Поет Татьяна Шмыга
Песни из арий и оперетт
для сопрано в сопровождении фортепиано
составитель С. Трегубов
“Музыка”, 1976г.
номер 9130
содержание:
Вряд ли найдется в нашей стране любитель театра,
не знакомый с искусством Татьяны Ивановны Шмыги. Больше двадцати лет прошло
с тех пор, как она впервые переступила порог Московского театра оперетты;
теперь это всеми признанный блестящий мастер, в большой мере эталон актерского
искусства советской оперетты, народная артистка, каждый выход которой
па сцену — праздник.
Среди прочих качеств, делающих Шмыгу лучшей среди равных, ее отличает
проникновенная музыкальность, безошибочное чувство жанра оперетты как
жанра прежде всего музыкального, где именно в музыке и через музыку раскрываются
характеры и судьбы людей, коллизии сюжета. У Шмыги легкое выразительное
сопрано, прекрасно подчиняющееся артистке и звучащее по-разному в зависимости
от содержания и вокальных особенностей партии.
Предлагаемый любителям оперетты сборник арий и песен из репертуара Татьяны
Ивановны Шмыги отражает существенные этапы в творческой биографии актрисы.
Первый подлинный успех пришел к ней в 1955 году. В спектакле «Белая акация»
И. Дунаевского она сыграла и спела «морскую дочку» Тоню Чумакову, живую,
задорную и ласковую девчонку, умеющую любить и мужественно защищать свою
любовь. В исполнении молодой актрисы, в ее голосе, речи, пластике пленяла
чистота и нежность юного существа, едва вступающего п жизнь, и одновременно
взрослая надежность и сила чувств. Такого в оперетте еще не было. Это
было открытие Шмыги. Вскоре она вывела па сцену Московского театра оперетты
целую плеяду юных героинь, которые были теснейшим образом связаны прежде
всего с жизнью, а не с театральной традицией, п в каждой из них молодежь
послевоенных лет узнавала частицу своих надежд, стремлений, печален и
радостей.
Одна из самых сокровенных тем в творчестве Татьяны Шмыги - тема войны, негромкого мужества простых, скромных девушек, которые оказываются такими духовно сильными и стойкими в испытаниях, доставшихся им на долю. Темой этой и ее совершенным воплощением Шмыга приобщила искусство оперетты к одной из магистральных линий всего большого советского искусства. Уже в песне Тани о березке («Весна поет» Д. Кабалевского) актриса передавала всю глубину подлинных переживаний героини, вспоминающей недавно прошедшую войну. С особенной силой и правдой прозвучала эта тема в «Севастопольском вальсе» К- Листова. Татьяна Шмыга сыграла здесь Любашу, маленькую медсестру с нелегкой судьбой, самоотверженную спасительницу раненых под Севастополем воинов, верно и нежно влюбленную в своего командира и дождавшуюся его любви. Гражданские чувства, храбрость и отвага, которые не кричат о себе, но движут каждым ее шагом, правда характера — все это сделало Любашу Толмачеву одной из самых любимых героинь и зрителя и самой актрисы. Образом Любаши, как и многими другими работами, Шмыга убедила всех в том, что оперетта, которую по-прежнему 'иногда называют «легким жанром», способна рождать на сцене и вызывать у зрителя чувства не менее глубокие и сильные нежели драма — здесь лишь средства другие.
С музыкой композитора Юрия Милютина Татьяна Шмыга встречаюсь па своем
творческом пути несколько раз; В его опереттах она создала яркие обаятельные
образы Чаннты («Поцелуй Чаииты»), Глории («Цирк зажигает огни»), Маши
(«Фонари-фонарики»), Марфы («Девичий переполох»). Глория — одна из самых
удачных работ актрисы, совершенное, испытанное мастерство ее вложено в
каждый шаг героини на сцене: с блеском поет и танцует она знаменитые «Двенадцать
музыкантов», кокетливо и задорно звучит песенка «Как хорошо, когда весна»,
в рассказе же Глории о своем детстве — детстве маленькой француженки,
оставшейся сиротой во время войны, — затаенная мягкая печаль и душевная
стойкость, так полюбившиеся нам в Любаше Толмачевой, Тоне Чумаковой, в
Тане-березке.
Палитра Шмыги чрезвычайно разнообразна — это касается исполнения каждой
роли и партии; соблюдая общий, присущий композитору стиль, она добивается
свежести и новизны звучания в каждом фрагменте, обогащая образ, раздвигая
рамки его привычного восприятия.
Разнообразны и роли, сыгранные и спетые Шмыгой в зрелые годы. Капризная, прелестная и отважная кубинка Делия («Куба — любовь моя» Р. Гаджиева), которая покидает буржуазный круг, чтобы пойти вместе с любимым Раулем сражаться к «барбудос», и рядом— Долли из «Белой ночи» Т. Хренникова, образ, исполненный истинного драматизма, женщина из «общества», подошедшая к той грани, за которой —ненависть и гибель, если не понять и не принять революцию. Каждая работа Шмыги поражает и совершенством, и выверенной отточенностью — и открытиями, заставляющими с радостью убеждаться в огромных возможностях ее таланта. Блистательная Карамболина из Фиалки Монмартра И. Кальмана, дитя вольнолюбивого Парижа — наслаждение весельем и радостью жизни, ощущение себя в танце, как в своей привычной стихии, безупречность вкуса, вдохновенная красота — как непохоже это на роковую даму, единственная забота которой заворожить всех, хищно захватить в плен, а ведь мы видели довольно много таких Карамболин. И, наконец, один из самых прекрасных и поэтических образов, созданных Шмыгой на сцене оперетты, — маленькая лондонская цветочница, сильный, умный и очаровательный человек Элиза Дулитл в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу.
Произведения из репертуара Татьяны Шмыги очень популярны. Здесь— как везде
в искусстве— возможны индивидуальные толкования, трактовки, эмоциональная
окраска исполнения, идущая от чувств, видений и особого характера восприятия
музыки у каждого певца. Но все фрагменты партий, исполненных Шмыгой, овеяны
обаянием этой замечательной артистки, очарованием ее пения и сценической
игры. Встреча с ее искусством в любой форме — праздник.
Елена Фалькович