведениях Рахманинова) — полна огня, всплесков пламенной страсти, восторженности и упоения: это жизнь, свидетелями которой становятся сами слушатели.
Романтическая сущность искусства певицы, может быть, нигде не проступает с такой яркостью, как в ее трактовках романсов Рахманинова («Я жду тебя», «Покинем, милая.» и др.). Эмоциональная открытость, воодушевление сочетаются здесь с поэтической хрупкостью и лирической затаенностью чувства.
Удивительно передает Образцова настроение, характер и колорит испанской музыки. Здесь в полной мере проявляется ее способность придать, на первый взгляд, незатейливой мелодии настоящий экспрессивный размах, остроту человеческого переживания. Очень хороши у нее броские тембровые контрасты, «темный пламень» низких нот. «Семь испанских народных песен» де Фальи входили еще в программу первого сольного концерта Образцовой в Малом зале Ленинградской филармонии (март 1965 года), и до сих пор артистка не расстается с этим сочинением. Песни Гранадоса и Нина появились в репертуаре певицы вскоре после блестящего успеха на конкурсе имени Франсиско Внньяса в Барселоне (1970), где она была удостоена золотой медали—так же, как и на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве несколькими месяцами раньше. Большая творческая дружба связывает Елену Образцову с Георгием Свиридовым. Певица была в числе первых исполнителей его вокального цикла на стихи Блока «Петербургские пески». В декабре 1976 года она впервые выступила в Большом зале Московской консерватории с сольным концертом, целиком посвященным сочинениям композитора; партию фортепьяно исполнял автор. Высокий романтический настрой, столь свойственный исполнительскому облику Образцовой, стремление к драматической насыщенности ярхо обнаруживается в ее трактовке блоковских песен («Флюгер», «За горами, за лесами», «Утро в Москве»). Неожиданно раскрывается Образцова в произведениях Свиридова, близких к народнопесенным истокам («Слеза», «Русская песня» и др.). Здесь, может быть, впервые за свою творческую практику, артистка приоегла к характерному, «терпкому», «открытому» звучанию, присущему народным певцам.

Знаменитый дирижер Бруно Вальтер как-то заметил, что подлинно выдающееся исполнение всегда ассоциативно, оно помогает познать самую сущность художественной натуры музыканта, его артистические стремления и интересы. К этой мысли невольно обращаешься, слушая Елену Образцову. Когда в исполнении певицы звучат арии Баха и Генделя, живо представляешь себе, каким было бы ее прочтение произведении Брамса, Гуго Вольфа или Малера (скажем, партии меццо-сопрано в симфонии-кантате «Песнь о земле»); в таких сценических созданиях Образцовой, как Азучена и Лю-баша, угадывается облик ее будущей Кундри в вагнеровском «Парсифале».

В настоящий сборник смогла войти лишь небольшая часть репертуара выдающейся певицы — сочинения Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена, Глинки н Мусоргского, Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова, Все эти произведения, которые особенно часто включаются артисткой в программы сольных концертов, она подготовила вместе с пианистом Александром Ерохиным, чутким, эрудированным музыкантом, тонким ансамблистом. Совместные выступления Елены Образцовой и Александра Ерохина неизменно отличались художественным единством, когда исполнительские намерения солиста находят у концертмейстера полное понимание и поддержку.
Всего за несколько лет Елена Образцова прошла большой путь в искусстве, заняв достойное место в ряду крупнейших певиц нашего времени. В год 200-летия Большого театра (1976) она была удостоена Ленинской премии, ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Образцова принадлежит к тем художникам, чье вдохновенное искусство не ограничено рамками концерта или спектакля — оно продолжает жить в сердцах слушателей, обогащает их эмоциональный мир, помогает постичь всю глубину и поэзию человеческого чувства.


Скачать ноты Скачать ноты