Арии , романсы, песни - Иван Петров - ноты

Вокал

Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в сопровождении фортепиано в pdf

 

 

Ноты к ариям Петрова
Арии, романсы и песни из репертуара И. Петрова
для баса в сопровождении фортепиано
составитель С. Стучевский
“Музыка”, 1974г.
номер 8234

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Имя Народного артиста СССР Ивана Петрова хорошо знакомо любителям музыки как у нас в стране, так и за рубежом. И. И. Петров — в недавнем прошлом один из ведущих солистов Большого театра СССР, лауреат многих конкурсов и Государственных премий, почетный член парижской «Гранд-опера».
Иван Петров родился в 1920 году в Иркутске в семье железнодорожного служащего. В 1930 году семья будущего певца переехала в Москву; Петров поступил в одну из московских школ. В эти годы в семье начинают увлекаться музыкой — старшие братья и сестры серьезно занимаются вокалом, берут уроки у известного педагога, певца ГАБТ'а Лабинского.

«Лет с 12-ти, — рассказывает о себе Иван Иванович,— я начал бывать в опере и страстно полюбил ее. Знал на память много оперных арий басового репертуара, пел их и дома, и на школьных концертах. Особенно любил арию Руслана, очень, конечно, трудную для меня в то время. На одном школьном концерте, когда я пел своего любимого Руслана, услышал меня известный педагог-вокалист, певец Большого театра С. П. Юдин и посоветовал начать серьезные занятия. Я пошел в театрально-музыкальное училище Имени Глазунова и был принят после 1-го же тура». Занимался И. Петров в классе педагога А. К. Минеева, в свое время известного певца. Занятия шли успешно, голос певца креп, набирал силу, расширялся его диапазон. Рос и артистизм юного вокалиста. На одном из выпускных спектаклей училища — «Царской невесте»— Петрову, тогда еще второкурснику, была поручена «немая» роль проходящего на втором плане согбенного и в то же время величественного царя Ивана Грозного. От природы очень артистичный, юный Петров исполнил этот «проход» с таким мастерством, что присутствовавший на спектакле известный педагог, солист Большого театра С. Остроумов предложил ему поступить в оперный ансамбль при московской филармонии. Ансамблем руководил И. С. Козловский. Здесь ставили в концертном исполнении (хотя в гриме и в костюмах) камерные оперы; пели известные певцы — Максакова, Барсова, Козловский. Работа в этой студии, несмотря на то, что молодому артисту поручались, конечно, небольшие роли, была для Петрова хорошей актерской и вокальной школой.

Началась Великая Отечественная война; студия закрылась. Петров был зачислен солистом в филармонию. В первые годы войны он был активным участником фронтовых концертных бригад, многократно выступал перед бойцами и в госпиталях. Когда в 1943 году артист вернулся из эвакуации в Москву, он был принят солистом в Большой театр. С этих пор творческая судьба певца крепко связана с этим замечательным коллективом. Начал Петров с небольших партий: Анджелотти в «Тоске», Капулетти в «Ромео и Джульетте»; затем—Дон Базилио в «Севильском цирюльнике». Здесь, на сцене Большого театра, спел певец столь любимую им с детства партию Руслана в опере Глинки. Он пел почти все ведущие басовые партии в спектакля* театра: Галицкого, короля Рене, Ивана Сусанина, царя Салтана, князя Юрия (за исполнение двух последних в 1959 году удостоен Гран-при). Интересно обращение певца к советской опере—он создал запоминающийся образ декабриста Бестужева в опере Ю. Шапорина «Декабристы».
С каждой новой партией росло мастерство Петрова, все многогранней становился его талант. С увлечением работал артист над «коронной» партией басового репертуара — ролью Бориса Годунова. Не только красивый, сильный голос, но и мощное актерское дарование певца подняли этот образ до высот настоящей трагедии. Не случайно, что после выступлений Петрова в этой роли в Италии, слышавшая его там дочь Шаляпина Мария Федоровна преподнесла ему знаменательный дар — кольцо отца — в знак восхищения исполнительским и вокальным мастерством артиста. «Петров не только певец, но еще и трагик», — писала по поводу выступления артиста в этой партии газета «Монд». В 1963 году запись оперы «Борис Годунов» получила приз от французской фирмы грампластинок за самое широкое распространение среди покупателей. В 1970 году эта же пластинка в Голландии получила премию Эдисона за лучшую запись года.
Важным этапом в творческой биографии Петрова были партии Кочубея в «Мазепе» Чайковского и Досифея в «Хованщине» Мусоргского (за исполнение этих партий в 1951 и 1953 годах артист был удостоен Государственных премий). В 1955 году Петрову было присвоено звание Народного артиста Р.СФСР, в 1959 году —звание Народного артиста СССР. В этом же голу он был награжден орденом Ленина.

В 1947 году Петров выступил на конкурсе вокалистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге, где получил первую премию. С этих лор начались многочисленные зарубежные поездки певца, принесшие ему мировую известность. Он выступал в различных странах Европы, в США, в Австралии, Японии, везде получая самую высшую оценку прессы и публики.
У Петрова богатая концертная программа. Свыше 200 произведений спел он в концертах: классику, сочинения советских композиторов, народные песни. За лучшее исполнение камерных произведении в 1962 году он получил во Франции приз «Золотой Орфей». Выступает Петров и с тематическими концертами, целиком посвященными творчеству какого-нибудь композитора: Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Бетховена, Шуберта, Шумана, Вольфа. Камерный репертуар, по выражению самого певца, помог ему при работе над труднейшими партиями оперного репертуара. В концертных программах Петрова видное место принадлежит русским народным песням, которые он поет с удивительной задушевностью и широтой, бережно сохраняя их неповторимую поэтичность.

Сейчас Иван Иванович Петров в расцвете своих творческих сил. Он разучивает новые партии, выступает в концертах, снимается в кино (он снялся уже в роли Гремина в экранизации оперы Чайковского «Евгений Онегин» и в роли охотника Зеба Стампа в фильме «Всадник без головы»).
В настоящий сборник вошла, разумеется, очень малая часть богатого концертного репертуара певца. Причем при отборе материала составитель стремился дать не только яркое представление о творческий индивидуальности Ивана Петрова, но и включить в сборник арии и романсы, публикуемые сравнительно редко и представляющие особый интерес для концертирующих певцов. Произведения зарубежных композиторов печатаются с теми переводами, с которыми их исполнял И. Петров.
Заслуженный артист РСФСР С. СТУЧЕВСКИЙ


Скачать ноты Скачать ноты